Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Постоянная экспозиция икон открылась в Эрмитаже

Постоянная экспозиция икон открылась в Эрмитаже
Версия для печати
7 марта 2020 г. 20:10

6 марта 2020 года в Государственном Эрмитаже состоялось открытие постоянной экспозиции древнерусской иконописи XIV — начала XVIII века. В экспозицию вошло более восьмидесяти икон.

Начало формирования собрания древнерусского искусства Эрмитажа было связано с открытием в 1941 году отдела истории русской культуры. Это одна из самых «молодых» коллекций музея. Ее основу составили материалы Историко-бытового отдела Музея этнографии народов СССР и музейного Обменного фонда, а также поступления из собрания Михаила и Владимира Успенских.

Экскурсию для журналистов провела Анна Иванникова, одна из кураторов экспозиции. Она рассказала, что большинство экспонатов поступили в Эрмитаж в 1950-1970-е годы, когда активно организовывались экспедиции в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области. Это в прямом смысле спасенные иконы: в основном они найдены в недействующих деревянных храмах и часовнях, вывезены и отреставрированы. Сами эти храмы и часовни в большинстве своем до наших дней не сохранились: некоторые сгорели, некоторые просто обрушились.

Не всегда удается определить, из какого храма экспонат попал в Эрмитаж: в период активной борьбы государства с Церковью храмы закрывались, и их имущество в буквальном смысле разграблялось, а потом без всякого учета передавалось в различные музеи.

Выставка посвящена 100-летию со дня рождения сотрудницы Эрмитажа А.С. Косцовой (1920-2006). Она была хранителем Фонда икон, руководила многочисленными экспедициями по сбору памятников, подготовила первый план этой большой постоянной экспозиции.

Одна из жемчужин эрмитажного собрания — новгородская икона святителя Николая Мирликийского начала XV века. Целый ряд экспонатов отличается редкостью иконографического решения. Например, самый ранний из известных на Руси комплектов миней, созданный новгородскими мастерами во второй четверти XV столетия. Некоторые экспонаты демонстрируют оригинальность стиля иконописцев древнего Пскова и Москвы. В частности, образ «Богоявление», исполненный в экспрессивной манере, характерной для псковского искусства середины — третьей четверти XIV века, а также пядничная икона «Рождество Иоанна Предтечи».

На выставке представлены не только иконы, но и оклады, кресты, элементы архитектуры православного храма. Среди экспонатов — золоченые Царские врата начала 1680-х годов из московского Симонова монастыря. Украшенные сквозной объемной резьбой створы врат являются ярким образцом так называемой флемской рези.

Предметы на экспозиции выставлены в витринах нового поколения. Иконы несколько десятилетий находились при низкотемпературном хранении с постоянным высоким уровнем влажности. Так как они чувствительны к любым, даже минимальным, изменениям климатических условий, была применена технология двухступенчатой стабилизации влажности и глубокой молекулярной очистки воздуха. Эрмитажные климатологи впервые в таком объеме осуществляют мониторинг за состоянием климата в витринах с помощью автоматической системы контроля через Wi-Fi, что позволяет круглосуточно наблюдать за изменением влажности в витринах. Подобные технологии в России никогда прежде не применялись в масштабах целой экспозиции.

Кураторы: О.Н. Мальцева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг; А.П. Иванникова, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи.

«Мы открываем постоянную экспозицию русской иконописи, которая формировалась долгие годы. Многие не знают, что в Эрмитаже вообще есть русские иконы, — сказал на торжественной церемонии открытия выставки директор музея Михаил Пиотровский. — Эрмитаж — место памяти и очень важно, что такая экспозиция появилась. Сегодня созданы абсолютно идеальные условия показа: все витрины выполнены по последнему слову техники. Наша коллекция — символ открытости Эрмитажа. Каждый входящий будет с восторгом смотреть на святого Николая Мирликийского, будет проходить через залы, где расположена эта замечательная коллекция».

По материалам сайтов Санкт-Петербургской митрополии и Государственного Эрмитажа

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В рамках конкурса «Лето Господне» состоится очередной дистанционный брэйн-ринг

Председатель Финансово-хозяйственного управления провел совещание по вопросам реставрации храмов в епархиях

В городе Переславль-Залесский пройдет форум «Радость Слова»

В Псково-Печерском монастыре открылась мультимедийная выставка, посвященная архимандриту Иоанну (Крестьянкину)

На украинском телеканале состоялся четырехчасовый международный телефорум «Люди. День Крещения Руси»

Председатель Финансово-хозяйственного управления провел совещание по реставрации Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря

При поддержке Патриаршего совета по культуре в Псково-Печерском монастыре откроется выставка, посвященная архимандриту Иоанну (Крестьянкину)

Председатель Финансово-хозяйственного управления и руководитель Департамента культурного наследия Москвы провели совещание по реставрации храмов Новоспасского ставропигиального монастыря

В день 40-летия со дня кончины Владимира Высоцкого у его могилы была совершена панихида

Определены победители конкурса «Учитель и ученик»