Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» представлен доклад о понимании личности в российской мысли XIX-XX веков

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» представлен доклад о понимании личности в российской мысли XIX-XX веков
Версия для печати
10 мая 2021 г. 12:02

5 мая 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Формирование представления о личности в российской общественной мысли XIX-XX веков» выступил доктор исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ф.А. Гайда.

Докладчик отметил, что до 1830-х годов в России слово «личность» в основном употребялось в контексте чего-то оскорбительного и связанного с самолюбием, а не в тех значениях, которые имеются у этого понятия сегодня. На рубеже XVIII-XIX веков слово «личность» также начало получать философкое наполнение, примерно соответствуя понятиям «субъект», «индивидуальность».

В конце 1830-х годов под влиянием немецкой философии (особенно Гегеля) в России личность все больше стала пониматься как «самосознание». Соответствующие трактовки получили распространение в философии В.Г. Белинского, «народников» и др., а затем были перенесены на более широкий уровень. Из философии личности выросло понимание общего коллективного самосознания «передовых людей» (интеллигенции). В этом контексте самосознание может максимально проявлять себя тогда, когда оно идет за некой «спасительной идеей».

В XIX веке в России получило развитие и иное понимание личности, что связано с рецепцией «Добротолюбия» — сборника святоотеческих поучений. Один из крупных государственных деятелей России М.М. Сперанский, прочитав «Добротолюбие» в 1816 году, многие идеи этого сборника использовал в своей философии. В 1838 году Сперанский дал такое определение личности: «Собственность лица есть власть человека над собственными его силами, как душевными, так и телесными. Власть сия основана на первообразной власти духа над душою и души над телом. Сие называется личностью, самостоятельностью (personnalité)». Представление о власти духа над душою и души над телом, вероятно, почерпнуто из «Добротолюбия», в котором, в частности, имеются схожие суждения прп. Никиты Стифата и прп. Макария Великого.

Ф.А. Гайда также отметил, что известный философ-славянофил И.В. Киреевский после ознакомления со святоотеческой традицией также пришел к такому же пониманию личности, которое было у М.М. Сперанского. Данную традицию понимания личности продолжили Ф.М. Достоевский и свт. Феофан Затворник. Следует отметить, что Достоевский противопоставлял западное понимание личности (господство «я», самосознания, эгоизм) и христианское, для которого характерно самопожертвование: «Разве в безличности спасение? Напротив, напротив, говорю я, не только не надо быть безличностью, но именно надо стать личностью, даже гораздо в высочайшей степени, чем та, которая теперь определилась на Западе. Поймите меня: самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли. Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест, на костер — [это] можно только сделать при самом сильном развитии личности» («Зимние заметки о летних впечатлениях»).

Ф.А. Гайда в своем докладе также рассмотрел представления о личности в философии В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и др. Своеобразный «ультраперсонализм» свойствен Н.А. Бердяеву, П.А. Флоренскому, С.Л. Франку. Альтернативная концепция личности представлена в трудах Г.В. Флоровского, М.М. Бахтина, которых можно расматривать как продолжателей традиции Достоевского.

Таким образом, в XIX-XX веках в России сформировались два основных понимания личности, основанных соответственно на немецкой философии и на христианском святоотеческом наследии.

Следующее заседание научного лектория «Крапивенский 4» состоится 12 мая 2021 г. Докладчик — А.В. Щипков. Тема: «Церковная наукометрия».

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

Патриархия.ru

Материалы по теме

Представители Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетили Новосибирскую митрополию

Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике М.Г. Делягин стал профессором Российского православного университета

Научный директор Российского военно-исторического общества М.Ю. Мягков стал профессором Российского православного университета

В Екатеринбурге прошел XVIII Съезд православных законоучителей Екатеринбургской митрополии

А.В. Щипков: Суверенизация Рунета принесет пользу стране и Церкви

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» представлен доклад о понимании личности в российской мысли XIX-XX веков

А.В. Щипков: Зачем России нужна философия в разгар мирового кризиса [Статья]

Конференция «Славянофильство в России как одно из направлений русской общественной и философской мысли» состоялась в рамках Международных Рождественских чтений

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

При поддержке Учебного комитета пройдет конференция «Актуальные вопросы деятельности регентских отделений»

В Тамбовской духовной семинарии проходит международная конференция «Православный взгляд на современный мир: проблемы и перспективы»

В Издательском Совете прошли XVI Феофановские чтения

Состоялась рабочая поездка заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи в Ставропольскую епархию

В Краснодаре проходит межрегиональная практическая конференция по оказанию церковной помощи семьям

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре проходит семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством

Специалисты Синодального отдела по благотворительности провели в Казани семинар по больничному служении

Образовательный интенсив Синодального отдела по делам молодежи завершился в Одинцовской епархии

В Черкесске при поддержке Пятигорской епархии прошла международная научная конференция, посвященная столетию конфискации церковных ценностей

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла ХIV конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки»