Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вехи новейшей истории и современное состояние Элладской Православной Церкви

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вехи новейшей истории и современное состояние Элладской Православной Церкви
Версия для печати
6 ноября 2021 г. 19:55

3 ноября 2021 года в Российском православном университете святого Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Новейшая история и современное состояние Элладской Церкви» выступил доцент кафедры истории Церкви исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии А.Г. Зоитакис.

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

Предваряя выступление, докладчик отметил, что отправной точкой своего повествования он избрал национально-освободительную революцию 1821-1828 годов, когда после многовекового османского ига часть Греции обрела независимость. А.Г. Зоитакис назвал ключевые причины обретения страной самостоятельности:

  • значительная часть народа мыслила имперски, а не националистически и ностальгировала по Византийской империи;
  • участники революции вдохновлялись Церковью: в эти годы в ходе карательных операций османов и боевых действий погибло до 80 епископов, множество священников и монахов, которые внесли свой вклад в победу.

Вместе с тем, наиболее состоятельная часть общества — купечество, вступая в экономические отношения с западными державами, неизбежно перенимала идеи и ценности Великой французской революции. «Поэтому XIX и XX века станут для Греции временем столкновения традиционализма и западничества», — подчеркнул историк.

А.Г. Зоитакис отметил, что первый правитель независимой Греции Иоанн Каподистрия проводил национально ориентированную политику, главной целью которой было сохранение роли Православной Церкви в государстве. Однако после его убийства, произошедшего при участии западных держав, в Греции начался период иностранного правления (так называемой баварократии) и на престол взошел принц Отто Виттельсбах. Характерными чертами его правления стали:

  • секуляризация, в результате которой насильственному закрытию и разграблению подверглись 412 из 563 монастырей 412 и последовательная антимонашеская политика;
  • борьба с византийским наследием;
  • гонения на духовенство, не приемлющего подобной политики;
  • автокефализация Православной Церкви, главой которой был объявлен король, не желающий принять Православие;
  • активизация деятельности протестантских миссионеров и создание ими ряда колледжей, которые впоследствии будут воспитывать греческую элиту.

«Сложившуюся ситуацию в ХХ веке меняют миряне, которые обращаются к традиционному Православию. Самым известным из них был Фотис Кондуглу — фигура малоизвестная в России, однако, именно он стоял у истоков возрождения церковной иконописи, народной и церковной византийской музыки, литературного наследия», — отметил докладчик.

«Трагическим для Греции стал старостильный раскол, связанный с введением нового календаря, который поддержали либеральные политики. Однако благодаря сопротивлению народа и упомянутых представителей интеллигенции глобальные реформы в Церкви — отмену постов и т.д., которые должны были внутренне перестроить ее на западный манер, осуществить не удалось. Вместе с тем, вследствие старостильного раскола от Церкви отпали сотни тысячи человек, которые впоследствии образовали несколько религиозных течений и радикализировались. Именно в этот период политики начинают активную антикоммунистическую пропаганду и пытаются склонить Церковь на свою сторону», — считает А.Г. Зоитакис.

После Второй мировой войны, когда Греция в результате военных действий потеряла до 10% населения, в стране началась многолетняя кровопролитная гражданская война. «Это неизбежно повлекло разделение народа и, как следствие, разделение Церкви. В этой войне часть духовенства, в том числе и некоторые епископы, поддержала партизан-коммунистов», — отметил историк.

Говоря о реалиях современной жизни Элладской Православной Церкви, А.Г. Зоитакис констатировал, что за последние 20 лет этноконфессиональный состав Греции существенно изменился, что связано с прибытием в страну легальных и нелегальных мигрантов и возрастанием количества приверженцев ислама. «В греческой прессе сегодня идет антицерковная кампания, в рамках которой Таинства и традиции Православной Церкви подвергаются порицанию. Общая тенденция дехристианизации общества последних десятилетий коснулась и Греции: так ряд православных праздников (например, День трех святителей — покровителей греческого образования) полностью утратили христианский компонент, иконы убираются из общественных мест», — отметил докладчик.

«Вместе с тем, нельзя забывать о том, что в 1960-е годы произошел расцвет греческого богословия,  церковно-исторических наук, монашества, в Церковь пришло множество одаренных людей. Сегодня и духовенство, и народ в основной массе относятся с большой симпатией к России и Русской Церкви», — считает историк.

Затронув сферу межправославных отношений А.Г. Зоитакис отметил, что «сегодня часть епископата и духовенства Греции принимают украинских раскольников, другие же напротив — дистанцируются от них и сослужат только с представителями канонической Церкви». «При этом эти иерархи сослужат друг с другом и с духовенством из других Православных Церквей. С канонической точки зрения это — абсолютно хаотичное состояние. Все это напоминает ситуацию между Первым и Вторым Вселенскими Соборами, когда Церковь разделилась на множество течений и представители этих течений так же хаотично находились в общении друг с другом. Тогда выход был найден и Церковь воссоединилась. И сегодня потенциал и здоровые силы для этого соединения есть в греческом Православии и я верю, что со временем, на базе канонов и догматов это разделение удастся преодолеть», — заключил историк.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00.

Патриархия.ru

Материалы по теме

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы государственной культурной политики России

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил православные учебные заведения Нижнего Новгорода

В Николо-Угрешской духовной семинарии прошла церковно-историческая конференция «Монастыри и монашество в истории Русской Церкви»

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили феномен и историческую судьбу сменовеховства

В 31-ю годовщину своей архиерейской хиротонии Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил Литургию в Киево-Печерской лавре

Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил новый храм в Киево-Печерской лавре

Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил богослужение в Кирилло-Мефодиевском кафедральном соборе г. Хуста

Патриаршее поздравление митрополиту Хустскому Марку с 70-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Молитвенное стояние в защиту прав общин Украинской Православной Церкви прошло в Виннице

Председатель ОВЦС: Украинские власти имеют все возможности для того, чтобы остановить волну гонений на Украинскую Православную Церковь [Интервью]

Митрополит Бориспольский Антоний: Православие на грани большого раскола из-за ситуации в Украине

Митрополит Волоколамский Иларион: Впервые на международной площадке признано нарушение прав верующих Украинской Православной Церкви

Иерарх Украинской Православной Церкви совершил Литургию на греческом острове Корфу

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вехи новейшей истории и современное состояние Элладской Православной Церкви

Митрополит Бориспольский Антоний: Приезд Константинопольского Патриарха в Киев не стал значительным событием в духовной жизни Украины

Митрополит Кифирский и Антикифирский Серафим: Одно зло тянет за собой тысячу других

Епископ Баня-Лукский Ефрем принял заместителя председателя ОВЦС и делегацию Фонда поддержки христианской культуры и наследия

Иерарх Болгарской Церкви возглавил престольный праздник Русского подворья в Софии

Монастырь блаженной Матроны Московской в Зворницко-Тузланской епархии посетили заместитель председателя ОВЦС и делегация Фонда поддержки христианской культуры и наследия

Иерархи Болгарской Церкви посетили выставку к 800-летию благоверного князя Александра Невского в Софии