Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Инклюзивный творческий форум «Пасхальная радость» стартовал в онлайн-формате

Инклюзивный творческий форум «Пасхальная радость» стартовал в онлайн-формате
Версия для печати
1 июня 2020 г. 17:44

Инклюзивный форум «Пасхальная радость» проходит в двух форматах. 22 и 29 мая 2020 года при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялось первое мероприятие форума — дистанционная научно-практическая конференция «Творчество объединяет: успешные практики творческой инклюзии и социокультурной реабилитации». На ней специалисты из Москвы, Ярославля, Кирова, Орла, Волгодонска, Екатеринбурга, Петрозаводска, Самары, Риги и других городов поделились успешными практиками творческих проектов, которые помогают в социокультурной реабилитации детей с инвалидностью. Очная часть форума — X юбилейный фестиваль детских социальных учреждений «Пасхальная радость», конкурс талантов для детей и молодых людей с инвалидностью из детских домов-интернатов, коррекционных школ и реабилитационных центров — пройдет осенью 2020 года.

«Это очень важная задача — объединить всех людей в любви, добре, учитывая особенности каждого. Чтобы понять другого, нужно приложить усилия наладить связь с другим человеком, — сказал в своем приветствии председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Объединению людей друг с другом служат молитва, богослужения, искусство и культура. Нет больше радости на земле, чем вместе делать добрые дела. Дай Бог, чтобы конференция помогла вам этому научиться».

Форум направлен на создание инклюзивного пространства для творчества и общения всех его участников, отметила руководитель направления по работе с людьми с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности Вероника Леонтьева.

«Когда фестиваль проходил первый раз — более десяти лет назад — в России люди с инвалидностью были исключены из социума: существовала невидимая стена между ними и окружающими их людьми. Они часто не имели возможность выйти из интерната или из квартиры. Считалась, что чем меньше особенный человек соприкасается с обществом, тем лучше и для него, и для окружающих, — отметила Вероника Леонтьева. — Нашей целью стало — создать сообщество единомышленников и новое инклюзивное дружелюбное пространство, которое смогло бы расширить картину мира людей с инвалидностью за пределами социального учреждения или одной семьи».

Творческие выступления детей и молодежи с инвалидностью важны как для них самих, так и для их родителей, считает она. «Статус ребенка становится совсем другим на фестивале. На них смотрят не как на детей-инвалидов, а как на конкурсантов», — подчеркнула Вероника Леонтьева. По ее словам, за десять лет появилось множество профессиональных творческих инициатив детей и молодежи с инвалидностью как государственного, так и общественного сектора.

С приветственным словом на конференции также выступила заведующая кафедрой социальной работы Свято-Тихоновского университета Татьяна Зальцман.

На конференции были представлены успешные практики в разных областях инклюзии. Социокультурная реабилитация детей и молодых людей с инвалидностью может происходить посредством участия в театральных постановках. Так, например, в Ярославле с 2013 года работает инклюзивный конно-драматический театр. Большая часть труппы — это люди с ментальными особенностями, проживающие в ПНИ.

«Люди из социальных учреждений живут в постоянной изоляции, чтобы выйти — нужен пропуск, разрешение. Во время пандемии люди из ПНИ вообще не выходят из комнат. Они привыкли делать все с разрешения, не проявлять инициатив. Все эти проблемы мы решаем в нашем проекте, — рассказала руководитель театра Екатерина Сибаринова. — В театре работают профессионалы — врачи, тренеры-консультанты, художники, дизайнеры, фотограф, видеограф. На время карантина мы проводим видеорепетиции. Все это развивает социальные навыки и повышает шансы на сопровождаемое проживание наших ребят».

Положительный эффект для адаптации людей с ментальными особенностями имеют специальные занятия в музейном пространстве. «Использование культурных пространств повышают возможность социального развития. Музей развивает личность», — сказала кандидат педагогических наук, доцент Донского государственного технического университета Светлана Брикунова. Музейная среда сама по себе открывает новые возможности для работы с людьми с инвалидностью и способствует реабилитации не только детей, но и их родителей, также отметила старший научный сотрудник, арт-терапевт, художник-педагог Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве Марина Дрезнина. «Очень важной особенностью в музейной реабилитации является поддержка мам, которые часто транслируют свое душевное и психическое настроение на ребенка», — отметила она.

В творческой реабилитации людей с разными формами инвалидности также используется танец. В центре социокультурной анимации «Одухотворение» в Москве танцевальная реабилитация — это совместное танцевальное творчество людей с инвалидностью и без. В центре используются разные танцевальные стили, в которых участвуют люди на колясках, люди с синдромом Дауна и с нарушением опорно-двигательного аппарата. По мнению руководителя центра и члена Президиума Всемирной организации инклюзивного танца Леонида Тарасова, личностный контакт и взаимная поддержка внутри коллектива оказывают позитивный эффект на людей с инвалидностью и на волонтеров, так как работа в команде связана с взаимной поддержкой. Кроме того, занятия в коллективе вырабатывают чувства ответственности: нельзя подвести рядом стоящего, опоздать, не выучить, не доработать. Люди учатся помогать друг другу как во время танца, так и вне занятий, считает педагог дополнительного образования Тамбовской областной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Алла Ненашева.

Реабилитация посредством творчества используется и в условиях специализированных учреждений. Учитель-тифлопедагог, регент «Сергиево-Посадского дом-интерната слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Ольга Мухина рассказала о реабилитации детей с нарушениями слуха и зрения посредством музыкально-хоровой деятельности, а также поделилась опытом создания детского клироса из незрячих воспитанников.

Конференция прошла в рамках проекта «Инклюзивный творческий форум "Пасхальная радость"». Организаторами мероприятия выступили Синодальный отдел благотворительности, АНО «Спаси», кафедра социальной работы Свято-Тихоновского университета и АНО «ЦСА "Одухотворение"». Мероприятие прошло при поддержке фонда Президенстких грантов.

Фестиваль «Пасхальная радость» проходит с 2011 года. Ранее фестиваль проходил в Сергиевом Посаде (2011, 2012, 2013, 2018 годы), Кинешме (2014 год), Твери (2015 и 2017 годы),  Калуге (2016 год) и Пензе (2019 год).

Сегодня в Русской Православной Церкви действуют более 4500 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив, среди них — более 400 проектов помощи инвалидам, включая дома сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью.

Диакония.ru/Патриархия.ru

Другие новости

Состоялось очередное заседание Коллегии по научно-богословскому рецензированию Издательского Совета

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством провел вебинар, посвященный проблеме неоязычества

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации и глава Издательского Совета обсудили совместные проекты

Председатель Издательского Совета принял участие в церемонии открытия кинофестиваля «В кругу семьи»

Состоялось онлайн-совещание председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ с представителями епархий Приволжского федерального округа

Нефтекамская епархия получила две тонны продуктовой помощи из средств Синодального отдела по благотворительности

День православного волонтера впервые прошел в формате онлайн

А.В. Щипков: Сквернословие разрушает структуру мышления и ценностную базу человека

Синодальный отдел по делам молодежи начал реализацию нового проекта «География православной молодежи»