Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее

Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее
Версия для печати
3 августа 2023 г. 12:04

Священный Синод проработает вопрос об объединении духовных семинарий — об этом говорится в постановлении Архиерейского Совещания, прошедшего 19 июля 2023 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Зачем нужен такой шаг и как будет проходить объединение порталу Богослов.ru» рассказал председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.

— Отец Максим, Архиерейское Совещание поручило Священному Синоду Русской Православной Церкви «рассмотреть возможность объединения существующих духовных учебных заведений для более эффективной дальнейшей работы по образованию и воспитанию будущих пастырей». Чем вызвано такое решение и какую роль в его подготовке играл Учебный комитет?

— Как мы знаем, сегодня на территории Российской Федерации действует более сорока высших духовных учебных заведений, если считать и семинарии, и вузы открытого типа. Среди них есть как исторически значимые, поступательно развивающиеся на протяжении десятилетий, со сложившимися научными школами, так и те, о которых было бы слишком оптимистично сказать, что они состоялись как вузы и церковные силы — как кадровые, так и материальные — на них тратятся разумно. У нас есть некоторое количество малых семинарий, расположенных в сопредельных регионах, где набор на очное отделение не достигает минимального порога в десять человек на курс, определённого священноначалием. Есть семинарии, в которых количество педагогов превышает количество учащихся, что может быть неплохо в аспирантуре или докторантуре, но вряд ли оправданно в бакалавриате. Мы не видим, чтобы из этих духовных школ выходили с регулярностью будущие Ломоносовы.

Исходя из этого был принят тот параграф постановления Архиерейского Совещания, в котором говорится о возможности объединить региональные духовные школы — с неким расчетом по каждому федеральному округу, исходя из его населенности, количества храмов, интенсивности церковной жизни, количества молодежи (о конкретных методах расчета сейчас говорить преждевременно). Предварительные наметки в этом отношении, конечно, есть. Еще в декабре 2021 года Священный Синод предоставил пятилетний срок высшим духовным учебным заведениям, которые не имеют государственной аккредитации по ФГОС «Теология», чтобы они ее или получили, или изменили свой статус. На сегодня чуть менее половины высших духовных учебных заведений России имеют государственную аккредитацию. Есть те, кто прошел ее в минувшем учебном году, в том числе по новой аккредитационной модели (Нижегородская духовная семинария). Но есть и те (не буду их называть — они и сами все знают), у кого нет не только аккредитации, но и лицензии по ФГОС «Теология». Таких совсем немного, но не все из них на сегодняшний день начали работу по получению лицензии. А ведь по государственному законодательству между лицензированием и аккредитацией должен пройти определенный срок, и чтобы исполнить упомянутое решение Синода, к 2024/2025 учебному году нужно иметь как минимум лицензию по ФГОС «Теология». Не думаю, что все сумеют этого добиться. 

Исходя из всех этих параметров, Священный Синод может определить количество высших духовных учебных заведений, сохраняющий нынешний статус. При этом потребуется решить несколько важных сопутствующих вопросов: от понятной и строго исполняемой схемы по поступлению абитуриентов и распределению выпускников в те епархии, откуда они поступали (за редчайшими исключениями, которые должны быть письменно зафиксированы), по совершению хиротоний и хиротесий и по совместному финансированию духовных школ, которые продолжат работать, уже не одной митрополией, а группой митрополий. Повторю, все эти решения в компетенции Священного Синода, а синодальные учреждения, в том числе Учебный комитет, могут готовить предложения Синоду, что и будет делаться в ближайшие месяцы.

— А что означает слово «объединение» — речь все-таки о слиянии нескольких семинарий под эгидой одной их них или об упразднении отдельных семинарий с переводом студентов в другие учебные заведения?

— По сути речь будет идти об аккумулировании лучшего, что есть даже в несильных духовных школах: от библиотек до научных кадров, сложившихся практик и методических наработок, но, безусловно, под кровом наиболее продвинутых, мощных высших духовных учебных заведений. Думаю, что термин «упразднить» здесь неправилен. Объединяемые семинарии смогут продолжить развитие в статусе центра подготовки приходских специалистов либо какого-то иного образовательного или социального учреждения. Напомню, что центры подготовки приходских специалистов дают выпускникам право принять сан диакона и продолжить обучение в духовной семинарии с учетом дисциплин, которые они изучили. Если нет возможности учиться очно, существует дистанционное обучение, которое уже широко практикуется в системе высшего духовного образования.

— Можете ли Вы раскрыть, сколько семинарий планируется присоединить к более мощным духовным школам?

— Я бы не считал корректным называть конкретные цифры. Но понятно, что речь идет не о двух или трех семинариях, а о системном обустройстве единого образовательного поля Русской Православной Церкви.

— Чем намерены руководствоваться соответствующие церковные органы при выборе присоединяемых семинарий: их рейтингом, который доступен на сайте Учебного комитета, географическим положением или чем-то еще?

— Безусловно, нахождение семинарии в группе лидеров будет важным фактором. Если мы посмотрим на рейтинг духовных школ, то увидим, что фактически все школы, получившие государственную аккредитацию, находятся в первой или второй рейтинговых группах. Оценка государственных и церковных надзорных органов расходятся в очень редких случаях. Но есть и иные обстоятельства: существуют регионы, где духовных школ немного, а те, что есть, очень важны для развития духовного образования. Скажем, Дальний Восток невозможно оставить без очных духовных школ. Есть и другие, важные по совокупности факторов регионы, где даже в случае не самого благополучного на сегодня развития духовной школы задача состоит в том, чтобы помочь ей подняться на необходимый уровень.

