Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Алтарное послушание — по силам ли детям?

Алтарное послушание — по силам ли детям?
Версия для печати
3 февраля 2023 г. 16:40

Во многих храмах к алтарному служению привлекают мальчиков. Кого из подростков стоит звать в Святая святых? Как воспитать благоговение и любовь к храму? Что делать, если юные пономари ведут себя неподобающим образом? Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 2, 2023PDF-версия).

Благословить мальчика на алтарное послушание — значит помочь ему войти в практику церковной жизни, сформировать в нем навыки служения Богу и людям. Такая точка зрения распространена в церковной среде, в том числе и среди духовенства. «Нам, священникам, проще: то возглас даешь, то каждение совершаешь, то молитву читаешь, то на исповедь идешь — все время занят. Вот и ребятам надо дать возможность активно участвовать в богослужении», — рассуждает один из читателей портала «Пастырь».

Но священники с большим опытом служения более осторожны на этот счет. По их мнению, звать в алтарь следует не всех и ни в коем случае не для того, чтобы «занять» ребят. Задача священника — воспитать из тех, кого он благословил помогать во время службы, ответственных и искренних христиан. Поэтому так важно внимательно приглядеться к кандидатам еще до того, как они перешагнут порог алтаря.

Место для тех, кто любит молитву

Приглашать в алтарь стоит только тех, кто сам желает послужить Богу, говорят опытные пастыри. Если подросток, регулярно посещающий храм, старается помогать — например, держит плат во время причащения, раздает людям стаканчики с запивкой, следит за чистотой подсвечников, — тогда священнику уместно поинтересоваться у него при случае, не желает ли он помогать в алтаре (если сам мальчик стесняется обратиться к нему с таким вопросом). А если видимого интереса подросток не проявляет, не стоит пытаться вызывать его искусственно.

Там, где речь идет о том, чтобы послужить Богу, все очень индивидуально, на первый план выходит личное расположение человека, говорит настоятель Покровского храма в подмосковном Акулове протоиерей Валериан Кречетов: «Если у ребенка есть желание, надо стараться его поддержать».

Но, кроме желания, у будущего алтарника обязательно должен иметься еще и определенный молитвенный опыт, полученный на службах, полагает иерей Сергий Буряков, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в селе Большая Поляна Липецкой области. Дело не в том, сколько лет человек ходит в храм, а в том, умеет ли и любит ли он молиться, осознает ли, что находится в доме Божием, испытывает ли благоговение к этому месту.

«Звать в алтарь следует тех, кто любит стоять на молитве в церкви, — соглашается протоиерей Андрей Ткачев, клирик Патриаршего подворья — храма святителя Василия Великого при одноименной православной гимназии в селе Зайцево Московской области. — Если человек с удовольствием находится в алтаре, но с неохотой стоит на службе в церкви, толку от него не будет». Таким подросткам, которые непременно должны что-то делать, а стоять на месте и молиться не могут, противопоказано быть в алтаре. Стоит обратить внимание на тех, кто с удовольствием молится в церкви, а приглашение в алтарь принимает с сомнением: «Да как-то я недостоин…»

«Бывает, юноша не собирается становиться священником, но хотел бы послужить Богу, имеет желание жить по вере, помогать Церкви, — рассуждает епископ Зарайский Константин. — Известно много случаев, особенно такая практика была распространена до революции, когда церковные люди не становились священниками, но так и оставались всю жизнь в чине дьячков, пономарили. Это было служение всей их жизни».

В алтарь не ходят в гости

Схожим образом решается и вопрос о возрасте, начиная с которого мальчиков стоит звать в алтарь. Священнику необходимо учитывать, что за пономарями ему в любом случае предстоит приглядывать, и это точно не позволит всецело сконцентрироваться на богослужении. «С детьми служить труднее, — признается иерей Валерий Загорцев, настоятель Никольского храма в Чеховском районе Подмосковья. — Постоянно приходится им что-то напоминать, подсказывать. Когда я служу с алтарниками, то всегда настраиваюсь в случае чего все сделать сам — взять кадило, свечу, проследить за готовностью теплоты. Полностью полагаться на детей никак нельзя». Лет до 11-12 в алтарь лучше никого не приглашать, даже если ребенок очень хочет, делает вывод отец Валерий: «Пусть лучше в храме поможет, на молебне подержит кадило или свечу подаст, а в алтарь пока рано».

«В алтаре не должно быть "гостей", и особенно это относится к детям, — категоричен протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма подмосковного Красногорска. — Если ребенок находится в алтаре, то он должен не только вести себя пристойно, но и выполнять определенные действия». А значит, и приглашать туда стоит только взрослых и самостоятельных юношей, которые смогут все сделать правильно.

Воспитывать личным примером

Никто из детей заранее не обучен тому, как следует вести себя возле Престола, не знает, что в этом священном пространстве приемлемо, а что нет. Впервые переступая порог алтарной преграды, многие ребята испытывают трепет и волнение, но иногда им на смену может прийти безразличие и скука, в руках появятся телефоны... Очень многое зависит от того, чтó они увидят в алтаре, посещая его в первые несколько раз. И здесь невозможно переоценить личный пример, который подаст им священнослужитель.

По наблюдению протоиерея Андрея Ткачева, «пономарь — точная копия священника, который служит в храме». «Конечно, все подростки разные по темпераменту, по воспитанию, но, в конце концов, через год или два, они будут вести себя, как и священник, — говорит отец Андрей. — Если священник позволяет себе разговаривать в алтаре на отвлеченные темы — пономарь будет делать так же. Молитвенный настрой священнослужителя отображается здесь в полной мере».

Если подросток не чувствует, что в алтаре он находится перед Самим Богом, то его нужно навсегда из алтаря выводить, считает настоятель Успенского собора города Екатеринбурга протоиерей Евгений Попиченко. «С потерей благоговения заканчивается любое религиозное воспитание: где нет страха Божия, там уже ничего не сделать, — уверен отец Евгений. — А отвечает за это воспитание именно священник. Есть вещи, которые подросток или молодой человек моментально схватывает — хотя бы то, как мы заходим в храм: ступив на порог, остановимся, помолимся, приложимся к иконам, благоговейно благословим прихожан. Как можно требовать от других благоговения, если его нет в тебе самом — священнослужителе, учителе, наставнике? Бесполезно что-то спрашивать с пономарей, если мы позволяем себе перед престолом какие-то шуточки рассказывать, Служебник на престол кладем, облачение оставляем где попало…»

Отец Евгений вспоминает, как скромно и просто держал себя в повседневной жизни архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Келейница батюшки Татьяна Сергеевна Смирнова рассказывала, что отец Иоанн даже в бытовых мелочах всегда был безупречен. Такой пример, по словам протоиерея Евгения Попиченко, должен подавать пастырь: быть безукоризненным во всем, чтобы «и в словах, и в жестах, и в походке, и в наклоне головы, и в поклонах, и в крестном знамении ощущалось благоговение перед Богом. Тогда и все вокруг проникнутся духом присутствия Божия».

И все же как настоятелю контролировать поведение молодых людей в алтаре? Даже если сам он старается вести себя благоговейно и подавать добрый пример, это еще не гарантирует, что все будут делать так же. Бывает, придется и замечание кому-то из юных помощников сделать, и поторопить, и дважды объяснить что-то.

Хорошо бы поставить дело так, чтобы молодой человек воспринимал возможность послужить в алтаре как награду, говорит протоиерей Олег Безруких, настоятель Никольского храма в селе Каменка Липецкой области. «Если пономарей несколько, то полезно установить для них очередность пребывания в алтаре, чтобы каждый знал свою чреду, ждал ее, готовился. Это поможет им преодолеть искушение привыкания к святыне».

Эту мысль поддерживает протоиерей Андрей Ткачев. По его мнению, священнику следует доступ в алтарь для пономарей ограничивать и обязательно следить за тем, чтобы они входили туда со страхом Божиим: «Непременно клали поклон земной, не болтали, не шумели, не крутились, не привыкали к запивке и просфорам; чтобы пребывание в Святая святых почитали за великую святыню».

Очень хорошо, если настоятель будет воспитывать в пономарях привычку приходить в храм пораньше, чтобы в спокойствии и тишине приготовить все необходимое для службы, зажечь лампады, заложить нужные страницы в богослужебных книгах; а уходить, наоборот, последними, все убрав, разложив по местам и приготовив на утро. Через это в них зародится и любовь к храму Божию, и желание ухаживать за ним, говорит отец Андрей.

«Я очень внимательно отношусь к пребыванию молодых людей в алтаре, — признается епископ Волгодонский и Сальский Антоний. — Никто не должен входить в алтарь без благословения. Юноши должны приходить определенным образом одетые, чтобы внешний вид соответствовал святости места».

В конечном счете пономари должны помогать священнику, чтобы тот мог молиться и совершать таинство Евхаристии, напоминает иерей Евгений Осипов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Липецке. А часто получается наоборот, алтарники отвлекают священника: вместо того чтобы сконцентрироваться на молитве, пастырь должен контролировать их и ожидать, «подаст он кадило или нет».

Выход видится отцу Евгению в том, чтобы оставлять в алтаре только несколько помощников, «наиболее благочестивых и смышленых, чтобы священник не отвлекался от молитвы». Ведь «если ребят много и они не справляются со своими задачами, промолчать невозможно — приходится их воспитывать, увещевать, и это может занимать слишком много времени».

Детей и подростков, находящихся в алтаре, священнику необходимо брать под особый пастырский надзор, резюмирует владыка Антоний. Но этот надзор не должен превращаться в основное содержание его служения, внимание пастыря не может отвлекаться от главного — молитвы и совершения таинства. Поэтому, если священник видит, что пребывание близ престола становится неполезным для юноши, лучше предложить ему на время оставить алтарь и помолиться в храме, советует архипастырь.

Материал подготовлен на основе публикации портала «Пастырь».

Елена Алексеева


«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела по делам молодежи принял участие в IX Межрегиональном форуме руководителей и актива епархиальных молодежных отделов Приволжского федерального округа «Пересвет»

В Минске прошел форум православной молодежи Белорусской Православной Церкви

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства выступил на II Общемосковском православном молодежном форуме

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на II Общемосковском православном молодежном форуме [Патриарх : Приветствия и обращения]

Вышел в свет второй номер «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с главным редактором Издательства Московской Патриархии епископом Балашихинским Николаем

Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с главным редактором Издательства Московской Патриархии епископом Балашихинским Николаем

Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского [Статья]

В Санкт-Петербургской духовной академии открылся Центр христианской психологии

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на первом собрании духовенства Московской митрополии [Патриарх : Приветствия и обращения]

Святейший Патриарх Кирилл провел первое общее собрание духовенства Московской митрополии

Святейший Патриарх Кирилл провел первое общее собрание духовенства Московской митрополии

Другие статьи

В Брянке Северодонецкой епархии раздали гуманитарную помощь. Информационная сводка о помощи беженцам (от 23 февраля 2024 года)

Синодальный отдел по благотворительности передал помощь в Харьковскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (от 22 февраля 2024 года)

В Никольском храме Первомайска на Донбассе раздали продукты беженцам и нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (от 21 февраля 2024 года)

Добровольцы Рыбинской епархии доставляют помощь в больницы Северодонецкой епархии. Информационная сводка о помощи беженцам (от 20 февраля 2024 года)

Луганская епархия доставила адресную помощь в Попаснянский район. Информационная сводка о помощи беженцам (за 17-19 февраля 2024 года)

Специальный центр Крымской митрополии доставил около 5 тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-16 февраля 2024 года)

Витебская епархия передала помощь для детей на Донбассе. Информационная сводка о помощи беженцам (от 14 февраля 2024 года)

В гуманитарных центрах Ростовской епархии беженцы получат одежду. Информационная сводка о помощи беженцам (от 13 февраля 2024 года)

54 000 обращений поступило в церковный штаб помощи беженцам в Москве с марта 2022 года. Информационная сводка о помощи беженцам (за 10-12 февраля 2024 года)

Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского