Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы развития теологии и образования

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы развития теологии и образования
Версия для печати
1 июля 2021 г. 15:10

30 июня 2021 года в Российском православном университете  святого Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Теология и образование. Теология образования. Теология в образовании» выступил проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, руководитель Центра образования и теологии РАО Д.В. Шмонин

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора  и Русской экспертной школы. 

Д.В. Шмонин отметил, что теология и образование — устойчивые, и, в этом смысле, консервативные явления в жизни цивилизации, проблемно, исторически и практически связанные между собой очень тесно. Поэтому попытки разделить их можно сравнить с попытками изъять воспитание из системы образования. 

В традиционном обществе ответственность за образование и воспитании человека делили между собой родители, государство и Церковь. Однако примерно с XVII века в разных регионах мира у Церкви нормотворческую функцию в сфере образовании, заменяя ее секулярными компонентами — «заботой государства», позитивным законодательством и т.д. В конечном итоге это стало одной из причин кризиса, в котором образование оказалось в XXI веке. Выходом из него может стать поиск путей адекватного возвращения теологии в систему образования. 

Понятие «теология образования» появилось в западно-христианском контексе, (можно упомянуть именя Пауля Тиллиха, Джузеппе Гроппо, Энрике Гомеса Аумады и др.), которые ставили своей целью создать христианскую теорию образования. Точкой отсчета современной теологии образования Д.В. Шмонин считает энциклику Папы Пия XI «Divini illius Magistri» («Божественный Учитель») от 31 декабря 1929 года, которая провозглашала роль христианского образования в воспитании современного человека. Важнейшими источниками для православного осмысления теологии образования остаются святоотеческая традиция (в пример можно привести сочинения святителя Василия Великого «Послание к юношам о пользе греческих книг», блаженного Августина «О христианской науке» и ряд других), в которых кристаллизуется мысль о том, что для христианина система гуманитарного образования имеет важную функцию и гармонично связана с богословием, с формированием ценностного мировоззрения. В XX веке эту мысль в своих богословско-педагогических трудах (особенно, в «Проблемах воспитания в свете христианской антропологии») продолжает протопресвитер Василий Зеньковский, который выражает убежденность в том, что ответственность за воспитание личности несут Церковь, семья и государство. При разной сфере ответственности их поле взаимодействия едино. 

Д.В. Шмонин представил свои труды, посвященные этому вопросу: «Технология блага. Очерки теологии образования» (2018) и вышедшую в этом году монографию «Тайна ответа: введение в рациональную теологию», в которой предпринята попытка показать место теологии внутри и вне научного знания, ее связь с образованием от времен мужей апостольских до XVII века, начала эпохи фундаментальной секуляризации во всем мире. 

Теологию в современном образовании Д.В. Шмонин считает самым эффективным вариантом современного выражения философии образования. Прошедшие десятилетия прерванной образовательной традиции показывают, что ценностный кризис системы образования не преодолевается за счет цифровизации, компетентностного подхода, современных педагогических технологий и т.д. Исходя из этого, общей задачей современной теологии остается наполнение ценностным содержанием российского образования. В практическом аспекте это может означать  привнесение теологического компонента в содержание курсов истории, политологии, социологии, философии. По мнению Д.В. Шмонина, теология должна стать содержательным элементом социально-гуманитарных курсов в отечественных вузах.

После основного выступления Д.В. Шмонин ответил на вопросы слушателей. 

Научный лекторий «Крапивенский 4» объявляет перерыв на летние каникулы. Следующий семестр откроется заседанием, которое состоится 1 сентября с.г.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил с рабочим визитом Смоленскую епархию

В Храме Христа Спасителя прошла работа секции Рождественских чтений, посвященной дошкольному образованию

Митрополит Екатеринбургский Евгений принял участие в работе секции Рождественских чтений «Приходское просвещение детей и взрослых»

В рамках Рождественских чтений состоялся семинар, посвященный развитию современных методов в приходском просвещении детей

Ректор Московской духовной академии возглавил семинар «Теология в цифровую эпоху»

Начался общецерковный тур III Всероссийской олимпиады по богословию

Общецерковная аспирантура проведет Вторую междисциплинарную конференцию «Церковь и время»

Состоялось очередное заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах

Состоялось заседание Санкт-Петербургского отделения Всемирного русского народного собора

Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителями главы Всемирного русского народного собора

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил с рабочим визитом Смоленскую епархию

Архиепископ Зеленоградский Савва принял участие во Втором конгрессе Международного движения русофилов в Москве

Ректор Московской духовной академии возглавил семинар «Теология в цифровую эпоху»

Начался общецерковный тур III Всероссийской олимпиады по богословию

В Издательстве Московской Патриархии вышел учебник бакалавра теологии «Обществознание»

Саранская духовная семинария получила лицензию на ведение образовательной деятельности по направлению «Теология» (бакалавриат)

Другие новости

В Учебном комитете состоялся первый обучающий вебинар для высших духовных учебных заведений «Подготовка к реализации проекта "Память Церкви"»

Синодальный отдел по благотворительности открыл курсы для добровольцев зоны конфликта

На сайте Института перевода Библии размещены книги Царств на табасаранском языке

В Москве состоялась презентация книги «Благочиние как институт церковного управления: история и современность»

Завершилась III Общецерковная олимпиада по богословию

В Екатерининском ставропигиальном мужском монастыре состоялось очередное собрание наместников и игумений

В Оренбурге прошла III Международная конференция «Православие в России и за рубежом: богословие, история, культура, межрелигиозный диалог»

Состоялась встреча председателя Учебного комитета с председателями студенческих советов духовных учебных заведений Москвы и Московской области

При поддержке Учебного комитета состоялся вебинар для высших духовных учебных заведений на тему «Академическая этика и культура цитирования»