Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слушателям научного лектория «Крапивенский 4» был представлен доклад «Неоязычество и средний класс»

Слушателям научного лектория «Крапивенский 4» был представлен доклад «Неоязычество и средний класс»
Версия для печати
5 февраля 2021 г. 12:28

3 февраля 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Неоязычество и средний класс» выступил кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград) Р.В. Шиженский.

Докладчик рассказал о генезисе неоязычества, социальном портрете сторонников неоязыческих идей, особенностях неоязыческого прозелитизма в России и современных тенденциях в этом течении.

Идеологическая основа неоязычества включает почвенничество (культ «корней», древних предков), радикальный национализм, эко-анархизм. По словам Р.В. Шиженского, среднестатистический представитель неоязыческой группы — мужчина в возрасте 31 года с законченным высшим образованием (в основном гуманитарным), принадлежащий к среднему классу (служащий, бизнесмен), проживающий в городах федерального значения. При этом данный индивид не состоит в структурированном религиозном объединении (общине, союзе). Количество неоязычников в России, по различным оценкам, составляет от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч.

Современные формы неоязычества начали складываться в 1960-1970-х гг. и связаны с именем А.А. Добровольского (1938-2013). Добровольский принадлежал диссидентскому движению,  входил в НТС, подвергался репрессиям, был близок В. Буковскому, Ю. Галанскову, А. Гинзбургу, П. Григоренко, Г. Якунину. Занимался реконструкцией славянского язычества, разрабатывал его идеологию.

Что толкает людей к неоязычеству? При опросе представителей неоязычества они указывают на веру в рок (судьбу) и национальное самосознание («если я русский, я должен быть язычником»). При этом для членов неязыческих групп важны празднично-обрядовые мероприятия, идеи эскапизма и приобщения к фольклорной традиции (костюмы и пр.). Эклектически сочетаются идеи построения национально-ориентированного теократического «золотого века» и комплекс этнической ущемленности. Шиженский считает, что развитию неоязычества способствует ощущение отсутствия у русских собственной политической субъектности. Это приводит к идеям «реванша» язычества и попыткам построения собственного закрытого социума внутри страны. 

Сегодня неоязычество меняется и значительно отличается от примеров 1990-х годов. Появляются синкретические объединения: славяно-финно-угорское и славяно-германское смешение, идеи шаманизма. Расширяется география движения — если раньше неоязычество преобладало в регионах центральной России, то сегодня оно активно распространяется в Сибири. Кроме того, неоязычество встречает интерес в отдельных общественных группах — например, у казачества. Меняется само сакральное пространство — если раньше культовыми центрами в основном были так называемые «капища», то сегодня все чаще строятся неоязыческие культовые комплексы. В медийной сфере действуют онлайн-платформы, обсуждаются идеи преподавания неоязычества в школе. Развивается «правозащитная» работа, ведется мониторинг по данной теме, в том числе отслеживаются негативные высказывания в СМИ в отношении неоязычества. Таким образом, неоязычники активно используют арсенал современных средств защиты их интересов.

Вместе с тем, по словам Р.В. Шиженского, было бы неверно говорить о широком распространении неоязычества среди населения. Однако необходимо учитывать существование данных групп в обществе и их влияние на традиционные религии. Р.В. Шиженский отметил, что в социальных сетях и на иных медийных ресурсах фиксируются попытки неоязычников вступать в диалог с православными христианами в прозелитических целях. 

Следующее заседание научного лектория «Крапивенский 4» состоится 10 февраля. С докладом на тему «Литература и деньги» выступит В.В. Артемов.

***

Научный лекторий «Крапивенский 4» социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова открыт в январе 2021 года. Студенты, преподаватели и друзья РПУ приглашаются на встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богословия, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов. Лекторий носит научно-просветительский характер. Задача лектория — привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности Православия и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Москве прошел семинар для ответственных за церковную реабилитацию в ставропигиальных монастырях

В Сретенской духовной академии прошла конференция «Русское неоязычество: истоки, история, мифология и обряды»

В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет учебник бакалавра теологии «Сектоведение»

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла конференция «Новые религии и новая религиозность»

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил с рабочим визитом Смоленскую епархию

В Храме Христа Спасителя прошла работа секции Рождественских чтений, посвященной дошкольному образованию

Митрополит Екатеринбургский Евгений принял участие в работе секции Рождественских чтений «Приходское просвещение детей и взрослых»

В рамках Рождественских чтений состоялся семинар, посвященный развитию современных методов в приходском просвещении детей

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Глава Казахстанского митрополичьего округа принял делегацию Сиро-Маланкарской Церкви Индии

Предстоятель Маланкарской Церкви Индии удостоен высокой награды Русской Православной Церкви

Представители Церкви приняли участие в форуме «Традиционные ценности народов Востока и современный мир» в Таджикистане

В Душанбе прошли VI Международные Иоанновские чтения

Представители Церкви приняли участие в международной конференции в Минске на тему межрелигиозного диалога

Представители Церкви приняли участие в межрелигиозной встрече, посвященной теме «Семья и духовные ценности в диалоге религий и культур»

Христианские лидеры Иерусалима призвали к немедленному и устойчивому прекращению огня в секторе Газа

Председатель ОВЦС встретился с представителем Церкви Англии

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с представителями Коптской Церкви

Опубликован документ «О православном отношении к новой практике благословения "пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар" в Римско-Католической Церкви»