Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вехи новейшей истории и современное состояние Элладской Православной Церкви

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вехи новейшей истории и современное состояние Элладской Православной Церкви
Версия для печати
6 ноября 2021 г. 19:55

3 ноября 2021 года в Российском православном университете святого Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Новейшая история и современное состояние Элладской Церкви» выступил доцент кафедры истории Церкви исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии А.Г. Зоитакис.

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

Предваряя выступление, докладчик отметил, что отправной точкой своего повествования он избрал национально-освободительную революцию 1821-1828 годов, когда после многовекового османского ига часть Греции обрела независимость. А.Г. Зоитакис назвал ключевые причины обретения страной самостоятельности:

  • значительная часть народа мыслила имперски, а не националистически и ностальгировала по Византийской империи;
  • участники революции вдохновлялись Церковью: в эти годы в ходе карательных операций османов и боевых действий погибло до 80 епископов, множество священников и монахов, которые внесли свой вклад в победу.

Вместе с тем, наиболее состоятельная часть общества — купечество, вступая в экономические отношения с западными державами, неизбежно перенимала идеи и ценности Великой французской революции. «Поэтому XIX и XX века станут для Греции временем столкновения традиционализма и западничества», — подчеркнул историк.

А.Г. Зоитакис отметил, что первый правитель независимой Греции Иоанн Каподистрия проводил национально ориентированную политику, главной целью которой было сохранение роли Православной Церкви в государстве. Однако после его убийства, произошедшего при участии западных держав, в Греции начался период иностранного правления (так называемой баварократии) и на престол взошел принц Отто Виттельсбах. Характерными чертами его правления стали:

  • секуляризация, в результате которой насильственному закрытию и разграблению подверглись 412 из 563 монастырей 412 и последовательная антимонашеская политика;
  • борьба с византийским наследием;
  • гонения на духовенство, не приемлющего подобной политики;
  • автокефализация Православной Церкви, главой которой был объявлен король, не желающий принять Православие;
  • активизация деятельности протестантских миссионеров и создание ими ряда колледжей, которые впоследствии будут воспитывать греческую элиту.

«Сложившуюся ситуацию в ХХ веке меняют миряне, которые обращаются к традиционному Православию. Самым известным из них был Фотис Кондуглу — фигура малоизвестная в России, однако, именно он стоял у истоков возрождения церковной иконописи, народной и церковной византийской музыки, литературного наследия», — отметил докладчик.

«Трагическим для Греции стал старостильный раскол, связанный с введением нового календаря, который поддержали либеральные политики. Однако благодаря сопротивлению народа и упомянутых представителей интеллигенции глобальные реформы в Церкви — отмену постов и т.д., которые должны были внутренне перестроить ее на западный манер, осуществить не удалось. Вместе с тем, вследствие старостильного раскола от Церкви отпали сотни тысячи человек, которые впоследствии образовали несколько религиозных течений и радикализировались. Именно в этот период политики начинают активную антикоммунистическую пропаганду и пытаются склонить Церковь на свою сторону», — считает А.Г. Зоитакис.

После Второй мировой войны, когда Греция в результате военных действий потеряла до 10% населения, в стране началась многолетняя кровопролитная гражданская война. «Это неизбежно повлекло разделение народа и, как следствие, разделение Церкви. В этой войне часть духовенства, в том числе и некоторые епископы, поддержала партизан-коммунистов», — отметил историк.

Говоря о реалиях современной жизни Элладской Православной Церкви, А.Г. Зоитакис констатировал, что за последние 20 лет этноконфессиональный состав Греции существенно изменился, что связано с прибытием в страну легальных и нелегальных мигрантов и возрастанием количества приверженцев ислама. «В греческой прессе сегодня идет антицерковная кампания, в рамках которой Таинства и традиции Православной Церкви подвергаются порицанию. Общая тенденция дехристианизации общества последних десятилетий коснулась и Греции: так ряд православных праздников (например, День трех святителей — покровителей греческого образования) полностью утратили христианский компонент, иконы убираются из общественных мест», — отметил докладчик.

«Вместе с тем, нельзя забывать о том, что в 1960-е годы произошел расцвет греческого богословия,  церковно-исторических наук, монашества, в Церковь пришло множество одаренных людей. Сегодня и духовенство, и народ в основной массе относятся с большой симпатией к России и Русской Церкви», — считает историк.

Затронув сферу межправославных отношений А.Г. Зоитакис отметил, что «сегодня часть епископата и духовенства Греции принимают украинских раскольников, другие же напротив — дистанцируются от них и сослужат только с представителями канонической Церкви». «При этом эти иерархи сослужат друг с другом и с духовенством из других Православных Церквей. С канонической точки зрения это — абсолютно хаотичное состояние. Все это напоминает ситуацию между Первым и Вторым Вселенскими Соборами, когда Церковь разделилась на множество течений и представители этих течений так же хаотично находились в общении друг с другом. Тогда выход был найден и Церковь воссоединилась. И сегодня потенциал и здоровые силы для этого соединения есть в греческом Православии и я верю, что со временем, на базе канонов и догматов это разделение удастся преодолеть», — заключил историк.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил с рабочим визитом Смоленскую епархию

В Храме Христа Спасителя прошла работа секции Рождественских чтений, посвященной дошкольному образованию

Митрополит Екатеринбургский Евгений принял участие в работе секции Рождественских чтений «Приходское просвещение детей и взрослых»

В рамках Рождественских чтений состоялся семинар, посвященный развитию современных методов в приходском просвещении детей

Архиепископ Севастийский Феодосий: Православная Церковь подвергается на Украине невиданному преследованию и насилию

Армавирская епархия передала две тонны помощи в Бердянск. Информационная сводка о помощи беженцам (от 15 марта 2024 года) [Статья]

Луганская епархия передала помощь для бездомных. Информационная сводка о помощи беженцам (от 14 марта 2024 года) [Статья]

Синод Антиохийского Патриархата призвал усилить молитвы об Украинской Православной Церкви

В поселке Коцюбинское Киевской области рейдеры захватили храм канонической Церкви во время богослужения

Полиция помогла рейдерам «Православной церкви Украины» захватить храм в с. Слободка-Кульчиевецкая Хмельницкой области

Представитель Русской Православной Церкви принял участие во Втором Токийском миротворческом круглом столе

Представители Русской Православной Церкви поздравили Патриарха Иерусалимского Феофила с тезоименитством

Состоялось отпевание и погребение Святейшего Патриарха Болгарского Неофита

Начальник Русской духовной миссии сослужил Патриарху Иерусалимскому Феофилу в день его тезоименитства

Митрополит Кифирский Серафим призвал Православные Церкви дать оценку антидуховным действиям властей Украины

Преставился ко Господу иерарх Элладской Православной Церкви митрополит Герман (Параскевопулос)

Циркулярное письмо всем епархиальным Преосвященным Русской Православной Церкви [Документы]

Более 400 верующих выступили против участия главы «ПЦУ» в праздновании памяти Тасосских святых в Греции

Другие новости

Архиепископ Севастийский Феодосий: Православная Церковь подвергается на Украине невиданному преследованию и насилию

Представители Русской Православной Церкви поздравили Патриарха Иерусалимского Феофила с тезоименитством

Состоялось отпевание и погребение Святейшего Патриарха Болгарского Неофита

Начальник Русской духовной миссии сослужил Патриарху Иерусалимскому Феофилу в день его тезоименитства

Завершилось пребывание Предстоятеля Сербской Православной Церкви в Москве

Святейший Патриарх Кирилл: Русская и Сербская Церкви могут вносить общую лепту в исцеление недугов, существующих в православной семье

На Сербском подворье в Москве состоялось погребение епископа Моравичского Антония

Предстоятели Русской и Сербской Православных Церквей возглавили служение Литургии и отпевание епископа Моравичского Антония в Храме Христа Спасителя в Москве

Святейший Патриарх Кирилл встретился с Предстоятелем Сербской Православной Церкви

Синод Антиохийского Патриархата призвал усилить молитвы об Украинской Православной Церкви