Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слушателям научного лектория «Крапивенский 4» был представлен доклад «Неоязычество и средний класс»

Слушателям научного лектория «Крапивенский 4» был представлен доклад «Неоязычество и средний класс»
Версия для печати
5 февраля 2021 г. 12:28

3 февраля 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Неоязычество и средний класс» выступил кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград) Р.В. Шиженский.

Докладчик рассказал о генезисе неоязычества, социальном портрете сторонников неоязыческих идей, особенностях неоязыческого прозелитизма в России и современных тенденциях в этом течении.

Идеологическая основа неоязычества включает почвенничество (культ «корней», древних предков), радикальный национализм, эко-анархизм. По словам Р.В. Шиженского, среднестатистический представитель неоязыческой группы — мужчина в возрасте 31 года с законченным высшим образованием (в основном гуманитарным), принадлежащий к среднему классу (служащий, бизнесмен), проживающий в городах федерального значения. При этом данный индивид не состоит в структурированном религиозном объединении (общине, союзе). Количество неоязычников в России, по различным оценкам, составляет от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч.

Современные формы неоязычества начали складываться в 1960-1970-х гг. и связаны с именем А.А. Добровольского (1938-2013). Добровольский принадлежал диссидентскому движению,  входил в НТС, подвергался репрессиям, был близок В. Буковскому, Ю. Галанскову, А. Гинзбургу, П. Григоренко, Г. Якунину. Занимался реконструкцией славянского язычества, разрабатывал его идеологию.

Что толкает людей к неоязычеству? При опросе представителей неоязычества они указывают на веру в рок (судьбу) и национальное самосознание («если я русский, я должен быть язычником»). При этом для членов неязыческих групп важны празднично-обрядовые мероприятия, идеи эскапизма и приобщения к фольклорной традиции (костюмы и пр.). Эклектически сочетаются идеи построения национально-ориентированного теократического «золотого века» и комплекс этнической ущемленности. Шиженский считает, что развитию неоязычества способствует ощущение отсутствия у русских собственной политической субъектности. Это приводит к идеям «реванша» язычества и попыткам построения собственного закрытого социума внутри страны. 

Сегодня неоязычество меняется и значительно отличается от примеров 1990-х годов. Появляются синкретические объединения: славяно-финно-угорское и славяно-германское смешение, идеи шаманизма. Расширяется география движения — если раньше неоязычество преобладало в регионах центральной России, то сегодня оно активно распространяется в Сибири. Кроме того, неоязычество встречает интерес в отдельных общественных группах — например, у казачества. Меняется само сакральное пространство — если раньше культовыми центрами в основном были так называемые «капища», то сегодня все чаще строятся неоязыческие культовые комплексы. В медийной сфере действуют онлайн-платформы, обсуждаются идеи преподавания неоязычества в школе. Развивается «правозащитная» работа, ведется мониторинг по данной теме, в том числе отслеживаются негативные высказывания в СМИ в отношении неоязычества. Таким образом, неоязычники активно используют арсенал современных средств защиты их интересов.

Вместе с тем, по словам Р.В. Шиженского, было бы неверно говорить о широком распространении неоязычества среди населения. Однако необходимо учитывать существование данных групп в обществе и их влияние на традиционные религии. Р.В. Шиженский отметил, что в социальных сетях и на иных медийных ресурсах фиксируются попытки неоязычников вступать в диалог с православными христианами в прозелитических целях. 

Следующее заседание научного лектория «Крапивенский 4» состоится 10 февраля. С докладом на тему «Литература и деньги» выступит В.В. Артемов.

***

Научный лекторий «Крапивенский 4» социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова открыт в январе 2021 года. Студенты, преподаватели и друзья РПУ приглашаются на встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богословия, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов. Лекторий носит научно-просветительский характер. Задача лектория — привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности Православия и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

Патриархия.ru

Материалы по теме

Слушателям научного лектория «Крапивенский 4» был представлен доклад «Феноменальный рост отечественной экономики в 1929-1955 гг: причины, мифы, результаты»

В РПУ обсудили вопросы христианской психологии

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили актуальные вопросы развития православной миссии

Синод Белорусской Православной Церкви утвердил Положение о системе библиотек Белорусской Православной Церкви

Состоялась рабочая встреча заместителя руководителя Федерального агентства по делам национальностей и ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы развития российского сектоведения

В Российском православном университете обсудили особенности сект и их влияние на политику

Слушателям научного лектория «Крапивенский 4» был представлен доклад «Неоязычество и средний класс»

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Избран новый Предстоятель Маланкарской Церкви Индии

Состоялась трехсторонняя встреча духовных лидеров России, Азербайджана и Армении

Святейший Патриарх Кирилл встретился с председателем Управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде

Состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян

Патриарх-Католикос Гарегин II прибыл в Москву по приглашению Святейшего Патриарха Кирилла

По приглашению Святейшего Патриарха Кирилла в Москву прибыл глава Управления мусульман Кавказа

Завершилась рабочая поездка митрополита Волоколамского Илариона в Ватикан и Италию

В Риме состоялся межрелигиозный форум «Народы — братья, Земля будущего»

Секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям принял участие в заседаниях подготовительных органов Съезда мировых и традиционных религий

Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с кардиналом Луисом Антонио Тагле