— В 2019 году высказывались предложения объединить все духовные школы Москвы — в первую очередь речь шла о Сретенской духовной семинарии. Тогда эта идея не была реализована, но наладилась тесная координация между семинариями столичного региона. Возможен ли возврат к планам четырехлетней давности?

— Я думаю, сетевое взаимодействие духовных школ Патриаршей области, которое сформировалось в последние годы, полностью показало свою оправданность. За прошедшее время Сретенская духовная школа повысила статус, стала академией, и, конечно, я не предполагаю никакого ее слияния с другими школами. Понятно, что в своем ритме и с учетом собственной специфики существует Общецерковная аспирантура и докторантура, которая призвана быть кузницей научных кадров. Поэтому я бы не говорил о том, что в обозримом будущем духовные школы Москвы изменят статус.

— Когда мы говорим, что число существующих семинарий избыточно, возникает вопрос: когда их создавали, это было не так? Чем руководствовалось священноначалие, открыв в 1990-е и 2000-е годы такое количество духовных учебных заведений, и почему сегодня эти решения приходится пересматривать? Это связано с падением конкурса в семинарии, с падением (отсутствием роста) качества образования или с чем-то еще?

— Здесь два вопроса: чем руководствовались, когда открывали эти семинарии, и какова ситуация на сегодня. Можно сказать, что при преобразовании того или иного образовательного центра в духовное училище, а потом в семинарию благие намерения не всегда соответствовали возможностям. Если выразиться прямо, вывеска предшествовала содержанию. Иной раз так и звучало: дайте нам вывеску, и с ее помощью мы решим все вопросы: с содержанием преподавательских кадров, финансированием, привлекательностью для абитуриентов и так далее. Не везде и не всегда это получилось. Но уже достаточно давно действует иной принцип: нужно доказать обоснованность планов по развитию вуза, наличие всех возможностей, и только после этого может быть принято решение об открытии высшего духовного учебного заведения.

Почему теперь требования такие? С одной стороны, прошло достаточно времени, чтобы понять, жизнеспособны те или иные планы или нет. С другой стороны, не будем скрывать, что в целом число абитуриентов не растет. Более или менее стабильное количество учащихся в духовных школах достигается за счет того, что бакалавры идут в магистратуру, магистры — в аспирантуру, интенсивно развиваются иконописные и регентские факультеты. А количество поступающих на первую ступень высшего духовного образования, которая пока продолжает называться бакалавриатом, уменьшается. Я сейчас не даю оценки, почему это происходит — это отдельная непростая тема, и вряд ли у кого-то есть однозначные ответы, но факт нужно констатировать.

Одним из факторов уменьшения количества поступающих, хотя и не единственным, стало то, что требования к учащимся возросли. И если раньше нередко действовала логика, что благочестивый и послушный юноша, усердный в помощи начальству, не обязательно должен радеть о науках, теперь это так надежно не работает. К примеру, иподиаконство — уже не гарантия получения диплома. Я сам, присутствуя на итоговой аттестации в одной из малых московских семинарий, был свидетелем, как иподиакон одного из Патриарших викариев получил неудовлетворительные результаты и окончил семинарию без диплома.

— Вы упомянули православные вузы открытого типа. Они могут быть присоединены к другим учебным заведениям?

— У нас их немного, каждый из них уникален и ценен, и они весьма отличаются от семинарий. Поэтому, конечно, сейчас о них речь не идет.

— Возможны ли сегодня решения противоположного свойства — открытие новых семинарий или преобразование семинарий в академии? Например, Вы говорили в интервью, что статус академии в перспективе может получить Казанская духовная семинария и что Вы «мечтаете» о создании духовной академии за Уралом.

— Никто не закрывает возможность повысить статус для семинарии, которая его переросла. Безусловно, Казанская семинария — это духовная школа со славным прошлым, расположенная в исключительно значимом регионе Российской Федерации. В Татарстане живут и мирно взаимодействуют православные и мусульмане, существует исламское высшее духовное учебное заведение, и, конечно же, нам желательно двигаться к возрождению Казанской духовной академии. Это было бы прекрасно. Но и приснопамятный митрополит Феофан (Ашурков), и нынешний глава Татарстанской митрополии владыка митрополит Кирилл понимали и понимают логику, которую я озвучил: академия сначала должна созреть, а уже потом получить соответствующий статус. Для Казани одним из магистральных путей является развитие магистратуры по исламоведению, недавно открытой по решению Священного Синода. Мы будем помогать всем, чем можем, но эта помощь не означает решений к юбилейным датам.

Что касается Зауралья, то я пока не могу сказать о месте, где может появиться духовная академия. Но понятно, что огромный простор Сибири и наличие значимых светских образовательных центров (вспомним хотя бы Новосибирск и Томск) ставит появление духовной академии как задачу на среднесрочную перспективу. Сейчас заявок на получение статуса семинарии, а тем более академии у нас нет, но это не значит, что в будущем такое невозможно.

Беседовал Даниил Сидоров

Богослов.ru/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Учебном комитете прошло очередное заседание номинационной комиссии

В Московской духовной академии прошел II Форум православных студенческих сообществ «Встреча»

Оренбургская духовная семинария получила государственную аккредитацию программы магистратуры

Магистерская программа Калужской духовной семинарии получила государственную аккредитацию

Вышел в свет восьмой номер «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год

Священный Синод утвердил решения Архиерейского Совещания

Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее [Интервью]

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают [Интервью]

В Учебном комитете прошло очередное заседание номинационной комиссии

При поддержке Учебного комитета в Воронежской духовной семинарии прошел круглый стол Сообщества преподавателей литургики

В издательстве ОЦАД вышло новое учебное пособие «История Русской Православной Церкви. Синодальный период»

Учебный комитет провел дистанционный семинар для высших духовных учебных заведений по обмену опытом в области научной работы

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения