Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве

Патриаршая проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве
Версия для печати
6 сентября 2020 г. 14:51

6 сентября 2020 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня во время Божественной литургии мы слышали небольшой отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам, где находим такие слова: «Братья, бодрствуйте и будьте тверды в вере» (см. 1 Кор. 16:13).

Нужно понимать, для какого места эти слова были сказаны. Коринф был цветущий город в южной части Греции, в ту пору — на востоке Римской империи. Богатый торговый город, исполненный многих искушений и соблазнов, как это всегда бывает в больших городах, славящихся своим экономическим могуществом. Именно к жителям этого города Павел обращает свои слова, точно зная: все то, что окружало жителей Коринфа и первенствующую общину коринфских христиан, работало против их веры, против их новых религиозных убеждений. Вот для того чтобы они не потеряли веру, апостол и призывает их бодрствовать.

Бодрствование — это состояние человеческой природы, которое противоположно сну. Со словом «бодрствуйте» связан определенный призыв к некой внутренней динамике человеческой личности. Не стойте на одном месте — стояние на одном месте губительно! Бодрствуйте, развивайтесь, причем апостол имеет в виду в первую очередь духовное состояние человеческой личности. Прошло две тысячи лет и, конечно, многое изменилось, но слова апостола остаются удивительно актуальными для нас, людей современных, тоже живущих в больших городах, тоже окруженных множеством соблазнов, куда превосходящих соблазны древнего Коринфа.

А что для нас означает «бодрствовать»? Это означает никогда не привыкать к своему духовному состоянию. Мы верующие люди, мы знаем, как важна вера в нашей жизни. Однако если мы привыкнем к тому, что мы верующие, и каждое воскресенье в храм ходим, и вроде даже делаем то, что нам следует делать, но при этом потеряем критический взгляд на самих себя, — то отсутствие бодрствования будет означать не пребывание в одном и том же состоянии, не статику, а медленную деградацию человеческой личности в ее главном, духовном измерении.

Поэтому слово апостола для нас сегодня актуально не меньше, чем для тогдашних жителей Коринфа. Дай нам Бог откликнуться на призыв апостола, не пропустить его, как часто бывает, мимо ушей, когда многое из сокровищницы Священного Писания не касается нашей внутренней жизни, — слова знаем, но они перестают возбуждать наше сознание, перестают влиять на состояние нашего сердца и нашего ума.

Бодрствование есть постоянная актуализация нашего христианского призвание. А это означает, что мы должны соотносить Божии заповеди, всё, чему мы научены через Евангелие, с тем, как мы живем, как мы отвечаем на проблемы сегодняшнего дня. Это касается очень узкого пространства личной жизни, когда речь идет об отношениях с членами семьи, с соседями, знакомыми, но это же касается очень высоких уровней человеческого бытия, когда речь идет о нациях, о народах. Мы должны бодрствовать как христианский народ Святой Руси и в России, в Украине, Белоруссии — везде, где через Крещение в Киевской купели, через труды таких выдающихся светильников, каким был Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, наши предки были научены христианской вере.

Нередко бывает так, что вся наша религиозность заканчивается, когда мы выходим из храма. Здесь мы чувствуем особое состояние души, радость, присутствие Божией благодати. Но вот мы вышли, сели в общественный транспорт или за руль своей машины, и мысли наши уже далеко-далеко, мы погрузились в каждодневную суету... А когда нашим христианским убеждениям бросается некий вызов извне, когда нам нужно ответить на него по-христиански, мы обо всем забываем и отвечаем не как христиане, а как язычники.

Именно об этом сегодняшнее послание. Бодрствуйте, братья, помните, что вера ваша — это не далекий-далекий фактор культурной жизни человечества, который по наследству перешел к нам, людям XXI века. Вера — это то, что должно органически принадлежать человеческой жизни, то, что должно проходить через сознание, через сердце, то, что должно оплодотворять всю нашу жизнь.

Пусть слова апостола Павла о бодрствовании помогают нам не заснуть, не успокоиться, не потерять внутреннего самоконтроля. А чтобы было так, существует некое правило, если хотите, некая технология. Каждый из нас должен уметь замерять свое текущее духовное состояние. А как это сделать? Ведь нужна какая-то точка отсчета. Есть такое правило. Проходя через ту или иную ситуацию в жизни, которая требует от нас соответствующего ответа, можно вспомнить: а не проходили ли мы раньше через подобные ситуации? как мы раньше отвечали на сходные жизненные вызовы? И если мы почувствуем, что отвечали совсем иначе, чем сегодня, то есть куда более мудро, спокойно, то это будет означать, что за минувшие годы мы духовно деградировали. И осознать это очень важно, потому что от того, что собой представляет нынешнее актуальное состояние нашего духа, нашего сердца, зависит и то, куда мы дальше будем двигаться. И если мы поняли, что стали хуже, то нужно непременно постараться исправить свою жизнь. Ну, а если почувствуем, что не стали хуже, — поблагодарить Господа за помощь и испросить у Него благословения на то, чтобы в будущем, сталкиваясь с той же жизненной ситуацией, мы могли бы отвечать на нее с еще большей силой христианского духа.

Бодрствование — это действительно особое состояние человеческого духа, это постоянное памятование о своем христианском призвании, это постоянная, как я уже сказал, актуализация евангельских ценностей применительно к нашей конкретной жизни, это то, без чего вера превращается в обрядоверие, в некий благочестивый обычай. Нужно в воскресенье в храм пойти — схожу, хотя, даже находясь в храме, думаю больше о том, что вне храма, а не о том, чем должно быть озабочено сердце христианина, предстоящего пред Господом. Другими словами, призыв апостола Павла, обращенный к коринфянам, а через них — к нам, является и сегодня очень важным. И дай Бог, чтобы сегодняшнее чтение этого апостольского текста помогло нам еще и еще раз осмыслить, что означает быть христианином, и не просто в неких философских категориях, а применительно к каждому из нас и по отношению к той жизни, которой мы живем.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля