Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Константину, епископу Братскому и Усть-Илимскому

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Константину, епископу Братскому и Усть-Илимскому
Версия для печати
19 декабря 2022 г. 14:57

19 декабря 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Константина (Мануйлова) во епископа Братского и Усть-Илимского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Константина на служение.

Преосвященный епископ Константин!

Велий Господь наш и хвален зело (Пс. 47:2), сподобивший тебя ныне воспринять жребий архиерейского служения. Приветствуя тебя и поздравляя со столь значимым событием в твоей жизни, по древней церковной традиции обращаюсь к тебе со словом назидания вкупе с молитвенными пожеланиями, дабы предлежащий путь шествия твоего, Богу содействующу, был благоуспешен и непреткновенен, душеполезен и спасителен и для тебя, и для твоей паствы.

В сей знаменательный день и час внемли патриаршему наставлению, как доброму отеческому совету, и постарайся надлежащим образом исполнить всё тебе заповеданное.

Что и как должен делать ты, дабы воплотить в жизни своей непреходящие евангельские идеалы, стать духовным путевождём для многих чад Церкви, святителем Божиим не только по имени, но и по сути?

Прежде всего, подобает тебе, воздав хвалу в Троице славимому Богу, памятовать о той великой ответственности, которая ныне возлагается на тебя как на преемника апостольского служения. Нелегок этот крест, многоразличны и многообразны труды, но в предстоянии престолу Господню, в богослужениях и молитве —неисчерпаемый источник сил и вдохновения для должного несения возложенного на тебя нового послушания.

Да будет ведомо тебе и то, что поставлен ты на высокую свещницу церковную не для того, чтобы превозноситься над другими и увеличивать воскрилия одежд своих (Мф. 23:5), как о том говорил Спаситель, имея в виду фарисеев, а для того, чтобы всемерно развивать церковную жизнь в Братской епархии. А это значит, что тебе предстоит неустанно заботиться о клире и пастве, вверенных твоему отеческому попечению, заниматься миссионерским делом, катехизаторским и социальным служением, уделять особое внимание таким важнейшим направлениям деятельности, как просвещение и духовно-нравственное воспитание молодежи. Не сумеем воспитать молодежь, не успеем помочь им прийти в Церковь — неизвестно, что будет ждать следующее поколение, а через них и весь наш народ, всю страну.

Имей в сердце любовь и страх Божий; совершая служение и возвещая истину усты своими (Пс. 88:2), никого и ничего не бойся; в вопросах веры и церковной дисциплины будь тверд и осмотрителен; в общении с людьми — доброжелателен и внимателен; старайся искренне, а не лицемерно не только радоваться с радующимися, но и плакать с плачущими (Рим. 12:15); поступай достойно звания, в которое ты призван, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением (Еф. 4:1-2), как пишет апостол Павел, наставляя христиан города Эфеса.

Твоя архиерейская хиротония состоялась в год, когда мы молитвенно вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, явленный нашими достославными предшественниками. Как известно, ровно сто лет назад под предлогом сбора средств для нужд голодающих началось насильственное изъятие церковных ценностей, то есть наших святынь, которое сопровождалось репрессиями духовенства, монашествующих и мирян. Тогдашний руководитель страны прямо сказал: «чем больше реакционного духовенства в связи с изъятием ценностей мы расстреляем, тем лучше». А почему он так сказал? А потому что народу нежелание Церкви отдавать святыни было предложено рассматривать как стремление сохранить богатство, как стремление сохранить возможность личного обогащения. Но речь шла не о личном богатстве, а о сокровищах, которые собирались народом нашим на протяжении столетий, которые хранились в храмах, которые украшали наши святыни и сами становились святынями. Многие православные люди встали тогда на защиту святынь от попрания и поругания. Среди таковых был и митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), прославленный ныне в лике новомучеников. Пример его веры и верности Христу поражает. Предстоя судилищу, владыка с внутренним спокойствием, мужеством и твердостью духа произнес: «Я не знаю, что вы объявите в приговоре, жизнь или смерть, но, что бы ни было, я с одинаковым благоговением обращу очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за всё!» И это была не фраза на публику — это был крик его души, это была правда, которую он в тот момент исповедовал, потому что точно знал: после суда он будет убит.

Говорю об этом сейчас, дабы не забывали мы наставников наших и, взирая на кончину их жизни, подражали вере их (Евр. 13:7). Мы, христиане XXI века, призваны быть продолжателями дел и служения наших великих предшественников, которые в тяжелейшие времена гонений на Церковь смогли сохранить православную веру и передать ее грядущим поколениям.

Сегодня, слава Богу, нас никто не заставляет отрекаться от веры, Церковь имеет возможность беспрепятственно совершать свою миссию, и это отрадно. Вместе с тем, мы видим некую расслабленность современной духовной жизни, видим, как провозглашаются , особенно в других странах , идеи относительности нравственных норм и традиционных ценностей . Многие люди дезориентированы и не знают, как жить дальше, их одолевают тревоги и сомнения, волнения и смятение. «Где Бог? Почему Он не слышит наши просьбы?» — нередко восклицают совопросники века сего (1 Кор. 1:20). Святитель Иоанн Златоуст еще в четвертом столетии, обращаясь к таким людям, писал: «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах» (Беседа «О заповедях»). Жизнь не по заповедям, а по прихотям удобопреклонного ко греху человеческого естества — вот основная причина многих бед и несчастий.

Что может и призвана делать Церковь в современных условиях, когда определенными силами предпринимаются попытки размыть границы между добром и злом, навязать новые представления о личной и общественной нравственности, переформатировать сознание людей? Ответ мы находим в Священном Писании: неустанно проповедовать Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9:1), быть светом миру и солью земли (Мф. 5:14), с неослабным усердием совершать спасительное делание, свидетельствовать о Христе и Его учении даже до края земли (Деян. 1:8).

Опираясь на многовековой опыт предшествующих поколений христиан, следуя исконным традициям и благочестивым обычаям, мы вместе с тем должны помнить о необходимости актуализации евангельского послания. А что значит актуализация? Евангелие, которое было написано две тысячи лет назад, должно быть современной книгой. Для этого каждый человек должен пропускать слова Евангелия через свое сознание, пытаться применить нормы евангельских заповедей к своей собственной жизни. Однако наши усилия будут тщетны, если православная проповедь и миссия будут ограничиваться лишь передачей некой суммы знаний о христианстве и церковной истории без живого примера и веры, действующей любовью (Гал. 5:6). Ничто не актуализирует Евангелие так, как личный пример священника, проповедующего Христа. Мы призваны не только говорить современникам о Боге, но и являть исполнение Его заповедей в делах и в словах наших. Именно тогда присутствие Божие станет очевидным для людей, с которыми мы соприкасаемся, — и в нашем добром отношении к ним, и в нашем мирном состоянии духа, и в нашей готовности оказать помощь нуждающемуся, посетить болящего, поддержать малодушного, утешить страждущего.

Еще многое можно было бы сказать о тех качествах, обладание которыми могло бы способствовать благоуспешному деланию на ниве Христовой. Думаю, однако, что накопленный тобой в минувшие годы личный священнический опыт, а также добрые советы собратьев-архипастырей будут тебе хорошим подспорьем в предстоящем служении.

Живи и трудись так, чтобы по отшествии твоем в вечность ты сподобился принять венец правды, который даст Господь, праведный Судия, в день оный всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:8).

В завершение чина поставления в архиерея вручаю тебе сей жезл — символ епископской власти и ответственности, — дабы ты, вознеся его, преподал первое архипастырское благословение окрест стоящим людям, молитвенно соучаствовавшим в твоей хиротонии. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее поздравление митрополиту Тульчинскому Ионафану с 35-летием архиерейской хиротонии

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам конференции «Партнерство государства и общества в деле гармоничного воспитания ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

Патриаршее поздравление митрополиту Челябинскому Алексию с 50-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление епископу Раменскому Алексию с 15-летием работы в Московской Патриархии

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам торжеств, посвященных десятилетию Объединения многодетных семей г. Москвы

Патриаршее поздравление митрополиту Лазарю (Швецу) с 85-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Костромскому Ферапонту с 55-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление епископу Муромскому Нилу с 60-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление настоятельнице Борисоглебского Аносина ставропигиального монастыря игумении Марии (Солодовниковой) с 30-летием монашеского пострига