Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Андрей Новиков. IV Вселенский Собор и теория «восточного папизма»

Протоиерей Андрей Новиков. IV Вселенский Собор и теория «восточного папизма»
Версия для печати
14 мая 2021 г. 11:46

Вниманию читателей предлагается работа члена Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви протоиерея Андрея Новикова. Текст доступен по ссылке: 

IV Вселенский Собор и теория «восточного папизма» (в Word)

***

Во вступительной части текста автор отмечает: 

«Восточный папизм — еретическое учение о примате власти в Православной Церкви второй по диптиху I тысячелетия христианской истории и первой (после отпадения Римской церкви) по диптиху II тысячелетия, именующей себя "первой без равных" Константинопольской патриаршей кафедры. Одним из краеугольных камней этой концепции является отстаиваемое константинопольским или фанариотским (по имени стамбульского квартала Фанар, в котором находится резиденция Константинопольских патриархов) богословием «право» кафедры бывшей столицы Византийской империи на высшую судебно-апелляционную власть над всеми Поместными Православными Церквами, а именно на пересмотр судебных решений иных патриархов или предстоятелей Поместных Церквей и их Соборов в отношении епископов и клириков этих Церквей. Отражающий официальную позицию Фанара антиканонический так называемый томос об автокефалии, выданный Синодом Константинопольской Церкви украинским раскольникам 6 января 2019 г., наделяет предстоятеля этой церкви «канонической ответственностью принимать безапелляционные судебные решения по делам епископов и клириков поместных Церквей». Как видим, поврежденное догматическое и каноническое сознание фанариотского богословия претерпевает некоторую эволюцию, или, лучше сказать, деградацию, расширяя мнимые права Константинопольского патриарха уже не только на прием апелляций, но вообще на вынесение любых судебных решений в отношении епископата и простого духовенства всех Православных Церквей.

Свои претензии в церковно-судебной сфере Фанар в первую очередь основывает на собственном прочтении деяний IV Вселенского или Халкидонского Собора (451 г.). На эту тему уже не раз писали специалисты по каноническому праву, по византийскому законодательству, исследователи и публицисты. Высказывался по рассматриваемому вопросу и автор данных строк. Учитывая, что интерес к теме по понятным причинам сохраняет свою актуальность, возникает необходимость подробнее и детальнее остановиться на анализе тех деяний и решений IV Вселенского Собора, которые используются для оправдания доктрины восточного папства.

Основная цель созыва Халкидонского Собора — защита Православия от ереси монофизитства. Однако Собор вынес и ряд канонических постановлений, правил. Также на Соборе рассматривались текущие моменты церковной жизни, связанные с тяжбами между епископами. Именно некоторые халкидонские каноны и представленные на суд Собора спорные ситуации были впоследствии использованы Фанаром в качестве аргументов, обосновывающих властные полномочия Константинопольского патриарха во Вселенской Церкви».

***

Оглавление

I. Дело Афанасия Перрского

II. Дело Фотия Тирского и Евстафия Беритского

III. Дело Ивы Эдесского

IV. 9 и 17 правила IV Вселенского Собора

IV.A. Текст правил и позиция Патриарха Варфоломея

IV.B. Толкование Аристина

IV.C. Анонимный греческий трактат «О привилегиях пресвятого престола Константинополя»

IV.D. Толкование Зонары

IV.E. Толкование Вальсамона

IV.F. Матфей Властарь

IV.G. «Исагога»

V. Экзархи диоцезов


 

Материалы по теме

В Белграде состоялся круглый стол о гонениях на Православие на постсоветском пространстве

В буковинском селе Заболотье при содействии полиции захвачен Илиинский храм Украинской Православной Церкви

В Париже состоялась премьера фильма о гонениях на православных на Украине

В Старых Бросковцах на Буковине сторонники «ПЦУ» захватили храм канонической Церкви

Архиепископ Севастийский Феодосий: Мы требуем прекращения гонений против Украинской Православной Церкви

Митрополит Бачский Ириней: Разделение на Украине обернулось разделением и во всем Православии

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

В издательстве Троице-Сергиевой лавры вышла книга, посвященная архимандриту Паисию (Ларину), последнему настоятелю скита Параклит

Святой Патриарх Тихон, Константинопольская Патриархия и советский обновленческий раскол [Статья]

Выдающийся церковный ученый и педагог. К 150-летию со дня кончины протоиерея Александра Горского [Статья]

Просвещение северных народов — особая миссия. К 155-летию Якутской епархии [Статья]

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Грузинской Православной Церкви с днем тезоименитства [Патриарх : Приветствия и обращения]

На подворье Антиохийской Церкви в Москве состоялись торжества по случаю престольного праздника

Представитель Русской Церкви принял участие в богослужении в пострадавшем от теракта храме в Дамаске

Митрополит Бачский Ириней: Разделение на Украине обернулось разделением и во всем Православии

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]