Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
12 апреля 2020 г. 16:13

12 апреля 2020 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим, и Церковь вспоминает события, связанные с земной славой Господа и Спасителя нашего. Потрясенные воскрешением Лазаря, люди встретили Господа у стен Иерусалима и сопровождали Его торжественной процессией, полагая пред Его ногами ветви пальм, постилая свои одежды, чтобы Он, великий чудотворец, ступил на эти одежды. Люди были действительно потрясены и надеялись хотя бы через это соприкосновение стать причастными Его великой силе.

Что может быть страшнее смерти? И вдруг явился Человек, Который воскресил покойника на четвертые сутки после смерти, — когда, как повествует евангелист, тело уже смердело, когда его коснулось тление и процессы распада организма стали необратимыми. Однако силой Божественной эти процессы остановились, и плоть человеческая восстановилась, и ожила душа, и Лазарь вышел из пещеры, обвитый погребальными пеленами. Воскрешением Лазаря Спаситель явил огромную силу, и потому люди устремились к Нему.

Вообще, если проанализировать человеческие симпатии и антипатии, то почти на 100%, за редчайшими исключениями, они связаны с тем, что один человек признает силу другого человека — силу ума, красоты, мудрости. Именно признание силы другого и предрасполагает человека к стремлению быть ближе к тем, кто обладает этими способностями, властью, красотой.

В стремлении быть ближе к сильному нет ничего плохого. Тот, кто устремляется к сильному, осознает свою слабость и превосходство другого над самим собой, а уже один факт осознания такого превосходства помогает человеку избавляться от гордыни. Поэтому и в том, что жители древнего Иерусалима устремились к Спасителю, не было ничего плохого. Это была естественная реакция людей — быть ближе к Тому, Кто силен, силен настолько, что преодолел силой Своей узы смерти.

Но все мы хорошо знаем и то, что произошло после торжественного входа в Иерусалим и нескольких дней, которые Спаситель посвятил проповеди — проповеди удивительно сильной. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы мы будем слышать Евангельские чтения, через которые дошла до нас эта удивительная проповедь. Это было действительно некое прощание с миром, когда Господь говорил с особой силой и открывал такие истины, которые, будучи усвоены умом и сердцем, способны изменить жизнь человека, а если их усвоит большинство людей, то они изменят жизнь всего мира. Однако славу, которую воздавалась Спасителю как великому чудотворцу, воскресившему Лазаря из мертвых, скоро сменили сомнения — в том, что Он действует силой Божией, или даже сомнения в Его чудодейственной силе. Сомнения эти были посеяны людьми, ибо Господь не давал никаких поводов усомниться в том, что Он воскресил Лазаря; но те, кто воспылал завистью и гневом, сделали все для того, чтобы народ отказался от признания Спасителя Победителем смерти.

Если в жизни людей происходят сложные события, если им угрожает опасность, то возникает потребность быть ближе к сильному. Заболевший ищет сильного врача. Слабый супруг стремится быть как можно ближе к сильному супругу. Испытания, которые посещают семьи, часто укрепляют их (хотя бывает и обратное) — возникает взаимное тяготение супругов, с тем чтобы стать сильнее, обогатиться силой другого, защитить друг друга и детей от напасти.

Сейчас мы переживаем времена, когда особая напасть посетила землю нашу, а потенциально — весь мир. Во многих частях мира уже свирепствует страшная болезнь, о которой вы все хорошо знаете; а те уголки земли, где ее пока нет, никак не застрахованы от того, что эта инфекция придет и туда. Другими словами, мы действительно переживаем глобальную трагедию, которая затрагивает всех и каждого вне зависимости от того, в полной ли мере мы осознаем сегодня эту опасность.

Пример, о котором мы только что размышляли, — как у жителей Иерусалима возникло желание быть ближе к Чудотворцу, воскресившему Лазаря, — говорит нам о том, что и сегодня непременно должно возникнуть стремление быть ближе к Самому Сильному — к Господу и Спасителю нашему, Который только и имеет власть остановить эту вселенскую пагубу.

Господь неслучайно проводит нас через испытания. Сейчас об этой неслучайности многие уже говорят и пишут, каждый со своей точки зрения. Но большинство склоняется к тому, что все развитие человеческой цивилизации, особенно в последние десятилетия, настолько переориентировало сознание людей, что центром их жизни стало безудержное стремление иметь больше, желать больше, потреблять больше; а все великие идеалы, возвышенные и прекрасные, в том числе самый прекрасный идеал веры в Бога, для многих ушли на периферию жизни.

Может быть, и эти испытания постигли нас, чтобы и этот идеал, и многие другие вновь вернулись с периферии в центр нашей жизни. Чтобы мы задумались о том, что не хлебом единым жив человек, что человек предназначен к такому великому, чего он сам еще не сознает, потому что величие человеческого предназначения определено Самим Богом. Чтобы люди задумались о смысле своей жизни, о слабости своей и не говорили более: «Мы всё можем!», ведь когда человек говорит так, он останавливается в своем развитии — и умственном, и нравственном, и духовном.

Да, неслучайно Господь посетил всех нас этой скорбью, но как же будет трагично, если из этой скорби мы выйдем слабыми, раздавленными, разочарованными! Ведь скорби и даются для того, чтобы стать уроками жизни; и эта всемирная напасть дана для того, чтобы люди, погрязшие в потребительской психологии, — как в богатых обществах, так и в тех, для кого богатые общества являются идеалом, — осознали, что над всеми и над всем Бог, и обратились к Господу и умом и сердцем, прося Его оградить их самих, родных и близких, наши страны и весь род человеческий от этой напасти. И если через преодоление этой скорби мы станем ближе к Богу, то, несомненно, победим и саму скорбь.

Дай Бог, чтобы именно так, с такими мыслями, с таким целеполаганием мы с вами сегодня находились в наших домах, оберегая себя от инфекции. Дай Бог, чтобы с такими мыслями и с таким целеполаганием мы воспринимали то, что происходит сегодня с нами, с народом нашим и со всем родом человеческим. Тогда, несомненно, мы выйдем из этого испытания еще более сильными и жизнеспособными, и, может быть, более сильной и жизнеспособной выйдет из этих соблазнов, искушений и скорбей вся человеческая семья, вся человеческая цивилизация.

Если мы сделаем такие выводы, если мы, проходя через эти скорби, изменимся, если мы преодолеем предрассудки потребительского общества, уповающего на силу разума и силу денег, но полностью исключающего силу Божию, если мы выйдем из тяготения этих страстей, то во благо будет и то, что с нами происходит.

Да укрепит Господь нашу веру, да оградит Он народ наш и все народы Земли от страшной погибели. Да поможет Он всем нам осознать, что Он — Господин истории, что в Его руках — человеческая жизнь и человеческая смерть. Хотя в эти дни многие храмы нашей Церкви закрыты по требованию санитарных властей, но и в своих домах давайте крепко молиться и проводить время у телевизоров, когда там идут трансляции богослужений. Будем молиться о самих себе, чтобы Господь вразумил нас, помог нам преодолеть искушения этой жизни, помог осознать, сколь важно быть вместе с Ним и в радостях, и в скорбях. Помолимся, конечно, о наших родных и близких, о стране нашей, о народе нашем и о всем мире, и надеемся, что если так мы проведем эти дни вынужденной скорби, то они перестанут быть днями скорби, но принесут нам великую радость победы над самими собой, над своими слабостями и недостатками, и помогут увидеть ясную, светлую и спасительную перспективу движения навстречу Богу — Творцу и Промыслителю Вселенной. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

Патриаршая проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту

Патриаршая проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Александро-Невском скиту

Патриаршая проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в Александро-Невском скиту

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы после Литургии в Илиинском храме в Северном Бутове г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы