Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Справедливость и традиция — будущая идеология России

Справедливость и традиция — будущая идеология России
Версия для печати
28 декабря 2021 г. 20:37

Статья первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, первого проректора Российского православного университета, профессора философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова политического философа А.В. Щипкова опубликована на сайте «Независимой газеты».

Социальные тенденции в России в последнее время позволяют говорить о наметившемся движении общества к социал-традиционализму. Этот вектор предполагает стремление к такой модели развития, в которой сочетаются два приоритета: государство с широкими социальными гарантиями и традиционные ценности в политике, культуре, идеологии. Данная модель не является кабинетной и доктринерской. Она отражает специфический характер русской ментальности, которая сочетает в себе береженое отношение к наследию и запрос на социальную и нравственную справедливость.

Для человека религиозного эти два ориентира в равной мере благодатны в христианском смысле слова. Русскому сознанию чужд юридизм. Законы необходимы для управления обществом, их следует уважать. Но в той части нашей повседневности, которая не регламентируется строкой закона, мы живем по благодати, а если переводить это на светский язык — по справедливости, или, как говорят в народе, «по совести».

Высший закон для России — это и есть нравственность и справедливость. Сегодня отечественные юристы все чаще приходят к тому, что для нашей страны нравственный закон первичен и только он может и должен служить источником формального гражданского права. Такова наша традиция.

Когда мы говорим о традиции, мы имеем в виду не только русские культурно-исторические особенности, но и традицию как метод отношения к миру, как метод построения мировоззрения, как «общую эпистемологию», если изъясняться языком профессиональных философов. Традицию невозможно законсервировать, потому что она не статична, а динамична. Это способ передачи и наследования опыта поколений, исторического, политического, религиозного, научного, национального. Именно таким образом рождаются наша история, наши победы, наша научная традиция, наша литература — за всем этим стоят общие принципы ретрансляции культурных содержаний.

В традиции нет прошлого, нет «вчера», «сегодня» и «завтра» — все это части одного целого. Психологически такой взгляд на мир соответствует христианскому религиозному взгляду, поскольку в христианстве нет места смерти.

Важнейшим хранителем традиции является Церковь — единое пространство, единый вселенский Дом как для живых, так и для ушедших. И наши предшественники, и наши дети, и те, кто еще не появился на свет, – все они с церковной точки зрения пребывают вместе с нами, составляя одну большую семью.

В Церкви нет хронометрического времени, все события сконцентрированы в одной точке, во Христе. Молясь, мы читаем «Отче наш» и понимаем, что Александр Невский произносил те же самые слова 800 лет назад и что наши правнуки будут произносить их снова. Это не столько вневременность, сколько все-временность — очень важная сторона русского религиозного сознания.

Особую роль в передаче коллективного опыта играет так называемый договор поколений. Яркий пример этого явления — «Бессмертный полк». В этом полку живые идут рядом с павшими в боях, и таким образом происходит единение народа, поколений. В этот момент в народе, как и в Церкви, нет богатых и бедных, нет живых и умерших, все пребывают вместе, все равны друг другу. Это и есть «разговор» поколений. Вот почему мы имеем все основания употреблять словосочетание «Бессмертный полк» без кавычек. Бессмертный полк, подобно церковному крестному ходу, — это, в сущности, религиозная практика, хотя здесь речь идет преимущественно о гражданской религии.

После неразберихи 1990-х годов мы постепенно вернулись к осознанию неизбежности и необходимости прояснения собственной идеологии. Сегодня мы наблюдаем двуединый процесс: с одной стороны, в риторике президента России, начиная со знаменитой Мюнхенской речи и заканчивая Валдайской речью 2021 года, постоянно звучат идеи традиционалистского характера. С другой стороны, Россия делает «левый поворот», то есть поворот в сторону социально ориентированной политики и экономики. С начала пандемии в стране было принято немало социальных решений, соответствующих идейным установкам социального политического спектра.

При этом между социально ориентированной (соответствующей интересам социального большинства) и традиционалистской позицией нет подлинных противоречий, есть лишь надуманные и случайные стилистические расхождения, которые вполне преодолимы. На глубинном уровне оба указанные вектора органично развиваются и поддерживают друг друга. Это закономерно, так как идея справедливости глубоко традиционна и характерна для православной культуры. Ведь по большому счету традиция — это Христос, а Евангелие — это книга о справедливости.

Понимая все это и продолжая следовать в выбранном направлении, мы придем к модели социал-традиционалистского общества.

«Независимая газета»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь не откажется от представления о браке, которое заложено в Библии [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь призвана объединять людей вне зависимости от их политической ориентации [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Раньше или позже Церковь найдет способы для исцеления украинского раскола [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион: Русская Православная Церковь получила автокефалию законным путем [Интервью]

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провел онлайн-совещания с представителями епархий Уральского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов

Дерусификация и теологическая война [Статья]

Представители Церкви с сожалением отметили некорректность пересказа содержания беседы Папы Франциска со Святейшим Патриархом Кириллом

В.Р. Легойда: По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в эвакуации мирных жителей с «Азовстали» принял участие митрополит Горловский и Славянский Митрофан

Другие статьи

В Иоанно-Предтеченском монастыре Луганской епархии приняли на проживание беженцев из Донбасса. Информационная сводка о помощи беженцам (от 23 мая 2022 года)

Синодальный отдел по благотворительности перечислил новый транш в Воронежскую епархию для помощи беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 22 мая 2022 года)

200 беженцев обратились за помощью в московскую больницу святителя Алексия с марта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 21 мая 2022 года)

«Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна»

Более пяти тысяч беженцев получили помощь в московском штабе адресной помощи. Информационная сводка о помощи беженцам (от 20 мая 2022 года)

Растет количество звонков на церковную горячую линию помощи 8-800-70-70-222. Информационная сводка о помощи беженцам (от 19 мая 2022 года)

170 семьям беженцев передали гуманитарную помощь от Инкерманского монастыря в Крыму. Информационная сводка о помощи беженцам (от 18 мая 2022 года)

Более 78 миллионов направил Синодальный отдел по благотворительности на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 17 мая 2022 года)

200 амбулаторных консультаций для беженцев провели в больнице святителя Алексия в Москве. Информационная сводка о помощи беженцам (от 16 мая 2022 года)

В Шахтинской епархии помогли более чем 2000 беженцев, разместившихся в приграничье самостоятельно. Информационная сводка о помощи беженцам (от 15 мая 2022 года)