Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Корецкий монастырь: обитель верных

Корецкий монастырь: обитель верных
Версия для печати
30 июля 2021 г. 17:03

Столько трагических моментов вспоминается из истории Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря! Расположенный в городе Корце Ровенской области на северо-западе Украины, он во времена седой древности был разорен ханом Батыем, а позже — возродившийся — ордами крымского хана Менгли-Гирея. В середине XVIII века православные монахини почти на полвека были изгнаны из родной обители униатами. В советское время, спустя более десяти лет после нашей полной и окончательной победы над фашисткой Германией, монастырь находился под угрозой закрытия, и только ценой многих усилий Патриарха Алексия I, митрополита Пимена (Извекова, будущего Патриарха) и других архипастырей его удалось отстоять. В 1984 году он получил статус ставропигиального. А в прошлом месяце, в день празднования главной святыни обители — чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», произошло событие, ставшее для обители новой вехой в ее созидании. Этому событию посвящено интервью с настоятельницы монастыря игумении Рафаилы (Хильчук).

Нельзя ничего ускорить, поторопить — все устрояется Промыслом Божиим

— Матушка, хотелось бы узнать, как долго монастырь шел к недавнему великому событию — прославлению новой святой? Когда было принято решение начать подготовку материалов к канонизации первой игумении обители? Как приступили к этому делу? Как шел сам процесс?

— Лет шесть назад я подарила одному архиерею, посетившему нашу обитель, книгу об ее истории и видеодиск «Корецкий монастырь: обитель верных», выпущенные нами еще в 2009 году. Владыка, прочитав эту книгу, посмотрев фильм, признался, что его поразили житие и труды первой нашей настоятельницы игумении Серафимы, до принятия монашества — княжны Софии Корецкой. И предложил мне более глубоко исследовать исторические источники о матушке, с тем чтобы в дальнейшем прославить ее во святых. С благословения сего архипастыря и моего согласия исследованием занялась одна благочестивая женщина. Она стала изучать архивные документы, а мы со своей стороны обратились в Варшавский Синодальный архив, откуда нам передали копии нескольких ценных документов. Очень важным был документ «Завещание» игумении Серафимы, княжны Корецкой, от 9 марта (по ст.ст.) 1633 года, из которого можно судить о ее жизни, ревности и непоколебимой преданности Православию, а также о материнской заботе и любви к сестрам обители. Просто удивительный документ! Исследуя исторические материалы, мы обнаружили, что настоятельницами были две игумении по имени Серафима: первая — это княжна Корецкая, а вторая, следующая сразу за ней, по фамилии Ярмолинская. То есть выявились две разные личности, о чем мы прежде не знали. Так что начатое доброе дело также послужило к получению более точных сведений. По ходу работы составлялось большое и малое житие матушки (первое вышло в октябре 2017 года). Мы направили письмо на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о благословении обратиться нам к Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию по вопросу канонизации первой настоятельницы нашей обители игумении Серафимы. Благословение было получено.

Дальше, если следовать хронологии, то летом 2018 года мы с сестрами направили письмо Предстоятелю Украинской Православной Церкви с просьбой о причислении к лику святых нашей матушки, а также передали составленное нами житие (большое и малое), тропарь и кондак игумении Серафиме и эскизное иконописное изображение. Комиссия по канонизации святых Украинской Православной Церкви вынесла свое одобрительное решение, и вскоре, 6 декабря 2019 года, Синод Украинской Православной Церкви постановил причислить к лику святых игумению Серафиму, княжну Корецкую, с установлением дня памяти 20 марта/3 апреля с занесением имени святой в церковный календарь Украинской Православной Церкви. Но тяжелый 2020 год, когда коронавирус стал стремительно захватывать города и страны, помешал Блаженнейшему митрополиту Онуфрию к нам приехать и прославить матушку. Все откладывалось на неопределенный срок...

— И пусть прошло почти полтора года, но торжество, слава Богу, состоялось!

