Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Для христиан не имеет никакого значения, какой цвет кожи был у Иисуса Христа

Митрополит Волоколамский Иларион: Для христиан не имеет никакого значения, какой цвет кожи был у Иисуса Христа
Версия для печати
14 июля 2020 г. 14:31

11 июля 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте, с вами Екатерина Грачева, это программа «Церковь и мир» на канале «Россия-24», где мы задаем вопросы митрополиту Волоколамскому Илариону, председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Владыка, здравствуйте!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Хочется начать с сенсационной новости, которая пришла из Великобритании: архиепископ Кентерберийский заявил, что, оказывается, Спаситель был темнокожим, он даже показал рисунки с черным Спасителем и уверяет, что у него есть подтверждающие это исторические факты. В США архиепископ Элпидофор сравнил погибшего от рук полицейских темнокожего с Иисусом Христом, а его мать — с Богородицей. Читая все эти новости, как Вы реагируете на происходящее? Ведь к архиепископам прислушиваются прихожане и принимают за правду все, что они говорят, не проверяя…

Митрополит Иларион: Существует множество разнообразных теорий о том, кем был Иисус Христос, откуда Он происходил, но есть Евангельское свидетельство о Нем: согласно четырем Евангелиям, Он происходил из еврейского народа, Он не имел земного отца, имел только земную Мать и согласно учению Церкви, был Богочеловеком. Вот то, что мы знаем об Иисусе Христе совершенно определенно.

Какой у Него был цвет кожи, мы не знаем, но предполагать, что он был темный, я думаю, совершенно невозможно, поскольку Иисус Христос не был африканцем. Люди, которые живут в том регионе, где Он проживал, имеют либо белую, либо смуглую кожу, но не черную. Для нас, христиан, совершенно не имеет никакого значения, какой цвет кожи был у Иисуса Христа: мы почитаем Его как воплотившегося Бога. Для нас Он является идеалом человека, нравственным идеалом; Он является нашим Спасителем и Искупителем, Он пострадал и умер за нашим грехи.

Если сейчас подобного рода риторика используется для того, чтобы примирить людей, принадлежащих к разным расам, то, может быть, за этим стоят какие-то благие намерения, однако вряд ли мы можем подобного рода риторику использовать всерьез. Гораздо правильнее, мне кажется, говорить сейчас о христианском учении, о прощении, о том, что не надо мстить за совершенное зло, что любое недовольство существующими порядками можно обратить в конструктивную критику, которая приведет к позитивным результатам. И, конечно, о том, что все христиане призваны молиться — и за тех, кто живет на земле, и за тех, кто перешел в иной мир. Вот о чем следует сегодня говорить в тех странах, где происходят беспорядки на расовой почве.

Е. Грачева: Но молиться — это одно, а извиняться — это другое. Вам не кажется абсурдной ситуация, при которой белое поколение, которое никогда не было рабовладельцами, извиняется перед поколением темнокожих, которое никогда не было рабами? Такое ощущение, что о здравом смысле на Западе уже забыли, и все просто боятся выйти и о нем напомнить.

Митрополит Иларион: Те представители белого населения, которые живут на земле сейчас, не могут нести ответственность за то, что совершали их предки в прошлом. Тем не менее, когда государственные власти тех или иных стран приносят извинения за совершенные в прошлом ошибки, то в этом не только нет ничего плохого, но иногда бывает даже необходимо — прежде всего для того, чтобы достичь общественного согласия и примирения.

Взгляд на историю у каждой страны бывает свой, этот взгляд может меняться с течением времени, и те болезненные моменты истории, которые всем известны, которые требуют определенной интерпретации, могут интерпретироваться тоже по-разному. Важно, чтобы сегодняшняя интерпретация была примиряющей, чтобы она носила примиряющий характер, а не разделяла людей по расовому признаку. Расизм — это явление, которое должно раз и навсегда уйти в прошлое. Я думаю, это общечеловеческая истина, которую человечество должно было вынести из всей предыдущей истории.

Е. Грачева: Владыка, теперь хотелось бы попросить Вас прокомментировать новости в нашей стране. В Татарстане мужчину, который совершил насилие над полуторагодовалой дочерью, оправдал суд, мотивируя это тем, что мужчина не намеревался получить сексуальное удовлетворение, а сам обвиняемый сказал, что он просто хотел отомстить жене, «психанул». Он вышел из здания суда и отправился домой. Мы сейчас наблюдаем за какими-то резонансными делами — таким, как дело Михаила Ефремова, — но мне кажется, всем сейчас нужно обратиться к этому делу в Татарстане. Мое личное мнение, что если смертная казнь и может применяться, то именно за такого рода преступления. Каким может быть адекватное наказание такому… я даже человеком, мужчиной его назвать не могу?

Митрополит Иларион: Я думаю, что речь идет о преступлении, которое не получило адекватного возмездия. Надеюсь, что суд пересмотрит эту позицию и насильник будет наказан. Есть преступления, которые недопустимы ни при каких обстоятельствах. Если человек утверждает, что совершил преступление в состоянии психического расстройства и будет диагностировано соответствующее заболевание, он должен пройти лечение. Если же этого не установлено, тогда насильники подобного рода должны нести наказание по всей строгости закона — это мое глубокое личное убеждение. Я очень надеюсь на то, что суды не будут принимать предвзятые решения под воздействием каких-то сторонних факторов, но будут выносить справедливый суд по такого рода чудовищным преступлениям.

Что касается смертной казни, то позиция Церкви по этому вопросу очень четко выражена в нашем официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Мы приветствуем отмену смертной казни там, где это возможно, где такое решение принимает государственная власть. То, что в нашей стране уже много лет не совершаются смертные казни, мы приветствуем, но это не значит, что насильники и преступники должны уходить от возмездия. Они должны нести адекватное наказание за те преступления, которые совершили.

Е. Грачева: Еще к судьбе детей в нашей стране. В одной московской квартире сейчас, во время карантина нашли пятерых младенцев в возрасте от нескольких дней до четырех месяцев. Оказалось, дети были рождены суррогатными матерями для последующей отправки в Китай. Учитывая, что границы закрыты, из роддома этих детей забирали курьеры — фактически как посылку. Суррогатное материнство в России не запрещено законом. Китайские заказчики этих детей тоже настаивают на том, что все было абсолютно законно, прозрачно и согласно всем документам. Детей изъяли, сейчас будет решаться их судьба. Как Вы прокомментируете эту историю и какие из нее можно сделать выводы?

Митрополит Иларион: Я с сожалением воспринимаю тот факт, что наше законодательство не запрещает суррогатное материнство. Думаю, что было бы правильно суррогатное материнство запретить.

Мы проголосовали за поправки в Конституцию, в которой теперь говорится о том, что брак — это союз между мужчиной и женщиной, и этот союз заключается для того, чтобы мужчина и женщина могли давать жизнь детям. Никакое участие третьего лица в этом процессе не предполагается. То уродливое явление, которое получило название суррогатного материнства, неизбежно приводит к подобного рода ситуациям, потому что дети становятся предметом торговли.

С точки зрения Церкви, вся практика суррогатного материнства глубоко безнравственна, и я думаю, что все традиционные конфессии Российской Федерации сходятся во мнении в отношении этого вопроса. Поэтому подобного рода истории будут повторяться до тех пор, пока суррогатное материнство не будет официально запрещено.

Е. Грачева: Со 2 по 15 июля в нашей стране осуществляется военный призыв. В обычное время, до пандемии, он был в основном осенью, что давало возможность тем, кто окончил школу, поступить в высшее учебное заведение, тем, кто окончил бакалавриат, — в магистратуру, а окончившим магистратуру — перейти в аспирантуру. В этом году учащиеся были лишены такой возможности: их военкомат может «выцепить» на той стадии, когда они не поступили в вуз. Вам сложившаяся ситуация кажется справедливой?

Митрополит Иларион: Мне такая ситуация кажется несправедливой по следующим причинам. ЕГЭ и выпускные экзамены в школах сейчас сдвинуты, школьники только продолжают сдавать выпускные экзамены, их будут сдавать в течение всего июля. По этой причине происходит недобор призывников, которые могли бы пойти в армию по окончании школы. И, к сожалению, чтобы набрать необходимое число призывников, в военкоматах, как сейчас становится известно, идут на разного рода уловки. Например, они призывают на медкомиссию людей, которые еще учатся в высшем учебном заведении и намереваются поступить по окончании бакалавриата в магистратуру, а их призывают до окончания отсрочки, проводят медкомиссию под видом уточнения документов и потом вручают повестку для явки в военкомат для прохождения военной службы.

На моей памяти еще не было такого года, когда бы выпускник вуза, переходящий с одной ступени образования на другую, не имел возможности в течение лета сдать вступительные экзамены. Если он не сдает эти экзамены, тогда, конечно, он должен призываться на военную службу, но если у него есть законная отсрочка и законное право поступить на учебу, то подобного рода действия военкоматов вызывают очень много вопросов.

Не думаю, что мы сможем создать боеспособную армию, если военкоматы будут действовать таким образом. Ведь мы все заинтересованы в том, чтобы у нас была боеспособная армия, а для того, чтобы она была таковой, в ней должны служить люди, которые в этом видят свое призвание, — это так называемые контрактники. Их уже сейчас большинство в нашей российской армии. Если речь идет о призыве, то призывать надо тех, кто реально подлежит призыву, а не тех, кто имеет отсрочки в период, когда одна отсрочка заканчивается, а другая еще не началась. Любые подобного рода хитрости будут только подрывать доверие к армии и к военкоматам в нашей стране.

Е. Грачева: В Твери есть священник Вячеслав Баскаков, который говорит, что он любит качественные вещи, геральдику, и по этой причине он носит очень дорогие бренды. Журналистов поразило даже не то, что он обладает такими вещами, а то, что он ведет Инстаграм, где выкладывает фотографии с ними. Что об этом говорит Русская Православная Церковь, не подобает ли священнослужителям быть скромнее? И где после рукоположения заканчивается частная собственность и начинается церковная?

Митрополит Иларион: Все, что находится в частной собственности у священнослужителя, — это либо то, что он приобрел сам, либо ему подарили лично как человеку, не как священнослужителю, не как представителю Церкви. Все, что жертвуется на храм, является собственностью храма. Если священник своим поведением, внешним видом или одеждой вносит соблазн в среду прихожан, то я думаю, что архиерей в таком случае вызывает священника, спрашивает, почему это происходит, призывает его более скромно одеваться, вести более скромный образ жизни и не совершать тех действий, которые могут вызвать соблазн.

Сейчас есть тенденция, что люди не просто носят дорогие вещи, но они еще и фотографируются в вещах, а потом выкладывают все это в Инстаграм, Фейсбук или какие-то другие социальные сети. Я думаю, что священнику, конечно, не пристало это делать, потому что еще апостол Петр говорил, что украшением человека должна быть не одежда и не прическа, а то, что он называл словами «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа». Я думаю, если бы каждый священнослужитель был носителем такой внутренней красоты, то это действительно привлекало бы людей не только к нему, но и вообще к Церкви.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за эту беседу.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Что говорит Православие о реинкарнации? Может душа воплотиться на Земле более одного раза? Ведь личность неуничтожима. Если реинкарнации нет, то неужели одной жизни душе достаточно, чтобы очиститься и побороть все страсти? По себе знаю, что нужно очень-очень много времени, чтобы измениться и хоть чуть-чуть приобрести смирения… Одной жизни здесь явно недостаточно. Если у меня только одна жизнь для осознания, раскаяния и молитв, то этого очень мало и жаль, что мне «не светит» Царство Божие.

Митрополит Иларион: Я думаю, что Вы не совсем правильно ставите вопрос, потому что Церковь, с одной стороны, не верит в реинкарнацию, и у нас есть для этого достаточно аргументов. С другой стороны, Церковь говорит о том, что Бог дает каждому человеку на земле столько времени, сколько ему необходимо, чтобы по слову апостола Павла «вырасти в полную меру возраста Христова». И этот духовный рост человека совершенно необязательно зависит от количества прожитых им лет, точно так же, как и творческий рост человека не предполагает, что он будет долго жить. Мы знаем, что многие великие поэты, писатели, художники и композиторы прожили недолгую жизнь, но успели создать выдающиеся, великие произведения искусства. И мы знаем также, что многие праведники прожили недолгую жизнь, но при этом успели приобрести все необходимые для вхождения в Царство Небесное человеческие и духовные качества.

Вообще, жизнь человека зависит не от количества прожитого на земле времени, а от качества жизни, от того, как этот человек живет. В Священном Писании ясно говорится о том, что жизнь человеку дается один раз: человек получает тело, в этом теле живет его душа, а после того, как человек умирает, тело становится для него ненужным, оно предается земле, там разлагается и исчезает, а душа продолжает жить в загробном мире. Она не переходит в какое-то другое человеческое тело, а тем более не кочует из тела человека в тела животных и обратно. Если бы это было так, если бы душа была одна, то душа бы помнила свои прежние воплощения, а мы ведь не помним, существовали мы когда-то до того, как родились, или нет.

Давайте думать о том, как нам прожить качественную жизнь, а не о том, как нам прожить долго и, тем более, надеяться на какие-то еще перевоплощения в будущем, которых просто не будет.

Вопрос: Может ли быть, что Иисус не обучался и в синагоге, ни где-либо еще? Ведь Он был Богочеловеком и, возможно, что все знания имел изначально, так как был послан Отцом учить, а не учиться.

Митрополит Иларион: В Евангелиях ничего не говорится о том, какое образование получил Иисус Христос и где Он учился. Мы знаем, что в детстве и отрочестве Он пребывал в послушании у своих родителей. Возможно, Он посещал школу при местной синагоге, где читали Священное Писание и толковали его. Предполагать, что Он получил еще какое-то образование, что Он куда-то ездил за границы Своей земли, вряд ли возможно, поскольку об этом не сохранилось никаких данных, и, если бы что-либо подобное имело место, наверное, евангелисты нам бы об этом сообщили.

Но думать о том, что Иисус Христос как человек вообще не нуждался в образовании не вполне верно, потому что Иисус Христос был полноценным человеком и, как подчеркивали, святые отцы, Он прошел через всякий человеческий возраст и через все свойственное этому возрасту, кроме греха, порока или страстей. Когда Он жил в родительском доме, надо полагать, что Он обучался у Иосифа плотницкому мастерству: об этом, опять же, свидетельствуют Евангелия, потому что в одном из них Он назван сыном плотника, в другом Он назван плотником — это значит, что Он владел этой профессией.

Святые отцы всегда подчеркивали реальность человеческой личности Иисуса Христа, и при этом говорили, что нерасторжимым, неизреченным образом Его человеческое естество было соединено с Его Божественным естеством, а потому для нас Он не просто человек, но Богочеловек Иисус Христос и Спаситель мира.

Мы можем вспомнить еще один эпизод из Евангелия от Луки, где рассказывается, что когда Иисусу было 12 лет, родители вместе с Ним пришли в Иерусалимский храм, а так как там было много людей, то они Его потеряли: идя обратно, они обнаружили, что Его нет с ними. Они вернулись в храм и увидели Его, «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушающие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:46-47). То есть смотрите, что получается: 12-летний Иисус сидел среди учителей и спрашивал их, в то же время они удивлялись разумности Его ответов. Это значит, что Он у них учился, но в то же время это означает, что Он уже в 12-летнем возрасте обладал такой мудростью, которая удивляла окружающих.

Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:27-28).

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»