Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Книга митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора «Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам». Выводы

Книга митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора «Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам». Выводы
Версия для печати
16 ноября 2020 г. 11:58

Ниже приводится перевод на русский язык выводов, к которым приходит митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (Кипрская Православная Церковь) в своем труде, посвященном украинскому церковному вопросу.

Подводя изложенные до сего момента церковные, богословские, канонические и исторические сведения по украинскому вопросу, в качестве вывода отметим следующее:

1. Отмена действия патриаршей грамоты 1686 года и присвоение Вселенским Константинопольским Патриархатом права юрисдикции над церковной территорией Украины является актом односторонним, самовольным и антиканоническим и, следовательно, не имеющим силы. Церковное сознание как Вселенского Патриархата, так и Русской Церкви, а равно и всеправославное вселенское сознание (т.е. все Поместные автокефальные Православные Церкви) без колебаний и сомнений соглашалось с тем, что последние 332 года подряд (1686-2018) Православная Церковь Украины находилась в церковной юрисдикции Православного Московского Патриархата и составляла его каноническую территорию. Этот опыт всех Православных Церквей постоянно, без каких-либо возражений или оговорок свидетельствовался за всеправославными сослужениями и во время совещаний, в течение мирных визитов, на международных конференциях и во многих других случаях.

2. Предоставление раскольническим группировкам Украины лжеавтокефалии без предварительного уведомления и согласия прочих автокефальных Православных Церквей и даже самой Церкви Матери, каковой в данном случае выступает Русская Церковь, является деянием полностью противоречащим многовековому каноническому преданию и устойчивой церковной практике, и потому с точки зрения священных канонов оно не может быть оправдано.

3. Принятие изверженных из сана и анафематствованных лиц без их предварительного искреннего и глубокого покаяния с одной стороны, на основании антиканонического утверждения, что Вселенский Константинопольский Патриархат искони имел и продолжает иметь привилегию принимать и рассматривать апелляции клириков не только из Церквей его собственной юрисдикции, но и из других Православных Патриархатов и автокефальных Церквей, с другой, находится в полном противоречии со священными канонами, которые эти действия грубо нарушают. А потому и предоставление автокефального статуса Украине не может иметь действительных канонических последствий и не должно приниматься Поместными автокефальными Православными Церквами.

4. Антиканоническое предоставление лжеавтокефалии раскольническим структурам Украины никоим образом не вернуло украинский народ в каноническое русло, как это утверждает Вселенский Патриарх, поскольку огромное большинство православного украинского народа продолжает сохранять верность канонической Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Действия же Вселенского Патриарха Варфоломея, напротив, имели результатом катастрофическое разделение Украинской Церкви и болезненный раскол ее христоименитой полноты. Как следствие этого губительная схизма угрожает всему Телу вселенского, мирового Православия.

5. Одностороннее, самовольное и антиканоническое решение Вселенского Патриарха предоставить статус автокефальной Церкви раскольническим структурам Украины, помимо того, что порождает серьезную церковную проблему и грозит всеправославному единству ненавистной схизмой, в то же время непоправимо колеблет всеправославный авторитет Вселенского Патриархата как координационного центра православных Патриархатов и автокефальных Церквей.

6. Разрыв евхаристического общения между двумя Церквами в том случае, когда бывает вызван догматическими причинами или нарушением божественных и священных канонов, не только дозволителен, но и предписывается как самими священными канонами, так и вековой церковной практикой. Следовательно, применяя священные каноны (10-й и 15-й свв. Апостолов, 5-й I-го Вселенского собора, равно, как и 2-й Антиохийского собора), православный Московский Патриархат поступил правильно, прервав евхаристическое общение со Вселенским Патриархатом в надежде, конечно, что причины, приведшие к невозможности совместного причащения, скоро будут устранены, а отношения между двумя Церквами снова будут восстановлены «в вере и любви», естественным следствием чего стало бы и восстановление между ними евхаристического общения.

7. На фоне всех этих событий вокруг украинского вопроса всплыла еще одна новая неканоническая претензия на то, что для мирового Православия Архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх не «первый среди равных», а «первый без равных». Этим фактом «первенство служения» заменяется на «первенство власти», что приводит к нарушению принципа соборности, испокон веков действующего в Православной Церкви.

8. В разгар этого весьма опасного и неоправданного кризиса, возникшего в лоне Православной Церкви по причине украинского вопроса, появился также и новый догмат о том, что Вселенский Константинопольский Патриарх — глава Православно-Кафолической Церкви. Перетолковывая 34-й канон святых Апостолов, ближайшие сотрудники Вселенского Престола утверждают, что Вселенский Патриарх должен считаться первым и главой остальных Предстоятелей. То есть все Патриархи, Предстоятели и все епископы вообще должны признавать Вселенского Константинопольского Патриарха в качестве главы Вселенской Православной Церкви. Однако эта новоявленная теория не выдерживает критики ни с исторической, ни с канонической, ни с догматической, ни с экклесиологической точек зрения, потому что у Православно-Кафолической Церкви нет иного Главы, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Единственным, вечным Начальником и бессмертным Главой Церкви является ее Устроитель, Спаситель и Искупитель Христос.

8. Нет никаких сомнений, и нельзя выдвинуть никаких возражений насчет того, что на Украине принцип соборности, который является основополагающим в управлении Православной Церковью, уступил место принципу самовольной и деспотичной власти одного — Вселенского Патриарха Варфоломея, который по иронии исторических событий всего лишь четыре года назад созвал, возглавил и координировал работы Святого и Великого собора на Крите (18-25 июня 2016 года). А этот собор в своем послании провозгласил, что: «Православная Церковь выражает свое единство и кафоличность соборным путем. Соборность пронизывает ее организацию, способ, каким принимаются решения и определяется ее путь».

9. Наконец, и мы сами отметим, что «на основании исторической правды и канонического предания во избежание окончательного раскола грекоязычные Церкви должны поддержать исторические и вытекающие из священных канонов права Русской Церкви и ни явно, ни молчанием не поддерживать антиканоническое вторжение Константинополя в чужую юрисдикцию. Если из-за любви к своему народу и патриотизма они поступят противоположным образом, поддержав Патриарха-грека, то впадут в ересь этнофилетизма, которую сам же Константинополь и осудил в 1872 году».

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Обзор статьи профессора В. Фидаса об автокефалии на Украине [Статья]

Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий освятил престол в кафедральном соборе Борисполя

Церковные проекты усиливают работу на фоне сложной эпидемиологической обстановки и холодов. Информационная сводка от 26 ноября 2020 года [Статья]

На 40-й день со дня кончины митрополита Иоанникия (Кобзева) в Луганске совершили заупокойные богослужения

Комментарий митрополита Волоколамского Илариона в связи с опубликованным коммюнике Священного Синода Кипрской Церкви [Статья]

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Перед Кипрской Церковью стоит поистине судьбоносный выбор [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион: В Русской Церкви будут помнить почившего Сербского Патриарха в том числе за то, что он поддержал каноническое Православие на Украине

О словах Кипрского Архиепископа [Статья]

Священный Синод констатировал невозможность евхаристического общения с Архиепископом Кипрским Хризостомом

Управляющий Берлинско-Германской епархией возглавил богослужение в сербском храме Берлина

Иерарх Грузинской Православной Церкви возглавил торжества по случаю праздника «Гиоргоба» в московском храме великомученика Георгия Победоносца

Завершилась поездка председателя ОВЦС в Сербию

Книга митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора «Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам». Выводы [Статья]

Иерарх Кипрской Церкви издал книгу об украинском церковном вопросе

В.Р. Легойда: Любой разрыв ткани церковной жизни — это всегда трагедия и боль, но уврачевать эти раны можно только каноническим путем

В Киеве состоялась презентация издания «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1678-1686 годы. Исследования и документы»

Обзор статьи профессора В. Фидаса об автокефалии на Украине [Статья]

Комментарий митрополита Волоколамского Илариона в связи с опубликованным коммюнике Священного Синода Кипрской Церкви [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион: В Русской Церкви будут помнить почившего Сербского Патриарха в том числе за то, что он поддержал каноническое Православие на Украине

О словах Кипрского Архиепископа [Статья]

Другие статьи

Книга митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора «Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам». Выводы

О конкурсе «Лето Господне»

Перезагрузка стеллажей. Синодальная библиотека на пороге насущных реформ

Гриф одобрения

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Шаг к добру и свету — Христу

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Книги, которые будут интересны всем

Слово митрополита Волоколамского Илариона на презентации книги о принесении мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации китайского издания книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря»

Митрополит Волоколамский Иларион. «Иисус Христос. Жизнь и учение»

Тема Великой Отечественной войны в творчестве номинантов Патриаршей литературной премии