Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление митрополита Калужского и Боровского на круглом столе «Наследие общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II и будущее России»

Выступление митрополита Калужского и Боровского на круглом столе 'Наследие общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II и будущее России'
Версия для печати
20 февраля 2009 г. 17:15

20 февраля в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Наследие общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II и будущее России». На круглом столе выступил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Ниже публикуется текст его выступления.

Несомненно, одной из самых ярких черт предстоятельства Святейшего Патриарха Алексия стало возрождение духовной жизни в нашем Отечестве. Этому способствовали и внешние причины (в частности изменение отношения государственной власти к религии) однако очевидно, что реализовать предоставившиеся возможности было делом совсем не простым. Более того, можно с уверенностью сказать, что Патриарх Алексий во многом способствовал положительным изменениям подобного рода. В частности можно вспомнить известное письмо направленое тогда еще митрополитом Таллиннским и Эстонским Алексием, Управляющим делами Московской Патриархии главе государства — М.С. Горбачеву, в котором он поставил вопрос о пересмотре государственного законодательства, регламентирующего статус религиозных объединений. Позиция автора письма заключалась в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства. Ответом на письмо было указание властей отстранить митрополита Алексия от должности управляющего делами, что и было сделано. Будущий Патриарх в 1986 г. был отправлен из Москвы в «почетную» ссылку на Ленинградскую кафедру. А всего лишь через 4 года Поместный собор 1990 года, избравший его на Престол Первосвятителей Московских проходил уже без какого-либо контроля и вмешательства со стороны государства.

Его Святейшество любил повторять тезис о том, что «Церковь отделена от государства но не от общества». И он последовательно на протяжении всех восемнадцати лет своего патриаршего служения стремился воплощать в жизнь эту сентенцию. Он поддерживал баланс в отношениях Церкви и Государства, и высшие лица, управляющие нашей страной, с уважением относились к этой его позиции во взаимоотношениях.

В период первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия государство дало возможность возобновить литургическую жизнь во множестве некогда отнятых храмов. Однако, вполне понятно, что абсолютное их большинство находилось в руинированном состоянии. Зачастую приходилось строить новый храм на сохранившемся фундаменте старого. Это поставило вопрос о поиске деятельных и способных клириков и православных мирян способных в кратчайшие сроки организовать восстановление святынь. Эта задача, как мы сегодня можем видеть, была с успехом решена.

Патриарх Алексий сумел возродить такую исторически существовавшую некогда черту предстоятельского служения, как печалование перед власть имущими за обездоленных, примером чего может служить обращение Предстоятеля Церкви, подписанное им в связи с вступлением в силу закона о монетизации льгот в России. И что очень важно, он всегда проявлял внимание к лицам, находящимся в местах лишения свободы и оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. К примеру, он неоднократно обращался к главам государств за лиц несправедливо осужденных.

В тоже время, в переломные моменты российской истории, грозившие обернуться серьезным кровопролитием и масштабным гражданским противостоянием, Святейший Патриарх возвышал свой голос, обращаясь к противоборствующим сторонам, призывая их решать все проблемы за столом переговоров, а не силой оружия.

Так было в 1991 и 1993 годах. И несмотря на то, что далеко не все участники тогдашних событий оказались готовыми внимать словам Святейшего, сам факт консолидирующего и примиряющего значения голоса Предстоятеля Русской Православной Церкви является знаковым.

При Патриархе Алексие в российском государстве был налажен конструктивный диалог между традиционными конфессиями нашего Отечества. Это позволило установить толерантные отношения между носителями различных религиозных традиций в новых условиях бытия общества и государства. Фактически нашей стране удалось избежать религиозной войны и даже сколь либо заметных столкновений на религиозной почве, в чем несомненно есть огромная заслуга почившего Патриарха. Он осознавал, что Россия многонациональна и многоконфессиональна и это многообразие дарована нам Богом.

Показателем активного участия Патриарха в межрелигиозном диалоге является например Всемирный Саммит религиозных лидеров, созванный по его инициативе и проходивший в июле 2006 года в Москве.

Святейший Патриарх Алексий стремился делать все возможное для того, чтобы молодое поколение наших сограждан было приобщено к многовековым духовным ценностям нашего народа. Для этих целей был специально создан Синодальный Отдел по работе с молодежью и Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Кроме того, ежегодно организовывались Международные Рождественские образовательные чтения ставшие эффективной площадкой для обсуждения вопросов образования и воспитания подрастающего поколения в преемстве традиционных нравственных ценностей, изучение форм и методов профилактики в молодежной среде асоциальных явлений, наркомании, алкоголизма и проявления национальной нетерпимости.

Кроме того, данный форум стал местом дискуссии между священнослужителями, представителями педагогического сообщества и государственных чиновников образовательного ведомства в отношении форм и методов сотрудничества в современной школе.

Многое было сделано в социальной сфере. Во множестве епархий были открыты детские приюты, богадельни, центры социальной поддержки обездоленных. Все это позволило Русской Православной Церкви стать партнером государства и общественных институтов в сфере заботы о наиболее уязвимых группах граждан. Тем не менее, говоря о будущем (чего требует название нашей встречи), следует сказать о необходимости совершенствования законодательной базы в данной области, дабы это партнерство стало полновесным, максимально эффективным и равноправным.

Нельзя не отметить также роль Святейшего Патриарха Алексия в деле консолидации русского мира. На протяжении последних двух десятилетий Русская Православная Церковь составляет одну из самых существенных скреп, связывающих братские народы славянских стран России, Украины и Белоруссии, а также стран СНГ и Балтии, входящих в каноническое пространство Московского Патриархата. В современных непростых политических условиях — это имеет принципиальное значение. За восемнадцать минувших лет Святейший Патриарх Алексий с пастырскими визитами посещал епархии, находящиеся в этих государствах, являя тем самым живое свидетельство о цивилизационных и культурных связях между нашими народами.

Святейший Патриарх Алексий не раз посещал приходы Русской Церкви в дальнем зарубежье, стараясь поддержать наших соотечественников, оказавшихся в дали от Родины и ищущих связи с духовной и культурной традицией своих отцов. Он стоял у истоков диалога с Русской Зарубежной Церковью, в результате которого произошло воссоединение двух частей Церкви.

В этой связи следует отметить незабываемую встречу Святейшего Патриарха с протопресвитером Русской Православной Церкви Заграницей Александром Киселевым.

Патриарх знал о. Александра еще в юности. В школьные годы он прислуживал у него на приходе в Эстонии. Когда Эстония вошла в состав Советского Союза о. Александр эмигрировал, и с тех пор они не встречались. И вот в 1989 году, тогда еще митрополитом Ленинградским и Новгородским, он посетил Нью-Йорк, и я организовал встречу с о. Александром.

У меня эта встреча глубоко запала в память. Я познакомился с отцом Александром в 1983 году и увидел в нем старую, в хорошем смысле этого слова, Россию, с ее духовной и культурной силой. Это подлинный образец русской эмиграции, сохранившей связь с дореволюционной Россией и верившей в будущее возрождение России. Человек, соединивший в себе величие Православия, его традиции, в то же время не чужд западной культурой, то есть того доброго, хорошего, что имеет Запад. Он имел большой авторитет в среде эмиграции.

И вот, один из высших иерархов нашей Церкви и авторитетнейший протопресвитер Зарубежной Церкви встретились в Нью-Йорке. Тогда еще был Советский Союз, ничто не говорило о политическом изменении в нашей стране. Была, если так сказать «горбачевская» оттепель по отношению к Церкви, которая перешла в весну и лето, то есть к нормализации жизни Церкви. Встреча носила душевный характер, и можно без преувеличения сказать стала началом внутреннего нашего сближения.

В итоге 17 мая 2007 года было подписан акт о единстве наших Церквей. Сама подготовка проходила не легко, но все возникшие вопросы, благодаря Святейшему, находили взаимоприемлемое решение.

Почивший Патриарх свидетельствовал о неизменности нравственных ценностей дарованных человечеству Богом не только с амвона кафедрального собора, но и при встречи с главами иностранных государств, а также с трибун международных организаций. Так 2 октября 2007 года он обратился с речью к депутатам Европейского Парламента.

Вместе с тем нельзя не отметить постоянные усилия Его Святейшества, которые он предпринимал для противостояния засилью пошлости в массовой культуре, диктатуры безвкусия и морального релятивизма на телевидении и радио. Он неоднократно указывал на необходимость создания эффективных средств общественного контроля над содержанием газетных публикаций, информационного наполнения теле и радио эфира.

Полагаю, что наследие, оставленное нам Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, еще будет оценено историей. Нам же следует внимательно исследовать его деяния и вдуматься в его слова, дабы мудрость Первосвятителя помогала нам в созидании нашего будущего.

Пресс-служба Московской Патриархии

Материалы по теме

Состоялось совещание глав митрополий, на территории которых находится большое количество аварийных и руинированных храмов

Положение об Управлении делами Московской Патриархии [Документы]

Состоялось заседание Бюро Президиума ВРНС

Слово архимандрита Саввы (Тутунова) при наречении во епископа Зеленоградского [Приветствия и обращения]

У святых врат Соловецкого монастыря откроется постоянно действующая фотогалерея под открытым небом

В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Опыт, практики и проблемы участия православных НКО в оказании социальных услуг»

В Галерее под открытым небом в центре Москвы открылась фотовыставка фестиваля «Архитектура русского храма»

В центре Москвы пройдет первая фотовыставка фестиваля «Архитектура русского храма»

В 29-ю годовщину интронизации Святейшего Патриарха Алексия II состоялась панихида в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы

Выставка «Духовное наследие России» открылась в Санкт-Петербурге

В день 90-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия II в Богоявленском кафедральном соборе в Москве была совершена панихида

В 90-ю годовщину со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия II в Таллине прошли мероприятия, посвященные памяти Его Святейшества

Другие статьи

Перезагрузка стеллажей. Синодальная библиотека на пороге насущных реформ

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Духовная весть христиан о мире в наше время

Зачем нужен Всероссийский день трезвости

Деятельность Межрелигиозного совета России по сохранению и поддержке института семьи, защите жизни нерожденных детей

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на международном форуме христианских журналистов «Христианство в современном мире»

«Православная инициатива» — что нового?

Епископ Балашихинский Николай. Богословские ответы Патриарха Кирилла на вызовы современности

Митрополит Волоколамский Иларион. Патриарх Кирилл о служении Церкви в мире

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Главные выводы крестного хода верующих Украинской Православной Церкви

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: Дожить до ремиссии