По окончании очередного заседания Комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии член Комиссии митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ответил на вопросы интернет-журнала «Прихожанин» Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы о работе Комиссии и документах, над которыми сегодня трудятся ее члены. Эти документы помогают лучше организовать жизнь Церкви, ответить на вызовы времени и содействовать конструктивному диалогу церковного сообщества с представителями государственной власти и светской общественностью. И, конечно же, мы не могли не задать Его Высокопреосвященству вопросы о том, что более всего волнует сегодня всех без исключения граждан нашей страны — событиях, происходящих на Украине. Воронежская митрополия граничит с государством, на территории которого идут военные действия, и делает все возможное, чтобы помочь людям, оказавшимся в числе беженцев на Воронежской земле.
— На последнем заседании Комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии, членом которой Вы являетесь, ее члены попросили Вас продолжить работу в сфере пастырского попечения о душевнобольных. На протяжении нескольких лет Вы возглавляли рабочую группу, создавшую документ о помощи людям с расстройствами в душевной сфере. В 2020 году он был принят, и, казалось бы, можно было бы закрыть эту тему. Однако жизнь предоставляет все новые и новые поводы для того, чтобы работа в этой области не останавливалась. Владыка, почему, на Ваш взгляд, она оказалось столь востребованной как для Церкви, так и для научного сообщества врачей-психиатров?
— Тема пастырского попечения Церкви о душевнобольных очень обширная и для ее обсуждения сейчас создана благодатная почва. Опыт священнослужителей, которые занимаются пастырским окормлением душевнобольных людей, плодотворные труды членов нашей рабочей группы, среди которых есть врачи-психиатры, — все это обеспечивает обширный материал для обсуждения. В результате нашей совместной деятельности появляются публикации, научные труды, что, в свою очередь, дает толчок развитию этой области медицинской науки. В результате такого общения и священнослужители получают более широкое представление о методике работы с психически нездоровыми людьми. Не секрет, что часто ни священники, ни родственники людей с душевными расстройствами не имеют должного представления о том, как можно им помочь. Даже в нашей небольшой группе специалистов, работавших над документом о пастырской помощи душевнобольным, в ходе общения было преодолено очень много разного рода предубеждений. В результате глубокого осмысления проблем и их обсуждения имевшие место недопонимания постепенно уходят. Поэтому очень важно продолжать сотрудничество Церкви и медицинской науки в сфере помощи душевнобольным. Очень рад, что мы получили поддержку профильной Комиссии Межсоборного присутствия и ее председателя, митрополита Крутицкого и Коломенского Павла.
Для священника важно суметь распознать в собеседнике заболевание, а не пытаться объяснить его нездоровое состояние только бесоодержимостью. Пастырь, конечно, не сможет поставить диагноз, но он должен научиться распознавать симптомы заболеваний и при необходимости рекомендовать человеку с душевным расстройством обратиться к специалисту.
— На этом же заседании Комиссией единогласно был принят и направлен в президиум документ «Социальное служение Церкви среди мигрантов». Сегодня в числе мигрантов в Воронежской митрополии оказались и беженцы братского украинского народа. На Ваш взгляд, будет ли этот документ полезен тем, кто оказывает им помощь?
— Безусловно, ведь это своеобразная дорожная карта, которая содержит ряд полезных рекомендаций о том, как поступать людям в сложившейся ситуации. Документ краткий по содержанию, но очень емкий. Полагаю, что жизнь на местах дополнит его всем необходимым, а в качестве основы для выработки программы действий — он очень хорош.
Воронежская митрополия считает оказание помощи беженцам своим долгом, жители нашего региона очень охотно откликаются на призыв Церкви эту помощь оказывать. Наши люди сострадательны и очень гостеприимны, у нас беженцы чувствуют себя социально защищенными.
Особенностью Воронежской области является то обстоятельство, что среди ее жителей, прихожан наших храмов, очень много украинцев. Сохраняя родной язык, культуру и свои традиции, они подчас довольно критически относятся к русским, но при этом воинственную националистическую пропаганду на Украине оценивают резко отрицательно.
К настоящему времени в Воронеже созданы многочисленные организации, как государственные, так и церковные, в обязанности которых входит помощь вынужденным переселенцам. Люди, на которых возложена ответственность за эту работу, очень активно, на совесть занимаются своим делом. Не проходит часа, чтобы кто-то из них не озаботился проблемами беженцев, многие из которых, спасаясь из зоны военных действий, прибыли без самых необходимых вещей и не имели средств к существованию. Сейчас, благодаря помощи неравнодушных людей, у них нет недостатка в одежде, продуктах питания и предметах первой необходимости.
Из средств массовой информации мы знаем, что отношение европейцев к беженцам в настоящее время граничит с недовольством. Слава Богу, у нас ничего подобного не наблюдается. И прибывшие, и те, кто им помогает, воспринимают друг друга по-христиански, с братской любовью.
— Вы хотите сказать, что пострадавшие в ходе вооруженного конфликта люди не ожесточились от пережитых страданий и не осуждают тех, кто воюет на противоположной стороне?
— Сегодняшняя ситуация на Украине стала итогом государственной политики, которую проводило ее руководство в течение последних тридцати лет. Воронежская область граничит с Украиной, беженцы прибывают к нам регулярно начиная с 2014 года. Сегодня вынужденных переселенцев уже тысячи. Как глава Воронежской митрополии я внимательно наблюдаю за ситуацией и могу свидетельствовать: мы не слышим от прибывших слов критики или осуждения в адрес России и Президента нашей страны. Они благодарны за то, что Господь сохранил им жизнь и за то, что мы принимаем их, проявляем заботу. Скорбь их сердец и горькая обида вызваны действиями националистов. Они осуждают боевиков так называемого правого сектора, потому что представители этого движения принесли им тяжелые страдания. Не приведи Господь никому из нас испытать такие несчастья. Сегодняшние беженцы рассказывают, как неделями сидели в подвалах, куда их загнали свои же «защитники», как их не выпускали из городов, на территории которых идут военные действия, как бойцы теробороны обстреливали гуманитарные коридоры…
Но хочется напомнить, что события дня сегодняшнего уходят корнями в эпоху начала 90-х годов, когда эйфория некоторых политиков от ожидания независимости Украины стала причиной разделения общества. В то время оно было спровоцировано деятельностью радикально настроенной части государственных деятелей Украины. Тогда же началась работа, направленная на разделение Православной Церкви. Возможно, когда-нибудь со временем вопрос автокефалии и станет актуальным для Украинской Церкви, но на тот момент, в 1990-е годы, в автокефалии не было никакой необходимости.
Не будем сейчас называть имена политиков и церковных иерархов, которые с энтузиазмом восприняли тогда идею «национальной Церкви», но их действия нашли отклик в сердцах людей, желавших видеть Украинскую Церковь независимой от Москвы. Пародией на такую самостоятельность стал так называемый Киевский патриархат, образованный бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко), позже анафематствованным Русской Православной Церковью. Раскол совершился уже тогда и прошел по живому — по сердцу, по душе народа. Он внес разделение в жизнь общества и люди стали смотреть друг на друга с недоверием.
Желание государственных деятелей Украины быть независимыми от России побудило их обратиться к разрушительным силам нацистского, фашиствующего толка. На них опирались и те, кто устроил на Украине государственный переворот в 2014 году. В это же время с особенной активностью подключились и внешние кураторы украинской политики. Именно они проработали с Патриархом Варфоломеем вопрос предоставления томоса новосозданной раскольничьей структуре «ПЦУ» («Православная Церковь Украины»). Это решение было по сути своей политическим и усугубило и без того непростую ситуацию. В украинском обществе постоянно насаждались слухи о том, что якобы существует диктат политической власти в отношении Русской Православной Церкви, избыточное влияние Патриарха Московского и всея Руси на иерархию Украинской Православной Церкви, что она якобы перечисляет значительные суммы Московской Патриархии… Ничего подобного никогда не было! Мы всегда помогали Украине, а Украина никогда не помогала России. Я знаю этот вопрос очень хорошо и могу достоверно говорить об этом, поскольку в конце 1990-х — начале 2000-х годов являлся постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
После 2014 года Украинское государство превратилось в таран новых мировых политических идей. Это стало угрозой и для суверенитета нашей страны. Для продвижения чуждых христианскому миру ценностей украинские правители не жалеют ни своих, ни русских ребят. Они сознательно затягивают конфликт, провоцируя увеличение жертв с обеих сторон, возможно еще и потому, что, по мнению некоторых деструктивных сил, нужно сокращать численность населения земного шара.
Рассуждая таким образом, можно сделать вывод: то, что сейчас происходит, — это не конфликт между Украиной и Россией. Наступили времена апостасии, отступления народов от Бога, забвения евангельских заповедей добра и любви. Работа врага рода человеческого, которая осуществляется на Украине и в России, преподносится миру некоторыми политическими и общественными деятелями как объективно положительная.
По этой именно причине мы все должны поддерживать нашего Президента и то дело, которое он делает. К большому сожалению, эту задачу уже невозможно выполнить без пролития крови. Это понимают и люди на Украине, часть которых мы принимаем сегодня у себя как беженцев.
— Сегодня разделено не только светское, но и церковное сообщество. Часть православных людей осуждают действия России, в отдельных епархиях Украинской Православной Церкви, как мы видим, перестали поминать Святейшего Патриарха Кирилла.
— Мы должны понимать, что образовательная система Украины и культурная политика этой страны на протяжении последних 30 лет формировали в общественном сознании отношение к России как к врагу. И когда Владимир Владимирович Путин написал статью о том, что мы — единый народ, что у нас одна история и одна кровь, это вызвало взрывную реакцию. Люди стали возмущаться и отрицать очевидные вещи. Появилось множество публикаций, опровергающих это утверждение. Но ведь мы помним, как в 1991 году опрос общественного мнения на тему отделения Украины показал, что абсолютное большинство жителей республики было согласно с тем, что мы один народ и должны вместе трудиться над общими задачами. Старшее поколение, думаю, и теперь не изменило своего отношения к этому вопросу. А вот молодежь выросла уже под влиянием неонационалистической пропаганды, и сегодня эти люди воюют против России. Они уверены, что Россия напала на Украину, и они должны защищаться. Провести какую-то внутреннюю работу и разобраться в том, почему Россия была вынуждена решиться на спецоперацию, эти люди не хотят. Они также не желают поразмыслить над вопросом, инструментом каких сил является современная Украина: Божиего Промысла — для созидания доброго и спасительного, или работой сатаны по разрушению христианской цивилизации? Не имеющие духовного зрения, ослепленные безверием и ненавистью, они не видят, что это второй случай, а не первый. Если мы обратимся к истории, то вспомним, что и Гитлер пришел к власти демократическим путем, был законно избран своим народом. И ему понадобилось всего каких-то пять лет, чтобы изменить сознание сограждан, сделать большинство жителей страны убежденными носителями идей нацизма.
Церковные люди должны понимать, что ни у Зеленского, ни у первых президентов Украины не было в советниках духовных лиц, митрополитов или епископов. Правители отстранились от Церкви Божией, не внимали слову Христовой правды. Порошенко так вообще учинил церковный раскол, по рекомендации Запада легализовав «автокефальную» а на самом деле — самосвятскую структуру «ПЦУ». Он сделал это, не посоветовавшись с представителями канонической церковной иерархии Украинской Православной Церкви, хотя на ту пору еще посещал ее храмы. Позже он совсем отошел от Церкви, стал адептом Киевского патриархата, а потом и «ПЦУ».
Это яркий пример, из которого нужно понять, что слова Господа, записанные апостолом Иоанном Богословом в Апокалипсисе, христианину следует применять для оценки своей жизненной позиции: «О если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Теплохладность, безразличие к вопросам веры овладевает человеком, который привык окружать себя комфортом, несмотря на совершающуюся вокруг несправедливость. Он готов закрыть глаза на политическую нестабильность в государстве, на духовный распад общества. Стремление любой ценой сохранить для себя условия жизни, которые ему нравятся, побуждает его к некритичному отношению происходящего. Такой человек со всем соглашается, не хочет замечать неправды; видит, что происходит что-то несправедливое, но рассуждает так: «Это не мое дело; пусть люди, которые занимают соответствующие должности и полномочия сами во всем разберутся». Это не христианская позиция, такую теплохладность Господь осуждает.
— Владыка, что бы Вы пожелали читателям нашего интернет-журнала «Прихожанин» и всем православным людям, которые хотят, чтобы война поскорее закончилась, чтобы братские народы вновь обрели мир?
— Слова Апокалипсиса обращены к каждому человеку. Господь открывает людям Свою волю, всех призывает одуматься и раскаяться, чтобы избежать страшной участи. В Священном Писании — этой Книге Жизни — ничего не сказано о политическом устройстве государств, а вот о Церкви и о пути спасения человека сказано предельно ясно. Божие благословение наследуют те, кто исполняет евангельские заповеди, а отвергающие Христа и Его слово, носители ненависти и вражды будут отвергнуты. Даже то, что человек ходит в храм или является носителем сана, не является гарантией его духовности или благополучной участи в жизни вечной. Важным и определяющим является внутреннее состояние души и чистоты сердца, смирение духа и молитвенное предстояние пред Богом.
По этой причине рассуждение о том, что именно необходимо нам делать в данной конкретной ситуации, понимание, что есть добро, а что — зло, должно присутствовать в каждом из нас; при этом не важно, кем является человек — политиком, фермером, инженером, рабочим или священником. Конечно, Церковь вне политики, но пастыри должны вести свою паству в правильном направлении, давать верные духовные ориентиры. А прихожанам следует молиться за них и за всю Церковь Христову, просить Господа, Пресвятую Богородицу и наших святых заступников о мире и о том, чтобы восторжествовала правда Божия на земле.
Интернет-журнал «Прихожанин»/Патриархия.ru