Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ 'О приватизации государственного и муниципального имущества' и ст. 21 ФЗ 'О свободе совести и о религиозных объединениях'»
Версия для печати
6 июня 2023 г. 18:17

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) относительно внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта № 369263-8 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"».

Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Гавриловым, В.А. Даванковым, А.Ю. Кузнецовой, Л.Э. Слуцким и П.О. Толстым, инициирован Правовым управлением Московской Патриархии.

На юридическом форуме, состоявшемся 11-13 мая 2023 года в Санкт-Петербурге, глава Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) обратила внимание участников форума на то, что п. 2 ст. 3 Закона № 327-ФЗ предусматривает норму, согласно которой публичное «имущество религиозного назначения отчуждается из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций».

Кроме того, согласно п. 4 ст. 7 Закона № 327-ФЗ в период рассмотрения заявления религиозной организации о передаче объектов религиозного назначения, их включение в перечни имущества, не подлежащего отчуждению из публичной собственности, не допускаются.

Фактически, данные нормы, в совокупности, устанавливают ограниченную оборотоспособность публичного имущества религиозного назначения. Закон № 327-ФЗ закрепляет, с одной стороны, исключительное право религиозных организаций на получение в собственность такого имущества, и, с другой стороны, запрещает изымать это имущество из оборота, признавать его исключительной государственной собственностью.

Существование этих норм напрямую обусловлено требованием исторической справедливости, ведь принудительное изъятие имущества религиозного назначения у его законного владельца — исторический факт. Достаточно вспомнить хотя бы о двух судебных процессах в Москве, возбужденных против священнослужителей и мирян, которые обвинялись в призывах к «массовому противодействию» по постановлению ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Первый судебный процесс, названный по количеству обвиняемых «процесс 54-х», проходил с 26 апреля по 5 мая 1922 г. в здании Политехнического музея. Он завершился вынесением 11 смертных приговоров. Второй процесс (известный также как «дело Хотовицкого») проходил с 27 ноября по 13 декабря 1922 г. Суду Ревтрибунала были преданы 32 клирика и 86 мирян, получивших приговоры от десяти лет до одного года лишения свободы.[1]

Из логики приведенных мною норм Закона № 327-ФЗ вытекает вывод о ничтожности любых сделок, направленных на отчуждение публичного имущества религиозного назначения в собственность третьих лиц, не являющихся религиозными организациями.

Приведу ряд примеров из практики арбитражных судов, когда суды исходили из ничтожности совершенных после вступления в силу Закона № 327-ФЗ сделок, направленных на приватизацию публичного имущества религиозного назначения и, в этой связи, не соответствующих требованиям закона.

1. В 2014 году Арбитражным судом г. Москвы удовлетворен иск одного из московских приходов к Департаменту городского имущества Москвы о признании недействительным заключенного им договора купли-продажи нежилых помещений площадью 88,4 кв.м., расположенных в здании (ул. Николоямская, д. 58), изначально построенном в качестве церковного дома для проживания священнослужителей. Решение первой инстанции оставлено без изменений судьями апелляционной и кассационной инстанций.

2. Дело аналогичной категории рассматривалось Арбитражным судом г. Москвы также в 2019 году. В нем по иску Аносина Борисоглебского женского монастыря признан недействительным договор купли-продажи Департамента городского имущества Москвы в отношении помещения площадью 50,3 кв.м., расположенного в здании (Цветной бульвар, д. 23, стр. 1) бывшего доходного дома, построенного обителью для материального обеспечения своей деятельности. Апелляционный суд и суд округа поддержали данное решение.

 3. В октябре прошлого года Верховный суд отказал в пересмотре судебных актов по иску Архиерейского подворья Великоустюжской епархии, постановивших недействительность результатов электронного аукциона и заключенного по его результатам Муниципалитетом договора купли-продажи исторического здания церковной сторожки площадью 34 кв.м (Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Красноармейская, стр. 70б).

Вместе с тем, на сегодня пп. 7 п. 2 ст. 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержит норму, согласно которой действие данного закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении безвозмездно в собственность религиозных организаций находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения и относящихся к нему земельных участков.

Очевидно, что данная норма недостаточна. Следует установить однозначный запрет на приватизацию имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество религиозного назначения.

***

[1] См.: Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году. Сборник документов из фонда Реввоенсовета Республики. М., 2006. С. 23, 27.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялось заседание Организационного комитета Дней духовной культуры России

Патриарший экзарх Западной Европы принял участие в Глобальном форуме Альянса цивилизаций ООН

На международной секции ВРНС названа одна из главных угроз цивилизационной целостности России

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в заседании постоянной комиссии по развитию государственной политики в отношении российского казачества

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях [Документы]

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри» [Документы]

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» [Документы]

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения [Документы]

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Упростилось оформление права собственности на дома причта. Как изменения в федеральном законодательстве отразятся на религиозных организациях России

Комментарий Правового управления Московской Патриархии относительно статуса бывшего Константинопольского подворья в Москве

Поправки в Закон о передаче имущества: расширен перечень передаваемых объектов

Комментарий Правового управления Московской Патриархии в связи с судебным разбирательством о возвращении Церкви помещений, занимаемых редакцией журнала «Новый мир»

Об общественном контроле за сохранением, использованием, содержанием и популяризацией объектов культурного наследия

О госпошлине за регистрацию прав на недвижимость

Исключение проектов охранных обязательств из перечня документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения

Можно ли избежать оплаты государственной пошлины за регистрацию договоров безвозмездного пользования объектами культурного наследия? Комментарий Юридической службы Московской Патриархии

Заявление Санкт-Петербургской епархии в связи с вопросом о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви