Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с юными спортсменами из Донбасса

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с юными спортсменами из Донбасса
Версия для печати
26 февраля 2023 г. 23:53

26 февраля 2023 года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с юными спортсменами Донбасса. Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к собравшимся и ответил на вопросы.

— Здравствуйте, Ваше Святейшество! У меня к Вам вопрос: как привить веру молодому поколению?

— Вообще, молодое поколение должно рождаться и воспитываться в вере. Так всегда было на Руси, и этой верой с детства и был силен наш народ.

Ведь что такое вера? Вера — это убеждение в существовании Бога. А почему вера формирует другой образ жизни, другое мировоззрение, не такое, как у тех, кто в Бога не верит? Потому что, как говорил Достоевский, если Бога нет, то всё дозволено.

В самом деле, люди тоже изобретают законы. Но ведь это самые обычные люди, из плоти и крови, они и ошибаться могут, и создавать законы ради собственной выгоды. Бывают несправедливые, а иногда и очень несправедливые законодательные системы. Возьмите, к примеру, апартеид в Южной Африке — какая же справедливость, когда людей лишали всяких прав, иногда даже права на жизнь, только потому, что у них другой цвет кожи?

Поэтому все, что происходит от людей, условно; а вот Божественный закон абсолютен. И этот закон Господь дал нам не только через Евангелие, через Библию — Он вложил этот закон в нашу природу.

Удивительное понятие — совесть! Казалось бы, человека никто ничему не учит, он живет сам по себе и вдруг каким-то внутренним чутьем начинает понимать: вот это можно делать, а вот этого делать нельзя, это плохо. Откуда это у человека? Некоторые говорят: всё от воспитания. Но ведь разное бывает воспитание! В советское время воспитание полностью исключало всякую отсылку к вере, а совесть работала, да еще как работала!

А что такое работа совести? Это же в каком-то смысле противоестественный процесс! Потому что у человека рука устроена так же, как у животного, то есть обращена к себе. Почему? Чтобы существовать — ведь ты должен питаться, одеваться, обеспечивать себя всем необходимым. Движение к себе проистекает от нашей природы, и у животных то же самое — тянуть к себе, чтобы обеспечить свою жизнь и обеспечить потомство.

Казалось бы, у человека должна быть та же самая логика. Откуда же берется совесть? Как человек, движимый совестью, идет навстречу смерти, чтобы спасти другого? Отдает свою жизнь — самое дорогое, — чтобы другой жил! Или чтобы другие жили в свободе, в достатке и имели человеческие условия жизни.

Это абсолютно не связано с природой человека — это свыше. И никакой эволюцией это явление не объяснить, как нас пытаются убедить люди неверующие. Ну как в процессе эволюции можно изменить природу человека? Природа призывает: бери, отнимай, становись сильнее. А совесть говорит: нет, отдай! Отдай, может быть, последнее! Жизнь свою отдай ради другого!

Вообще, явление совести — на мой взгляд, самое убедительное доказательство того, что Бог есть. Потому что из эволюции, из природных условий невозможно вывести законы совести — они против безопасности человека и против его материального благополучия. Ведь совесть требует от человека подвига, в том числе такого, который может закончиться увечьем или потерей своей собственной жизни. Вот почему совесть есть самое сильное доказательство бытия Божия.

Удивительно, что в какой-то момент пришли философы — вначале в Западной Европе, а потом и к нам это перекинулось вместе с революцией, — которые стали говорить: никакого Бога нет. Но ведь замечательно сформулировал Достоевский: если Бога нет, то все дозволено. Если Бога нет, то и совести нет. Откуда совесть-то? Она, еще раз подчеркну, — не от природного начала.

Сколько раз пытались нас научить тому, что можно жить без Бога! Это было еще в XVIII веке, через так называемое «Просвещение», которое шло из западных стран. И в XIX веке, когда начались разного рода революционные движения. Ну и, конечно, в веке XX, когда произошла революция, и сильные мира сего приказали: в Бога не верить, а если не откажетесь от веры, мы с вами быстро разделаемся. И мы знаем, какой сонм мучеников наших, оставшись верными Господу, отдал свою жизнь!

Как-то неловко говорить про себя, но вот и мой дед, который был рабочим человеком, машинистом на железной дороге еще в дореволюционное время, после революции стал бороться против закрытия храмов, монастырей, бороться за то, чтобы у людей было право верить. БОльшую часть жизни он провел в тюрьмах, в лагерях. Его посадили еще совсем молодым, в 1922 году. Потом ненадолго выпустили, в конце 20-х снова посадили и выпустили уже только после войны. А у него было семеро детей, да еще восьмую девочку взяли, сироту, родственницу дальнюю.

Так вот, когда я беседовал с дедом, он меня очень многому научил. Я уже неоднократно об этом говорил, но и вам скажу. Самое главное — он научил меня тому, что не нужно бояться никого, кроме Бога. Он говорил: никогда ничего не бойся — только Бога бойся! Если бы мне это сказал некий ученый или просто учитель в школе, я бы засомневался, но когда это сказал мой дед, прошедший через такие испытания, я запомнил его слова на всю жизнь.

Действительно, величайшая ценность — это вера в Бога, а от нее проистекает уже все остальное: образ наших мыслей, образ поведения, отношение друг к другу. Отсюда проистекают любовь, верность, крепкая семья, в каком-то смысле даже долголетие, ведь если жить по Божиему закону, то не будешь ни пить, ни курить, ни хулиганить, ни надрывать свое здоровье, а образ жизни, который Господь нам предлагает, обусловливает, в том числе, физическое здоровье и долголетие.

Поэтому вопрос «верить или не верить» — это самый главный вопрос жизни. От того, как мы на этот вопрос отвечаем, будет зависеть всё — и личное, и общественное благополучие, и судьба страны. И мы, пройдя через десятилетия безбожия, которое навязывалось нам силой, должны сегодня, будучи свободными людьми, в первую очередь понять, что вера — как прожектор, который высвечивает наш исторический путь, путь народа, путь страны, путь каждого из нас.

Дай Бог, чтобы вот именно так, а не иначе, формировалось сознание нашей молодежи. Конечно, молодежь очень восприимчива ко всем поступающим сигналам. Молодой человек очень возбудим, это связано с возрастом, а потому нередко податлив на разного рода искушения, соблазны. Молодой ум не всегда успевает подключиться, чтобы проанализировать ситуацию, подумать, правильно ли я поступаю. Молодые люди нередко спонтанно отвечают на какие-то вызовы и допускают ошибки. Так вот, вера помогает, в том числе, избежать ошибок.

На этом я остановлюсь, давайте пойдем дальше.

— Здравствуйте, Ваше Святейшество! У меня тоже к Вам вопрос: почему Вы решили связать свою жизнь со служением в Церкви?

— Вы знаете, я не помню ни одного дня своей жизни, когда я бы не хотел быть священником. Когда я был совсем маленьким, может быть, в три-четыре года или ближе к пяти, я попросил, чтобы мне сшили священническое облачение. И вот одна монахиня, которая прислуживала в одной из близлежащих церквей, неподалеку от нашего дома в тогдашнем Ленинграде, сшила мне такое облаченьице, и я «служил» дома. Ну и посещал, конечно, храм, и был даже такой случай.

В то время к моему отцу, который тоже был священник, стал приходить один очень известный человек, профессор консерватории. Он сказал моему родителю, что хотел бы стать священником, но пойти в семинарию не может, поскольку не может уйти из консерватории, а совмещать семинарию с работой в консерватории в то время было невозможно. Поэтому отец учил его на дому — давал какие-то задания, литературу, а этот человек приходил к нам на квартиру.

Мы жили в одной комнате — пять человек. Так раньше жили вообще в Советском Союзе. Кстати, это никого не стесняло — умели жить пять человек в одной комнате.

Итак, этот человек дома прочитывал заданное, а потом приходил и отвечал моему отцу на соответствующие вопросы. Однажды он пришел к нам, а папы не было дома. Я стал его о чем-то спрашивать, а папа все задерживается. Говорю: а давайте я послужу. Он спрашивает: а что ты послужишь? Отвечаю: могу молебен или панихиду. Он удивился и говорит: ну давай. И я надел свое маленькое облачение и стал служить молебен или панихиду наизусть. Отслужил, снял с себя облачение, а когда папа пришел домой, он ему говорит: вы знаете, сегодня Ваш сыночек служил панихиду, а я ловил себя на мысли, что я вот так, без служебника, отслужить не могу.

К чему я все это рассказываю? К тому, что с детства я уже формировал себя таким образом, чтобы стать священником. Очень любил богослужения, любил посещать храм и никогда не мыслил себе никакой другой специальности и вообще жизненного пути, как только этот.

— У меня такой вопрос: а нужно ли учиться вере и можно ли верить произвольно, то есть без правил?

— Попытаюсь ответить. Вообще, вера — от Бога, и можно ничего не знать, а в Бога верить. Как замечательно сказано в Катехизисе митрополита Филарета (Дроздова), вера принадлежит сердцу, хотя начинается в уме. Так вот, если ум начинает ставить перед собой те мировоззренческие вопросы, которые мы вкратце затронули, сердце человека нередко откликается верой, и без всякого особого научения.

Но сфера религиозности очень непростая. Мы знаем, что в истории человечества были разные религии. Человечество проходило через период язычества, через поклонение истуканам и даже демонам. Были разные культы, в том числе связанные с человеческими жертвоприношениями. То есть религиозное чувство, которое присуще человеку так же, как чувство любви, как совесть, может реализовываться разными способами и в разных формах, в том числе далеко не спасительных. Мы же знаем о наличии различного рода опасных сект. Человек, попадая в секту, иногда даже кончает жизнь самоубийством. А ведь в основе вхождения в секту — тоже вера. Человек поверил, стал чему-то учиться от окружающих, а в конце концов это приводит к катастрофе.

Всенепременно вера принадлежит сердцу, но начинается в уме, и поэтому знания необходимы. А в наше время любой, узнав, что ты православный христианин, может о чем-то спросить, и это уже наш долг перед Богом и перед своими убеждениями — быть готовым, по слову апостола, дать ответ каждому вопрошающему (см. 1 Пет. 3:15). Спрашивает тебя кто-то: а почему ты в Бога-то веришь? Ты что, в церковь ходишь? А почему? И каждый должен дать ответ на эти вопросы.

Поэтому в современных условиях укрепление в вере обязательно означает формирование соответствующего интеллектуального ответа. Мы должны знать, почему мы верим в Бога. И это требует, от молодежи особенно, не просто научения в вере и молитве, но и чтения литературы — а сейчас очень много всего издается, — которая бы помогала ответить самому себе, почему я верю в Бога, и ответить каждому, кто может вас об этом спросить.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня войск национальной гвардии России

Патриаршее поздравление настоятельнице Покровского Хотькова монастыря игумении Олимпиаде (Барановой) с 40-летием монашеского пострига

Патриаршее поздравление наместнику Николо-Угрешского ставропигиального монастыря игумену Мефодию (Зинковскому) с 25-летием монашеского пострига

Патриаршее поздравление епископу Сергиево-Посадскому Кириллу с 25-летием монашеского пострига

Соболезнование Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви в связи с террористическим актом в «Крокус Сити Холле»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника культуры России

Соболезнование Блаженнейшего Архиепископа Охридского и Македонского Стефана в связи с террористическим актом в «Крокус Сити Холле»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Алексию (Турикову), епископу Раменскому

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 25-й годовщины начала агрессии НАТО против Югославии