Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Санкт-Петербурге прошла конференция «Святой Александр Невский. Вопросы канонизации и церковного почитания»

В Санкт-Петербурге прошла конференция «Святой Александр Невский. Вопросы канонизации и церковного почитания»
Версия для печати
13 июня 2021 г. 14:34

12 июня 2021 года в Святодуховском центре Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге прошла конференция «Святой Александр Невский. Вопросы канонизации и церковного почитания». С докладами выступили историки и священнослужители из Санкт-Петербурга и Москвы.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Алексей Петров посвятил выступление новгородским событиям 1255-1259 годов. Он остановился на эпизодах из истории Великого Новгорода. В 1255 году из города был изгнан наместник великого князя — его старший сын Василий Александрович. Тем самым новгородцы показали неприятие великокняжеского суверенитета над, как они считали, вольным городом. Во второй раз они воспротивились власти Александра Невского, не пустив в Новгород татарских чиновников для переписи населения. Тогда Василий горожан поддержал, за что был смещен и сослан отцом. Ученый рассмотрел эти два эпизода в контексте борьбы двух сословий: «меньших», то есть черни, и «вятших», то есть знати, бояр. Он опроверг мнение, что это была территориальная борьба, определив ее как сословную. Великий князь в этом противостоянии мудро комбинировал проявление силы с уговорами и компромиссами.

Доклад ректора Свято-Филаретовского института Алексея Мазурова был посвящен первому посмертному чуду Александра Невского. В житии святого описан эпизод, когда во время его похорон митрополит Кирилл хотел вложить в руку усопшему разрешительную молитву. Умерший поднял руку и взял ее сам. Свидетелями чуда были сам митрополит, его эконом и автор жития. Докладчик предложил разобраться, что именно вкладывал владыка Кирилл в руку великого князя. В списках жития этот свиток назывался по-разному. До XIV века в похоронном обряде не было традиции вкладывать разрешительную молитву в руку покойного, ее читали над гробом вслух. Но в гроб действительно вкладывались тексты, наиболее древний из них — душевная грамота, которая являлась письменно оформленным завещанием. Поскольку житие святого подвергалось редакциям, то и тексты, актуальные для каждого временного отрезка, смешивались. Очевидно, в руку князю было вложено его завещание — душевная грамота — где был зафиксирован раздел земель среди его сыновей.

На многочисленных редакциях, которым подвергалось житие святого, остановился проректор СПбДА протоиерей Константин Костромин. Сразу после смерти Александра Невского было написано его житие. Существовали немногочисленные примеры, среди которых — святые князья Борис и Глеб, князь Андрей Боголюбский и еще несколько. Однако их жития не претерпевали существенных изменений. Житие великого князя не раз редактировалось, что свидетельствует о том, что он волновал умы многих поколений. Повесть о нем пытались сделать понятной для конкретной эпохи. В ранней редакции его нигде не называют святым, а на первое место выходит его храбрость, которую постоянно испытывают — некий римский король и татарский хан Батый. В первом случае храбрость испытывается в бою, во втором — в дипломатии. Великий князь выступает как праведный, боголюбивый и человеколюбивый. Он одним из первых получил святость не благодаря мученической кончине — как князья до него — а благодаря праведности. В редакции XIV века появляется термин «святое тело», что свидетельствует о почитании его мощей. Через столетие он уже называется благоверным. Макарьевский Собор 1547 года подтвердил его святость, а не установил ее. Она была очевидной для царской семьи, для народа, для тех, кто молился у мощей в Рождество-Богородичном монастыре Владимира.

Директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Роман Соколов посвятил доклад образу Александра Невского в культурном дискурсе предвоенной эпохи XX века. После 1917 года великий князь оказался в забвении из-за своей святости. Наступала атеистическая эпоха, и святым в ней не было места. Но уже в 1937 году выходит первая статья историка и библиографа Антона Козаченко о победах полководца над шведами и немецкими рыцарями, автор провeл параллели между агрессивными планами Гитлера в отношении СССР и действиями немецких рыцарей в XIII веке. В 1937-1939 годах в СССР стали выходить публикации, прославлявшие победы Александра Невского над немецкими рыцарями, в которых последние изображались как опасный, жестокий и коварный враг. Личность Александра Невского становится частью советской культуры. Выходит знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». В нем впервые в положительном ключе изображено духовенство.

Главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор СПБДА Михаил Шкаровский остановился на истории формирования образа Александра Невского как покровителя Северной столицы с середины XVIII века и на судьбе его мощей в XX веке. В городе многое связано с именем великого князя. К 1917 году существовало 58 алтарей, освященных в его честь, и 30 отдельно стоящих храмов. Это были полковые церкви, храмы при государственных и учебных учреждениях, дворцовые, больничные и даже кладбищенские. Все они были закрыты в 1918-1933 годах. Первой открылась кладбищенская церковь святого Александра Невского в Шувалово в 1966 году.

Несколько десятков городских предприятий в начале XX века носили имя святого. Оно также присутствует в городской топонимике: в честь Александра Невского названы площадь и улица возле Лавры, станция метро, мост. Деятели культуры и искусства посвящали ему свои произведения. Проект памятника святому существовал еще в 1914 году, однако его установке помешали революционные события. Сейчас в городе и окрестностях семь памятников Александру Невскому.

Иерей Димитрий Пономарев остановился на жизни Лавры в XXI веке, проанализировав основные события, повлиявшие на новейшую историю монастыря.

Императорскому типу иконографии святого посвятил доклад руководитель иконописной мастерской монастыря Дмитрий Мироненко. Как и житие, иконография князя чутко реагировала на изменения в государственной политике. Эпоха Петра Великого приносит новые знаки власти — инсигнии, которые появляются на парадных портретах и обозначают Петра уже не как царя, а как императора Российского. Меняется система зрительных образов. Мало того, что Петр запретил изображать Александра Невского как монаха, что было принято на древних иконах, теперь и образ Великого князя становится неактуальным, хотя не отвергается полностью. Короли и императоры Европы конца XVII — начала XVIII веков изображаются с имперскими знаками власти — скипетром, державой, венцом — а также зачастую в рыцарских латах. Это формировало непривычный облик правителя для рядового россиянина. Петру необходим был авторитетный пример для утверждения своего образа как императора в российском обществе. На эту идеологическую роль прекрасно подошел Александр Невский. Императорский тип иконографии святого сформировался на основе парадных коронационных портретов Петра. Она не претендует на историческую достоверность, поскольку древнерусский князь, сам боровшийся с рыцарями, не мог носить рыцарские средневековые доспехи. Однако образ великого князя как императора успешно используется для прославления нового типа власти в России.

В тот же день в Лавре молитвенно отметили день рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. Божественную литургию в храме его имени совершил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии, а также протоиереев Андрея Дьяконова и Геннадия Никитина. За богослужением пел архиерейский хор обители.

***

Князь Александр Ярославич Невский (1221-1263) родился в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича и приходился внуком знаменитому Всеволоду Большое Гнездо. Прославился как умелый и удачливый полководец, не потерпевший ни одного поражения, и как мудрый правитель и политик, который заложил основы развития России как великого государства. С его именем связано успешное военное противостояние шведам (битва в устье реки Ижоры в 1240 году, когда новгородский князь Александр Ярославич разбил шведов и получил свое прозвище «Невский»), немецкому Тевтонскому ордену (знаменитое Ледовое побоище 1242 года) и литовцам. Своими победами он остановил наступление западных соседей на русские земли, а искусной дипломатией сдержал агрессию Золотой Орды. Скончался великий князь в схиме (высшая ступень православного монашества) с именем Алексий и был погребен 6 декабря 1263 года в Рождественском соборе Владимира. Местное его почитание было установлено в 1380 году, в 1547-м он был прославлен Русской Церковью. 12 сентября 1724 года мощи святого были перенесены в Санкт-Петербург.

Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялось заседание рабочей группы при коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству в рамках программы «Наука, духовность, патриотизм»

Святейший Патриарх Кирилл в Сретенском ставропигиальном монастыре возглавил встречу мощей прпп. Евфросинии Полоцкой и Евфросинии Московской и совершил Литургию

Патриаршее служение в праздник Сретения Владимирской иконы в Сретенском монастыре г. Москвы. Встреча мощей прпп. Евфросинии Полоцкой и Евфросинии Московской. Хиротония архимандрита Макария (Ющенко) во епископа Горноалтайского и Чемальского

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

Мы — одна семья, мы все — одно тело. Святейший Католикос Маланкарский о своем служении и межцерковном диалоге [Интервью]

Начал работу портал «Память Церкви. Беседы со свидетелями жизни Церкви в советскую эпоху»

Патриаршее поздравление учащим и учащимся духовных учебных заведений с началом учебного года [Патриарх : Приветствия и обращения]

Состоялись торжества по случаю 25-летия Николо-Угрешской духовной семинарии

Митрополит Псковский Тихон награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»

Состоялась церемония награждения победителей детско-юношеского конкурса, посвященного благоверному князю Александру Невскому

В Синодальном отделе религиозного образования и катехизации подвели итоги конкурса, посвященного святому князю Александру Невскому

В Махачкале открылась выставка, приуроченная к 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского

Другие новости

В Минске прошла международная конференция, посвященная 30-летию возобновления тюремного служения Белорусской Православной Церкви

В Ульяновске прошли торжества по случаю 200-летия основания Троицкого кафедрального собора

Глава Вологодской митрополии принял участие в праздновании 100-летия Кирилло-Белозерского музея-заповедника

По епархиям Сибири и Дальнего Востока пройдет миссионерский крестный ход с честной главой святителя Иннокентия Московского

В двадцатую годовщину террористического акта в Беслане митрополит Воскресенский Григорий совершил Литургию и панихиду на Аланском подворье в Москве

В двадцатую годовщину террористического акта в Беслане в стенах городской школы № 1 совершена Божественная литургия

В двадцатую годовщину бесланской трагедии архиепископ Владикавказский Герасим совершил Литургию в храме Воскресения Христова г. Беслана

Состоялись торжества по случаю 25-летия Николо-Угрешской духовной семинарии

В Задонском Рождество-Богородицком монастыре торжественно отметили 300-летие со дня рождения святителя Тихона Задонского

В Воронеже состоялось празднование 300-летия со дня рождения святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца