Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Хоровая школа на Монастырском острове

Хоровая школа на Монастырском острове
Версия для печати
20 ноября 2021 г. 13:42

Статья опубликована в ноябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» (№11, 2021, PDF-версия).

В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора».

Спецоперация в три этапа, или Полуподпольные музыканты в «городе трех революций»

Зарождалось же это образовательное подразделение в разгар эпохи государственного атеизма в прямом смысле подпольно. Ленинградскую духовную академию власти терпели как экзотику для любивших посещать город на Неве зарубежных туристов. Но все активнее ходили слухи о переселении той в Печоры или в Тихвин, подальше от «колыбели революции». По словам стоявшего у истоков возрождения регентского профессионального образования тогдашнего ректора академии архиепископа Выборгского, а ныне Святейшего Патриарха Кирилла, если и было в Советском Союзе катакомбное Православие, то оно существовало в начале обучения регентов в Ленинградских духовных школах. Огромных усилий стоило доказать светским структурам, что в современном мире, тем более в северной столице, в советское время девушки могут учиться и формироваться как будущие служители Церкви. 

Предстоятель вспоминает, как возглавлявший Финскую Православную Церковь архиепископ Павел (Олмари) в 1977 году пригласил его на празднование полувекового юбилея православных общин Московского Патриархата. В храме гость увидел на клиросе девушку в подряснике, которая стояла вместе с семинаристами. Оказалось, что это Елена Петсало, которая учится в семинарии вместе со всеми, но вообще-то хочет стать регентом. Вспоминая о дальнейшем разговоре, Святейший Патриарх говорит, что у него просто дыхание перехватило, когда он это услышал.

Вернувшись в Ленинград и заручившись согласием митрополита Никодима, архиепископ Выборгский Кирилл попросил передать девушке, что, если она пожелает, ее зачислят в регентский класс, где она получит хорошее музыкальное образование. Лена с радостью согласилась. 

После этого ректор смог добиться от уполномоченного Совета по делам религий по Ленинградской области Григория Жаринова — полуофициально, без широкого разглашения информации — принятия этой студентки на иностранный факультет академии. «Когда я ему сообщил, что к нам поступило прошение от православной девушки из Финляндии с просьбой зачислить ее на обучение, уполномоченный сразу сказал свою любимую фразу: это невозможно, — рассказывал позже Предстоятель. — Я ему возразил: как известно, у нас в Советском Союзе женщины пользуются такими же правами, как и мужчины. Имеем ли мы право отказать этой девушке учиться у нас? Получается, в университете иностранцам получать образование можно, а в Духовной академии нельзя? Могут быть вопросы. И Григорий Семенович вынужден был дать свое согласие». В результате этих переговоров последовал второй этап «спецоперации». Когда Лена приехала в Ленинград, ректор снова пошел к уполномоченному и посетовал, что получается очень нехорошая история, потому что из-за того, что мы приняли на учебу одного человека, Запад нас тут же обвинит в том, что это сплошная показуха, а на самом деле права граждан в стране не соблюдаются. Уполномоченный было приуныл, но ректор сказал, что выход есть. И предложил взять на учебу еще несколько девиц, но уже наших, русских, к тому же, для надежности, родственниц преподававших в академии священнослужителей.

Так осенью 1978 года на программу образования регентов вместе с финкой Петсало были зачислены Татьяна Ранне, Анна Ждан и Елена Гундяева. Был еще третий этап — уже официальный набор год спустя и проведенные приемные экзамены, по итогам которых у двух десятков первокурсников осенью 1979 года стартовал полноценный учебный процесс. Тут уполномоченный понял, что именно он натворил и какого маху дал. Но развернуть ситуацию обратно не решился — возник бы скандал, и серьезные вопросы в первую очередь адресовались бы к нему самому. «Думаю, власти надеялись, что ничего не получится и все само по себе развалится, тем более академия переживала сложный период, — вспоминал позднее Святейший Патриарх. — Но поскольку это было дело Божие, ничего не развалилось, даже наоборот!»

Далеко не все сегодня осознают, в каком упадке находилось в тот момент церковное пение. «Хоры с более или менее профессиональными регентами были только в кафедральных соборах и в крупных городских храмах, — рассказывает Предстоятель. — Приехав в 1985 году в Смоленск, я был поражен, что на всю область — лишь единственный хор в кафедральном соборе. И когда я поехал во второй город своей епархии, Вязьму, не взяв с собой хора, то едва смог совершить Литургию. Какие-то три старушки дикими голосами кричали на клиросе в переполненном соборе, который внешне и внутренне был скорее похож на кузницу». А ведь описываемые события происходили спустя несколько лет после возрождения регентской школы — уже в начале перестройки! 

Не сразу поняло ректора и Священноначалие — прохладно, по словам Его Святейшества, идею обучения регентов в духовной академии поначалу восприняли даже в Москве: «Вам там потом детский сад открывать надо будет», — высказался тогдашний Патриарх, Пимен. «Вы знаете, идея церковного детского сада сама по себе мне нравится, но уверяю: того, о чем вы думаете, не произойдет. Наоборот, в семинарии ситуация изменится к лучшему», — довольно смело гарантировал ректор, пообещав к тому же, что если в этом он ошибается, то готов подать в отставку. Поколебавшись, Патриарх Пимен согласился, «подчеркнув, — продолжает вспоминать Святейший Патриарх Кирилл, — что уж в Московской духовной семинарии этого не будет никогда».

Как показала история, здесь Патриарх Пимен, сам серьезно увлекавшийся церковной музыкой, ошибался.

Выпускники — от русской глубинки до Пхеньяна

В общей сложности 41 выпуск регентской образовательной программы дал Церкви более 630 специалистов церковного пения и руководителей церковных хоров. Свыше десяти из них приняли священный сан, пять выпускниц стали игумениями. За это время неоднократно менялся статус учебного подразделения в рамках духовной академии. В 1983 году класс стал регентским отделением, через некоторое время трехлетняя образовательная программа сменилась четырехлетней. В 2003 году отделение обрело свой дом: состоялось торжественное освящение двухэтажного учебного корпуса. Еще тринадцать лет спустя регентское отделение было преобразовано в факультет церковных искусств, реализующий образовательные программы по двум профилям: церковно-дирижерскому (высшее образование бакалаврской ступени) и иконописному (среднее специальное образование).

И только детский сад в академии так и не появился. Возможно, потому, что венчаться будущим регентам не благословляется ранее последнего, четвертого курса (чтобы преддипломной практике и подготовке основной части квалификационной бакалаврской работы ничто не мешало). Поскольку подавляющее большинство подающих документы на регентское направление абитуриентов — представительницы прекрасного пола (хотя и среди поступающих, и среди выпускников ежегодно попадаются юноши), многие из них становятся матушками и уезжают за мужьями на приходы — как в русскую глубинку, так и в места географически гораздо более экзотические (вплоть до Пхеньяна). Обязательным условием обучения здесь выступает проживание в общежитии как городских, так и иногородних студентов: это неотъемлемая часть воспитательного процесса в традиции Санкт-Петербургской духовной школы. «Все без исключения выпускники трудоустраиваются либо по направлению, либо самостоятельно. Вообще по уровню подготовки наши дипломированные бакалавры могут свободно работать хормейстерами в светских любительских хоровых коллективах и, разумеется, педагогами в детских садах, детских музыкальных и средних общеобразовательных школах, — считает заведующий кафедрой дирижирования факультета церковных искусств СПбДА, заведующий кафедрой хорового дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова профессор Антон Максимов. — Если брать уровнем выше — зависит от широты взглядов и доверия конкретного работодателя. По крайней мере, учебные дисциплины богословского цикла у нас на факультете преподаются в рамках общецерковного образовательного стандарта бакалавриата, а музыкальные знания студенты получают на уровне, сравнимом с региональными консерваториями России. У всех без исключения наших педагогов высшее консерваторское образование, у большинства — опыт практического руководства хоровыми коллективами. Среди преподавателей назвал бы заведующего отделением дирижирования Хорового училища имени М.И. Глинки Александра Беляева, регента богослужебного и учебного смешанного хора Раису Гундяеву, художественного руководителя Хора любителей пения при Государственной академической капелле Ирину Андрякову».

Апробация стандарта, повышение квалификации и грезы о новоселье

Вступительные испытания для желающих обучаться на регента в Санкт-Петербургской духовной академии включают два специальных экзамена. Первый — устный. Это общее собеседование, в ходе которого отдельно проверяются знание наизусть молитв и основ церковнославянского языка (абитуриента просят прочитать произвольно выбранный из Псалтири отрывок, иногда перевести его общий смысл), а также знание библейской истории и церковного устава. Второй экзамен — творческий, он состоит из комплекса вопросов по элементарной теории музыки, проверки мастерства игры на фортепиано, а также дирижерских и вокальных навыков, для демонстрации которых необходимо исполнить определенное обиходное песнопение.

Выпускной же госэкзамен для успешно освоивших программу бакалавриата традиционно для творческих вузовских специальностей проходит в форме концерта, на котором студент-дипломник управляет хорами, исполняющими два духовных концерта, — как правило, для однородного и смешанного составов. Еще и поэтому в академии (разумеется, не только в экзаменационных, но и в богослужебных целях) созданы три богослужебных хора (два из них учебные): женский из студенток младших курсов; смешанный, где в том числе поют старшекурсницы; мужской, в котором в основном участвуют студенты бакалавриата и магистратуры богословско-пастырского факультета. «А как же управление хором на клиросе?» — недоуменно спросит читатель. Оно осваивается в ходе регентской и преддипломной практики, по итогам которой каждый студент обязан самостоятельно руководить большим хором на всенощном бдении, на совершаемой архиереем воскресной или праздничной Литургии, а также на Литургии Преждеосвященных Даров.

Поскольку Санкт-Петербургская духовная академия первой в стране успешно освоила и внедрила обучение регентов по программе бакалавриата, по поручению Учебного комитета она исполняет еще одну важнейшую миссию: совместно с представителями Учебного комитета рабочая группа курирует апробацию образовательного стандарта в других духовных школах, где ведется обучение по соответствующей специальности. 

«Перед переходом к апробации общецерковного регентского стандарта мы сначала изучили учебные планы на местах, — рассказывает проректор СПбДА по культуре, декан факультета церковных искусств, заслуженный деятель искусств РФ Елена Гундяева. — Столкнулись с тем, что будущим регентам преподают и домоводство, и основы кулинарии… После утверждения программ обучения на уровне общецерковного стандарта определили апробационные площадки в различных духовных школах Русской Православной Церкви, которые реализуют регентские образовательные программы. И, естественно, контролировали их внедрение».

Сейчас апробацию общецерковного стандарта регентского обучения успешно прошли около десятка духовных школ, в других эта работа продолжается. Параллельно Санкт-Петербургская духовная академия активно участвует в осуществлении общецерковных программ повышения квалификации преподавателей региональных духовных учебных заведений, в том числе реализуя их и на базе факультета церковных искусств. 

А еще к 300-летнему юбилею академии здесь разработана масштабная концепция развития, предусматривающая освоение исторически принадлежавших духовной школе зданий на Монастырском острове. Ее уже благословил Святейший Патриарх Кирилл, а Президент России Владимир Путин дал рабочие указания соответствующим ведомствам. И хотя это задача не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня, факультет, выпускающий регентов-бакалавров, обязательно отпразднует новоселье в одном из пустующих корпусов на набережной Обводного канала: нынешняя, введенная в эксплуатацию 18 лет назад двухэтажная постройка и тесновата, и морально устарела. 

Удивительно, но всей этой грандиозной работы и впечатляющих результатов никогда бы не было, если бы не «катакомбный» регентский класс, «тайнообразующе» организованный 43 года назад нынешним Предстоятелем Церкви…

Дмитрий Анохин

***

История регентского обучения в Санкт-Петербурге ведет отсчет с 1847 года, когда при Придворной певческой капелле открылись курсы обучения певчих. Одним из их выпускников в 1905 году стал К.М. Федоров, после Великой Отечественной войны преподававший церковное пение в восстановленной Ленинградской духовной семинарии; он был регентом академического храма и много лет вел регентский кружок в Ленинградских духовных школах. Его трудами удалось обеспечить преемственность регентского образования в северной столице.

Руководители регентской школы Санкт-Петербургской (Ленинградской) духовной академии:

  • Николай Успенский — 1978-1980
  • Ирина Кубовская — 1980-1983
  • Протоиерей Игорь Мазур — 1983-1987
  • Протоиерей Александр Ранне — 1987
  • Михаил Ващенко — 1987-2010
  • Протоиерей Димитрий Дашевский — 2010-2011
  • Елена Гундяева — с 2011

***

Регентов в Санкт-Петербургской академии обучают, опираясь на живую церковно-певческую традицию

Протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви:

Факультет церковного искусства Санкт-Петербургской духовной академии — флагман высшего духовного образования по подготовке руководителей церковных хоров — регентов.

А быть флагманом всегда ответственно, потому что на тебя равняются, потому что одновременно задается и уровень музыкального профессионализма, и уровень церковности. По поводу церковного пения у нас, как известно, сколько людей, столько и мнений. Одним нравится творчество композиторов, другим — знаменный распев. Одним — отечественная школа, другим — византийская. Одним — русский партес, другим — обиход. В этой связи следует отметить, что руководству и профессорско-преподавательскому составу факультета удавалось и удается идти средним, царским путем, опираясь на церковно-певческую традицию, — но при этом традицию живую, которая может быть применима и в большом кафедральном соборе, и в скромном приходском храме. Отмечу еще эстетическое и культурное воспитание, которым славен факультет, — от униформы обучающихся (которая, будучи безусловно корректной для студентки духовного учебного заведения, при этом еще и очень красива) до обширной программы знакомства с культурой нашей северной столицы (что также очень важно для девушек и юношей, приехавших со всех концов нашей страны).

Руководство и преподаватели факультета во главе с деканом Еленой Гундяевой внесли решающий вклад в формирование ныне действующего стандарта подготовки регентов. А сейчас они трудятся не только над поддержанием уровня своей школы, но и помогают региональным регентским факультетам в достижении должного уровня образования. Не забудем еще и то, что выпускницы в немалой своей части становятся добрыми спутницами клириков нашей Церкви. И эти славные союзы, зарождающиеся в едином деле учения и в совместной молитве в стенах СПбДА, можно только приветствовать. Дай Бог твердо держаться принятого курса и идти тем же путем поступательного развития, какой был свойственен регентскому отделению (а ныне факультету) на всех предыдущих этапах его истории!

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Материалы по теме

По благословению президента НОТА университеты и духовные школы приняли участие во Всероссийском гражданско-патриотическом диктанте

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности [Интервью]

В Москве прошел концерт, приуроченный к 200-летию со дня рождения императрицы Марии Александровны и 160-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны

Самарская духовная семинария прошла государственную аккредитацию по направлению подготовки 48.03.01 «Теология»

Русский антиминс: рукописный и печатный [Статья]

Просвещение в вере. Проповедь благовестия в студенческой среде [Статья]

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы [Интервью]

Вышел в свет десятый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год

Поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с днем тезоименитства [Приветствия и обращения]

Вручение Святейшему Патриарха Кириллу орденского знака «За жертвенное служение» Общероссийского общественного движения «Россия Православная»

Святейшему Патриарху Кириллу вручена награда Общероссийского общественного движения «Россия Православная»

В Санкт-Петербургской духовной академии завершилась конференция «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право»

Состоялись курсы повышения квалификации преподавателей богослужебных и церковно-певческих дисциплин

В Алма-Ате состоялась международная конференция, посвященная регентскому делу и церковному пению

Состоялись Общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей программ подготовки регентов

В Московской духовной академии состоялся вечер памяти архимандрита Матфея (Мормыля)

В ИНИОН прошла конференция «Православие в советской культуре и политике: традиции, идеалы, образы»

Электронные базы данных о новомучениках и исповедниках Церкви Русской [Статья]

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

В Сергиевом Посаде прошла XIV научная конференция «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России»