— Как говорят святые отцы, Бог назначил всему свое время, и несмотря на все внутренние порывы что-то ускорить, сделать быстрее, мы понимали, что нужно предаться Божией воле, которая все устрояет своим Промыслом. Так было и с прославлением нашей матушки, так было и в тот период, когда шел процесс сбора материалов. Помнится, каждая новая информация или событие казались как бы цепью случайностей. Но сейчас, оглядываясь назад, ты понимаешь, что это был путь, по которому следовало пройти и приложить немало усилий, чтобы достичь цели. Искушения, трудности — сколько всяких «камней преткновения» на этом пути повстречалось, но все оказалось преодолимо, потому что постоянно ощущалась помощь матушки. Конечно, много времени занял у нас сбор и расшифровка документов, написанных еще в XVII веке. Вообще, хочу сказать, что процесс подготовки материалов, несмотря на всю его сложность (ведь прошло четыре столетия), показался захватывающим, интересным и дал возможность сравнить жизнь в XVI-XVII веках с нашим временем. И самое главное — дал еще один пример в истории Церкви, как надо прожить человеку земную жизнь, чтобы обрести жизнь вечную.

— Матушка Рафаила, когда Вы узнали, что в монастыре состоится чин прославления его основательницы?

— Буквально накануне. Это было так неожиданно! И так волнующе! В нынешнем году наша обитель отмечала 450-летний юбилей Свято-Воскресенского монастыря, а так как игумения Серафима была там первой настоятельницей, мы решили в день празднования чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», 24 июня, освятить памятник преподобной возле Троицкого храма. По этому вопросу я стала советоваться с митрополитом Тернопольским и Кременецким Сергием как с одним из старейших архиереев, приглашенных в обитель на престольный праздник. Так промыслительно случилось, что владыка, находясь на приеме у Блаженнейшего митрополита Онуфрия, обо всем ему рассказал. А Блаженнейший, в свою очередь, благословил его совершить прославление матушки. Митрополит Сергий прибыл в нашу обитель на всенощное бдение в канун праздника и сообщил мне окрыляющую новость. И на следующий день во время торжеств, которые возглавил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, совершилось то великое духовное событие, которого сестры ждали уже с нетерпением. Для нас и для всех, кто прибыл в монастырь на праздник, это стало настоящим чудом и подтверждением заботы Матери Божией, чей образ в далеком XVII веке перенесла из родового княжеского замка в свою обитель игумения Серафима.

— А можете сказать, почему торжества возглавил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней? Маститый владыка, возглавляющий Днепропетровскую кафедру, как-то связан с монастырем?

— Малая родина митрополита Иринея, село Стовпин, находится в четырнадцати километрах от Корца, и владыка старается бывать в Корецком монастыре в день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных». Также здесь жила и подвизалась его родная тетя, ныне покойная монахиня Рафаила (Чепель). Можно сказать, что владыка в нашей обители вырос и вся его жизнь связана с ней.

Сама Царица Небесная благоволила преподобной быть по правую руку от Себя

— Матушка, по Вашим наблюдениям, как много людей знает о Небесной покровительнице монастыря, молитвенно обращается к ней и получает просимое?

— Пока что имя Серафимы, Корецкой княжны и игумении нашего монастыря, которая сумела устоять и уберечь обитель от католической экспансии, в основном известно тем, кто интересовался историей Православной Церкви XVI-XVII веков, историей города Корца и Корецкого монастыря. Однако чудо в жизни происходит от веры. В Евангелии описывается случай, где даже Спаситель не мог совершить чуда и дивился неверию людей (Мк. 6:5). Но все же есть немало случаев чудесной помощи матушки Серафимы, оказанной ею по молитвам некоторых личностей. Со временем и с Божией помощью, мы надеемся, что все будет записано. А самое большое чудо — это то, что Корецкая женская обитель молитвами матушки Серафимы существует более четырехсот лет, и в ней теплится тот дух ревностной монашеской жизни, который заложила преподобная княжна.

...Во время подготовки документов к канонизации игумении Серафимы архиепископ Фастовский Дамиан, викарий Киевской епархии, предложил нам помощь в написании ее иконы на торжество прославления. В ноябре 2019 года икона была написана на доске больших размеров и оправлена в изящный дорогой киот. 16 декабря того же года обитель у святых врат колокольни с пением тропаря трепетно ее встречала. Потом, после чина прославления матушки в прошлом месяце, когда пришлось поместить икону в храме для поклонения (это оказалось непросто, поскольку все стены заполнены иконами — живописными или в киотах), то не нашлось никакого другого места, как только возле чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных».

— Выходит, символично получилось?

— Действительно, символично! Хотя размеры иконы матушки никто не заказывал, но она здесь чудом поместилась, как будто была выполнена под заказ. Выходит, Сама Царица Небесная благоволила находиться преподобной по правую руку возле Себя и неусыпно ходатайствовать о родной обители, как и в годы ее правления этой же обителью. Ведь судьба святой Корецкой подвижницы, как я уже говорила, тесно связана с чудотворным образом «Споручница грешных», перед которым она молилась еще в родительском доме — в замке знатного рода Корецких, а позже, во избежание поругания от иноверных, забрала его к себе в монастырь.

Не могу также не рассказать еще об одном маленьком чуде. Недавно к нам приезжали паломники из города Днепра — ночевали они в монастырской гостинице. Рано утром одна из паломниц увидела, что в их комнату вошла женщина, одетая в монашескую форму. Нина Птица подумала, что это гостиничная сестра пришла будить их на утреннее богослужение и спросила ее об этом. Монахиня посмотрела на Нину и молча и вышла. Очень уж все было реально и живо. Нина спросила у своей соседки, видела ли она матушку, которая приходила их будить, но та ответила, что только слышала, как Нина с кем-то разговаривала. В храме, прикладываясь к чудотворной иконе Божией Матери «Споручница грешных» и затем — к иконе преподобной игумении Серафимы, паломница к великому своему удивлению узнала таинственную монахиню, пришедшую будить их на молитву. С восторгом она поделилась этим с насельницами.

Образ первой настоятельницы стал по-настоящему близким, родным

— Матушка, расскажите, пожалуйста, что лично Вас особенно поразило, запало в душу при знакомстве с жизнью игумении Серафимы. Наверное, с сестрами Вы не раз говорили об этом?

— В нашей обители никогда не было написано ее полной истории, и этим вопросом занялся ныне уже покойный протоиерей Ярослав Антонюк, в то время — благочинный Корецкого района. На протяжении двадцати пяти лет — в тяжелое для Церкви советское время — он неустанно трудился над архивными материалами, собирая по крупицам важные сведения. Набирая текст на печатной машинке из его рукописей, я с интересом узнавала историю обители, открывала ее для себя.

— На печатной машинке? Вероятно, молодым людям, живущим в эпоху высоких технологий, нужно сильно напрячь воображение, чтобы такое представить...

— Зато люди старшего поколения хорошо помнят эту, теперь, разумеется, устаревшую технику, которая для многих в свое время была неоценимым помощником в работе. Так вот, когда я стала настоятельницей, вопрос истории обители стал для меня более востребован и пришлось подробнее изучать ее. При исследовании жития матушки меня больше всего поразило ее твердое стояние в православной вере. Ведь она жила в те времена, когда господствовал на нашей земле католицизм, который тогда был «панским, модным», а Православие презиралось и считалось «религией холопской». Подвиг игумении Серафимы, княжны Корецкой, крепость и сила духа, терпение и любовь — все это чувствуется, когда смотришь на икону или стоишь возле памятника новопрославленной святой. Образ матушки стал для нас не каким-то далеким и недосягаемым, а по-настоящему близким, родным... Прославление игумении Серафимы — это естественное желание тех, кто ознакомился и поразмыслил над историей ее жизни. И, добавлю, это желание, свершившееся Божиим Промыслом и Его милостью, стало для нас большим духовным подкреплением и утешением. Уверенность в том, что в обители есть своя верная ходатаица пред Богом, предстательница и помощница, которой более всех знакомы скорби и нужды монастыря и для благоустроения которого она столько потрудилась, прогоняет всякое малодушие и сомнение.

— А как писалась икона новой святой? Какие-то фотографии, портреты матушки сохранились? И где похоронена первая игумения монастыря?

— Икону писал иконописец из Киева. Эскиз иконы был предоставлен мне для утверждения. К сожалению, портрет матушки не сохранился, но имеются портреты близких ее родственников: брата Самуила, сестры Лавинии, дедушки и знаменитого своей воинственностью и храбростью Яна-Карла Ходкевича, а также многих других. На основании архивных фотографий родственников и был составлен портрет святой, а впоследствии написана икона. В истории есть несколько предположений о месте захоронения матушки Серафимы, и, безусловно, сестры надеются, что, если будет на то Божия воля, Господь укажет, где находятся ее святые мощи. Согласно первой версии, матушка похоронена в Корецком Воскресенском женском монастыре. Второе предположение — в Киево-Печерской лавре. Настоятелем лавры какое-то время был святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, неутомимый борец за Православие, состоявший в родстве с матушкой... Так что вопрос о месте захоронения пока открыт.

— Наверное, одно из любимых послушаний сестер — украшение икон живыми цветами на праздники? Судя по фотографиям, делается это с большой любовью и вдохновением. Удивительным цветочным узором была украшена в этом году главная святыня монастыря — икона Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая. Кто придумал такой узор?

— Цветы на украшение иконы всегда покупаются за пожертвованные верующими деньги и специально для этого собранные. Каждый год по-другому — неповторимо! — украшается наша великая святыня. Ответственной сестрой является монахиня Любовь (Осийчук), которая сама составляет узоры. Она к этому имеет любовь и особый Божий дар. Сестры ей помогают украшать.

— Если взять срез современной жизни, сколько сейчас насельниц в обители? И какую миссионерскую работу ведет монастырь?

— В настоящее в обители время проживают 82 сестры. На мой взгляд, миссионерство более подходит для мужских монастырей — у них есть священнослужители. Самая главная миссионерская деятельность монаха — проповедовать Христа своей жизнью.

— Недавно в ряде СМИ прошла информация о состоявшемся в июне этого года 21-м выпуске учащихся Регентско-катехизаторского духовного училища. Сколько регентов Корецкий монастырь выпустил за это время? И приходилось ли слышать слова благодарности из тех мест, где теперь трудятся выпускницы училища?

— Наше Регентско-катехизаторское духовное училище при монастыре было открыто в 1998 году по ходатайству игумении Наталии (Ильчук) и благословению Святейшего Патриарха Алексия ІІ. За время своего существования училище выпустило 193 регента и 67 швей. Благодарностей приходит немало — в первую очередь от выпускниц, а также от епархиальных архиереев, приходских священников и верующих. Тем более, есть традиция встреч наших выпускниц через пять, десять лет после выпуска с игуменией и преподавателями в стенах нашей обители и духовной школы.

— И последний вопрос, матушка Рафаила. Семь лет назад, когда в некоторых светских средствах массовой информации участились агрессивные нападки на Православную Церковь и, в частности, на Корецкую обитель, Вы в интервью порталу «Монастырский вестник» («Наша защита — Божия Матерь, а духовное оружие — молитва») рассказали, что вопреки предположениям, на празднование святого образа «Споручница грешных» Царица Небесная неожиданно собрала в стенах обители пять архиереев и множество мирян. А сейчас, когда нападки на Церковь не прекратились и ситуация по известным причинам значительно усложнилась, — как было?

— Ныне Пресвятая Богородица собрала тринадцать архиереев. Были также настоятельницы других обителей, духовенство и миряне, которых Матерь Божия позвала в древний монастырь, чтобы разделить с сестрами радость праздника и торжества прославления основательницы и первой игумении Корецкой обители.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Владимир Малягин: «Наша вера — не учение, не философия, а сама жизнь». Лауреат Патриаршей литературной премии о перспективах русской литературы XXI века

Митрополит Волоколамский Иларион: Преподавание теологии в России развивается очень динамично

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея

Срок на покаяние. Об особенностях тюремного служения в Ханты-Мансийской епархии

Епископ Барышевский Виктор: Визит Константинопольского Патриарха в Украину принесет страдания миллионам православных украинцев

Дивеевский монастырь помог вернуть Дмитрий Лихачев

Протоиерей Лев Махно: «Священник должен быть прост, ясен и понятен»

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь воспитывает в людях не толерантность, а любовь

Митрополит Волоколамский Иларион: Объединение невозможно, если одна из сторон считает другую «еретической»

Корецкий монастырь: обитель верных