Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Димитрий Василенков: Главная цель военного священника — привести воина ко Христу

Протоиерей Димитрий Василенков: Главная цель военного священника — привести воина ко Христу
Версия для печати
6 июля 2023 г. 13:12

Протоиерей Димитрий Василенков — главный военный священник духовенства, окормляющего военнослужащих Вооруженных сил России и сотрудников иных силовых структур в зоне СВО. Он совершил более 60 командировок в горячие точки: в Сирию и Грузию, на Донбасс и Северный Кавказ. Написал книгу «На войне», помогающую выжить и остаться человеком в боевых условиях. За отвагу и большую просветительскую работу награжден двумя орденами Мужества и орденом Дружбы.

— Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, о своем пути военного священника. С чем был связан такой выбор?

— Поскольку я из семьи офицера, с детства имею отношение к силовым структурам. Сам учился в военном училище. Закончил, но так и не реализовал свою мечту — стать военным офицером, ведь учеба пришлась на период развала Советского Союза…

Начинал свой путь в Церкви как сторож, затем был звонарем, пономарем, чтецом. Потом мне предложили поступить в семинарию. Готовился вместе с другом, поступил, а дальше как обычно: женился и рукоположился. С 2005 года работал в епархиальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Когда начал работать с военными, я понял, что мне это по сердцу. Тогда как раз была чеченская война, и я поехал туда. Посещал петербургских бойцов 3-й бригады оперативного назначения. После того как приехал, уже во вторую или третью командировку, понял, что присутствие священства среди воинов просто необходимо — работа колоссальная! У меня завязалась дружба со многими подразделениями и далее я уже продолжил с ними работу. Вот так и вошел в военную семью и стал духовником всех подразделений специального назначения, которые тогда действовали в Чеченской республике.

За эти годы также успел еще в Сирию съездить, окормлял бойцов в Южной Осетии. В 2014 был Крым и нашим «вежливым ребятам» тоже нужна была поддержка. А затем начались события в Донбассе, где приходилось работать с подразделениями наших добровольцев. В Луганске занимались помощью детским домам — возили помощь со всей России. Когда началась СВО, поехал к нашим воинам.

— В чем отличие и сходство военных конфликтов, свидетелями которых Вы были?

— Войны абсолютно разные: по накалу боевых действий, по масштабу сил и средств уничтожения, которые привлекаются разными армиями. Невозможно сравнить, например, эту войну с прошлыми. События в Грозном были давно, и священство почти не принимало участие в окормлении наших войск, кроме отдельных батюшек. Отличие и в том, что тот противник не имел таких средств, которыми обладает сегодня украинская армия с учетом помощи стран Запада. Все отличается коренным образом. С чем сравнить? Мы получили крупномасштабную войну, может быть, не такую еще, как Великую Отечественную, но, может быть, дойдем и до такого уровня. Сегодня мы имеем дело с совершенно новым подходом.

— Прошло почти полтора года после начала СВО. Как можно оценить служение военного духовенства?

— Мне кажется, что мы немного недооцениваем военное духовенство. С одной стороны, все понимают, что батюшка нужен в войсках, что без него тяжело, но с другой стороны, у многих все еще нет понимания относительно того, что именно батюшка может им дать. У нас многие священники сами, к сожалению, не понимают, что они могут сделать. Считаю, что это следствие их неподготовленности. Мы недавно под Санкт-Петербургом проводили обучение. Приятно поразило, что батюшки сказали: «Мы сами не понимали, как много можем сделать для военных». Для них это было открытием! Уже сейчас есть задача обучить священников, дать тот комплекс мероприятий, который поможет священнику эффективно работать с военной паствой.

— Что именно входит в подготовку священника?

— У любого нормального человека возникают вопросы: Как мне остаться живым? Как реализовать себя на поле боя и не погубить свою душу? Легко ответить «постись, молись и будь счастлив», но человеку нужны смыслы. Поэтому мы, священники, и должны их доносить. Мы обучаем батюшек, чтобы они знали, как это правильно делать в условиях боевых действий. Священник должен дать такие советы воину, чтобы тот мог в любой сложной ситуации остаться человеком.

Каждый священник, желающий поехать в войска, должен пройти подготовку. Многие считают, что минимальная подготовка заключается в обучении тактической медицине, но этого мало. С моей точки зрения, нужно пройти полноценное обучение. Сейчас батюшки создали группу, общаются друг с другом, обмениваются опытом. Видно, что опыт тех священников, которые уже были на передовой, мотивирует других. Поэтому учить нужно и не только медицине, но и тому, как выживать, как работать с воинской паствой. Случается, что приезжает священник и говорит, что отработал в войсках, целый полк за три дня обошел, причастил и поисповедовал. Считает, что сделал все и уехал, а там, например, мат в разговорах как стоял, так и стоит. Как человек вел жизнь нехристианскую, так и продолжает.

У твоей работы должны быть плоды. Ты поговори с бойцом, объясни. Причастие должно стать уже следствием твоей работы. Понятно, что бывают такие случаи, что только и успеваешь причастить, но надо найти хотя бы две минуты чтобы достучаться до их сердец. Вот тогда будет результат, и причастие будет во спасение души и тела человека. Главное — не забывать опыт 1917 года. Тогда все причащались без вопросов, но потом все было грустно. Не нужно повторять эти ошибки.

Дали тебе подразделение — обойди всех и не по одному разу. Старайся объять твою паству любовью своею, а потом уже причастие и исповедь. Тогда результат будет совсем другой. Создай коллектив в подразделении верующих, пусть он будет небольшим, но таким образом ты уже объединишь людей вокруг Христа. И когда уйдешь, останутся те, кто будет дружным ядром в подразделении. Если этого нет, то что? Приехал и уехал. Для того чтобы избежать этих искушений, нужно священников правильно готовить, и тогда будет толк.

— Исходя из всего вышесказанного, можно ли сказать в чем заключается главная цель служения военного священника?

— Главная цель военного священника — привести воина ко Христу. Цель любого священника — спасение пасомых, т.е участие во спасении, в домостроительсте таин Божиих, душепопечении. Все это устроено как раз для того, чтобы человек был спасен. Священник — это врач духовный. В военной обстановке все способствует «озверению» людей. Священник — это тот человек, который не должен этого допустить. К тому же он отвечает не только за каждого воина в отдельности, но и за весь коллектив, за его спасение. Это очень серьезная задача, тяжелейшая, я бы сказал, но выполнимая.

— В чем заключаются главные задачи военного священника в зоне проведения боевых действий?

— Одна из главных задач — административная. Нужно чтобы система работы военного духовенства в условиях боевых действий была отлажена, чтобы она работала бесперебойно. От этого зависит жизнь наших батюшек.

Не дело священнику пребывать в зоне переднего края. Его работа даже в других армиях начинается со второго эшелона. Там можно относительно спокойно работать с людьми. Но бывают ситуации, когда нужно выходить и в первый эшелон. Это исключительные случаи.

Батюшка стрелять не может, как боевая единица ничего из себя не представляет. В ситуации боя, с точки зрения моральной, мы понимаем, что это хорошо, что он рядом с бойцами, но с военной — слишком обременительно. Лучше сделать так: батюшка бойцов благословил и отошел на вторую линию. Впрочем, случаи бывают разные, можно и в окружение попасть. Что делать? Батюшка может молиться и укреплять ребят, может заняться ранеными, если умеет. Это все — опыт, и он у нас, военных священников, есть. Мы должны им делиться. Впрочем, нужно помнить, что и во 2-й, и в 3-й линии может стать горячо…

— Можно ли рассматривать Вашу книгу «На войне» как методическое пособие для военного священника?

— Я писал ее для военных священников и для тех православных христиан, которые собираются в зону боевых действий. Так получилось, что пришлось разбираться во многих вопросах и стать в чем-то профессионалом.

Я удивился, когда узнал, что в некоторых воинских подразделениях книгу используют как справочное пособие. И не только по духовным вопросам. Сейчас идет подготовка к изданию новой книги, потому что накопилось много материала. Даст Бог, она скоро выйдет. Нынешняя война принесла много нового. Пришлось многое переосмыслить. Например, в книге будет новая глава, посвященная военной психологии: как работать с человеком в военных условиях (общие правила для психолога, психиатра и священника). Приходится разговаривать с военными психологами и, надо отметить, что нам удается найти понимание в общих процессах, которые происходят с военными. В книге будет подробно описана работа священника на переднем крае. Война открыла эту главу по-новому. Опыт осмыслен и изложен как практические рекомендации. Если в первой книге мы осмысливали опыт, который получили до этого, то сейчас имеем уже новые знания. Думаю, будет интересно и военным священникам, и тем, кто готовится к отправке в зону боевых действий. Надеюсь, книга будет весьма полезна.

И в завершение нашего разговора скажу, что важно в любой жизненной ситуации обращаться к Богу. Не всегда Его вспоминаешь, если редко обращался. Тут как в пословице: «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится». Главное — чтобы мы Бога не забывали.

Беседовал иерей Георгий Шабалов

Июнь 2023 г.

Победа.ru/Патриархия.ru

Материалы по теме

Представитель Синодального отдела по благотворительности выступил на семинаре Комитета семей воинов Отечества

Архиепископ Петропавловский Феодор освятил походные иконостасы для атомных подводных крейсеров Тихоокеанского флота России

Состоялась рабочая встреча митрополита Ставропольского Кирилла с председателем ИППО и фонда «Христианское милосердие» Сергеем Степашиным

Состоялся первый сбор военных священников, окормляющих подразделения Росгвардии

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами возглавил престольные торжества Знаменского храма при ГУ МВД России по г. Москве

На территории главного храма Росгвардии открыли Аллею Героев

Митрополит Ставропольский Кирилл вручил губернатору Ставропольского края высокую Патриаршую награду

Состоялась работа секции «Защитники Отечества» XXVI Всемирного русского народного собора

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения