Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии
Версия для печати
31 декабря 2021 г. 10:48

29 декабря 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Архиерей-воссоединитель Иосиф (Семашко): штрихи к портрету» выступил председатель Синодальной исторической комиссии Белорусского экзархата, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Александр Романчук. 

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы. 

Предваряя выступление, докладчик предложил выделить те аспекты личности и служения митрополита Иосифа (Семашко), которые в настоящее время остаются малоисследованными. «Митрополит Иосиф (Семашко) — человек, благодаря которому прекратила существование брестская церковная уния в пределах Российской империи в 1839 году. Значение его личности и деятельности для современной Белорусской Православной Церкви трудно переоценить. До Полоцкого собора 1839 года  количество белорусов, насильственно переведенных в униатство, составляло более 70%. После Полоцкого собора, который был подготовлен митрополитом и его единомышленниками из числа униатского духовенства, Беларусь вернулась в Православие. Сегодня в Республике Беларусь 85 % верующих относят себя к Православию», — подчеркнул отец Александр. 

Говоря о личных качествах воссоединителя, который инициировал, реализовал и закрепил изменения в конфессиональной принадлежности 1 миллиона 600 тысяч верующих, докладчик отметил, что личность владыки в преимущественной мере повлияла на выбор униатского духовенства в сторону Православия. «Об этом без обиняков пишет архиепископ Антоний (Зубко), который занимался убеждением униатских священников в необходимости переходить в Православие. Он свидетельствует, что как только униатские священники и благочинные узнавали, что их перехода в Православие ждет сам митрополит Иосиф, они с удовольствием давали согласие на воссоединение, поскольку были уверены, что от владыки не может поступить негативное предложение, которое приведет к духовной катастрофе. Во-вторых, сам митрополит Иосиф в своих записках пишет: "Меня всего поглотило великое дело, которого судил мне Господь быть орудием. Я ему предался всей душой, тут не было места для личных видов, для личных удовольствий и предположений"», — отметил докладчик.  

Протоиерей Александр Романчук назвал митрополита Иосифа (Семашко) человеком служения. «Еще будучи униатским епископом никого не обманывал и поступал всегда честно, открыто и бескорыстно. И это все видели. И поэтому все знали, что от него нельзя ждать какого-то подвоха или того, что он поведет не туда. Не обращал владыка внимания и на личный риск, который был велик особенно во время проведения Полоцкого собора: дело в том, что план окончательного упразднения унии, который был принят секретным комитетом по польским делам в январе 1839 года, был составлен так, что в случае народных волнений, российское правительство заняло бы нейтральную позицию, а вся вина в случае возникновения беспорядков должна была лечь на того, кто являлся вдохновителем и организатором прошения униатов о присоединении к Православной Церкви. Поэтому, согласившись на выполнение этого плана, решительно идя на воссоединение, преосвященный Иосиф (Семашко) и его сподвижники балансировали над пропастью: в случае силового сопротивления решениям Полоцкого собора и он, и его окружение были бы принесены в жертву внутренней и внешней политической стабильности империи. Правительство оказалось бы в стороне, а виновниками беспорядков становились те униаты, которые организовали Собор. Митрополит прекрасно понимал все и сознательно шел на этот риск. На это мог идти только человек, который абсолютно уверен в справедливости своих действий: это вне всякого сомнения говорит о том, что он не был ренегатом, это было человек искренний и абсолютно уверенный в своей правоте», — заявил отец Александр. 

Примечательным докладчик считает тот факт, что митрополит Иосифа (Семашко) предлагал униатским священникам гораздо более трудный путь к спасению, о чем свидетельствует его гомилетическое наследие. В нем прослеживается мысль, что исповедание Православие само по себе не ставит человека в привилегированное положение с религиозной точки зрения, но наоборот: митрополит считал, что обладание истинной верой предполагает большую, нежели в других христианских конфессиях, ответственность творения перед Творцом. 

Протоиерей Александр Романчук считает, что уважение к архиерею-воссоединителю и решение следовать за ним укреплялась у священников также и благодаря тому обстоятельству, что митрополит Иосиф без предупреждений относился католическому духовенству и католическому высшему обществу на белорусско-литовских и украинских землях.

Историк отметил, что известно о трех попытках запугать митрополита Иосифа угрозами убийства. Однако в каждом из таких случаев Высокопреосвященный Иосиф просил власти не придавать широкой огласке эти факты не проводить по ним расследования. «Ожидая смерти от рук мятежников в 1863 году, владыка написал письмо императору Александру II, в котором виновных в его возможном убийстве он просил наказать единственно тем, чтобы чудотворную Остробрамскую икону Божией Матери, которая находилась в костеле Вильно, передать в Виленский православный Свято-Духов монастырь. Испрашивать такое наказание для своих убийц — мысль высокодуховного человека, свидетельство религиозной убежденности и моральной силы Иосифа (Семашко). Такое поведение убеждало священников в духовной справедливости отказа от унии воодушевляло их следовать за своим архипастырем» — отметил отец Александр. 

По мнению докладчика, важным подходом, который реализовал митрополит Иосиф после Полоцкого собора и который в значительной степени повлиял на развитие православной церковной жизни воссоединенной паствы, была его позиция во взаимоотношениях с чиновниками. «В своей архипастырский деятельности владыка поступал вопреки сложившимся в синодальную эпоху стереотипам поведения православного епископата. Сам митрополит объяснял это тем, что у него была «непривычка к смиренным манерам православного духовенства». Действительно, митрополит Иосиф, когда речь шла в интересах Церкви, никогда не терялся перед людьми с высокими чинами», — считает отец Александр. 

Говоря о наследии митрополита Иосифа, докладчик привел слова протоиерея Павла Крюковского, который был униатом и перешел в 1839 году в Православие: «Без него не подымется к новой жизни наш край, не будет уже в Белоруссии такого митрополита, никто уже не направит новое поколение духовенства к заветам вечной правды, никто не вдохнет живой веры в святое дело народного обновления». В 1859 году архимандриту Заиконоспасского монастыря, будущему епископу Дмитровскому Леониду (Краснопекову) митрополит Иосиф сказал: «не знаю, примет ли от меня Бог это дело, но знаю, что я действовал искренно, без всяких посторонних видов». «В этих словах звучит настоящее православное смиренное —  понимание того, что нельзя предугадать суд Божий, а также указание на главное религиозное и нравственное основание деятельности Иосифа (Семашко) — стремление к истине, искренность и бескорыстие», — заключил протоиерей Александр Романчук. 

Патриархия.ru

Материалы по теме

Представители Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетили Новосибирскую митрополию

Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике М.Г. Делягин стал профессором Российского православного университета

Научный директор Российского военно-исторического общества М.Ю. Мягков стал профессором Российского православного университета

В Екатеринбурге прошел XVIII Съезд православных законоучителей Екатеринбургской митрополии

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль Русской Православной Церкви на международной арене

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии

В Минской духовной семинарии прошли XIV чтения памяти митрополита Иосифа (Семашко)

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили историю упразднения унии в Белоруссии

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в церемонии награждения лауреатов республиканского конкурса «Мир в душе — мир в стране»

В праздник Воздвижения Креста Господня Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре

Состоялось очередное заседание Академического докторского диссертационного совета

Одновременное гашение почтового блока, выпущенного к 1030-летию Православия на белорусских землях, состоялось в 15 епархиях Белорусского экзархата

В Черкесске при поддержке Пятигорской епархии прошла международная научная конференции, посвященная столетию конфискации церковных ценностей

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла ХIV конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки»

Состоялась презентация книги епископа Луховицкого Евфимия «Апостол Германии»

Вышли в свет 65-й и 66-й алфавитные тома «Православной энциклопедии»

Другие новости

Митрополит Будапештский Иларион принял участие в торжественной канонизации святителя Бачского Иринея и мучеников Бачских

Заместитель председателя Издательского Совета принял участие в мероприятиях ярмарки-фестиваля «Волжская волна» в Саратове

В лике святых прославлен преподобноисповедник Антоний Балтский

В Московском Кремле открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому

На севере Израиля освящен самый большой в регионе христианский храм

В Брянске учреждено отделение Всемирного русского народного собора

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил Андреевский храм в скиту Александро-Невской лавры

Синодальный отдел по делам молодежи и Издательский Совет провели брейн-ринг на тему «Церковь и русская литература в XX веке»

Представители Русской Православной Церкви выступили на круглом столе в Общественной палате, посвященном миротворчеству в странах СНГ

В Астрахани проходит выставка-форум «Радость Слова»