Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Плата за отречение

Плата за отречение
Версия для печати
5 апреля 2009 г. 15:15

По сообщениям информационных агентств, около 100 тысяч британцев скачали с официального сайта Национального секуляристского общества Великобритании так называемый сертификат о «раскрещивании» (“Certificate of Debaptism”). При этом сертификат доступен для скачивания только в случае внесения «пожертвования» посетителем сайта.

Сайт НСО, в частности, называет данные документы о «раскрещивании» «продуктами, предназначенными для продажи жителям Великобритании, Нормандских островов и острова Мэн». Цена одного сертификата для этой категории «покупателей» составляет £3. Для лиц, проживающими за пределами Великобритании, цена выше — £5. Предусмотрены также скидки для приобретателей пакетов сертификатов: 5 таких документов стоят для граждан Великобритании и для граждан других стран 10 и 15 фунтов стерлингов соответственно.

На сайте отсутствует возможность для пользователя скачать сертификат бесплатно.

Итак, перед нами — очередной феномен западного секуляризованного общества. За возможность отречься от своей веры людям предлагается заплатить. Размер платы в данном случае значения не имеет (точнее, он имеет весьма существенное значение — для тех, кто стоит у руля всей финансово-религиозной «операции»); сумма эта с полным правом может быть названа символической. Символом чего же является эта сумма?

Сам сайт Национального секуляристского общества Великобритании отвечает на этот вопрос однозначно: приобретение сертификата о «раскрещивании» освободит его приобретателя от «пустой формальности» — крещения, которое, в свою очередь, избавляло христианина от последствий первородного греха. Вновь и вновь приходится убеждаться, что, несмотря на многовековую историю англиканства и, шире, протестантизма, основой основ для западного человека в понимании христианского вероучения остается католическая догматика. Ведь в свое время именно католичество закрепило в массовом сознании западного общества идею о том, что человечество в целом и каждый человек в отдельности несут в себе вину и ответственность за грех прародителей Адама и Евы. Не поврежденность человеческой природы, не «семя тли» — склонность ко греху, как об этом говорит Предание Вселенской Православной Церкви, а именно ответственность и вину.

А с такой постановкой вопроса по определению не согласится всякий здравомыслящий человек: если я не совершал греха, на мне нет ответственности за него. Тем более не согласится с подобным тезисом западный европеец, мировоззрение которого формировалось в рамках традиционного благоговения перед законом. Уточним: законом гражданским, светским, истоки которого — в римском праве; закон Божий для Европы перестал быть чем-то мало-мальски значимым уже давно.

Такой вот отголосок давних и, казалось бы, мало кому интересных богословских споров.

Задумаемся, однако, вот над чем. Весь стиль рекламных текстов, предлагающих любому желающему освободиться от «первобытных дремучих предрассудков» (“Original Mumbo-Jumbo”), казалось бы, заставляет читателя относиться ко крещению, которое над ним когда-то было совершено, как к чему-то совершенно незначительному, как к смехотворному обряду, упоминать о котором не пристало воспитанному и образованному человеку. Тем не менее, отказ от всей этой малозначительной (в интерпретации британских атеистов) мишуры почему-то оформлен весьма серьезно: сертификат, как сказано в рекламном тексте, отпечатан на хорошей, качественной бумаге, а под текстом отречения от веры приобретатель этого «продукта» (опять же, в терминологии руководителей секуляристского общества) должен собственноручно поставить дату и подпись. К чему такая серьезность там, где, казалось бы, не о чем и говорить?

В такие моменты вспоминаются те люди, которые в ответ на вопрос о том, почему они не ходят в храм, говорят: «Бог у меня в душе». И далее приводят стандартный набор аргументов в пользу того, что для живой связи с Богом нет необходимости в участии в культовых мероприятиях, храмовой молитве, в обрядах и Таинствах. Но в таком случае справедливым должно быть и обратное утверждение: если у человека в душе Бога нет, значит, ему нет необходимости в каких бы то ни было внешних проявлениях своих убеждений, ему незачем исповедовать свои взгляды! Незачем приходить на сайт секуляристского общества (который в данном случае вполне может служить аналогом христианского храма), незачем жертвовать на свою «Церковь» — сообщество атеистов, незачем приобретать сертификаты об отказе от веры и затем, как предлагают инициаторы акции, с гордостью вывешивать эту «продукцию» у себя в офисе или дома — ведь это ни что иное как публичное исповедание своей веры!

Но именно это нынешние атеистические вожди предлагают сделать всем желающим отречься от Бога. И именно этим самым они лишний раз подтверждают основополагающий закон, заложенный в человеческую природу Самим Творцом и сформулированный в свое время великим церковным учителем III века Тертуллианом: «Душа человека по природе христианка». Это значит — в человеческой душе живет ничем не устранимое стремление к Богообщению, устремление в вечность. Человеческая душа интуитивно ищет религиозного опыта и, если не находит его, готова заменить его отсутствие каким угодно суррогатом — каким угодно, лишь бы только не ощущать внутри себя пустоту Богооставленности. Поэтому человеческой душе естественно исповедовать свою веру перед лицом других людей. Поэтому так естественно для человека проявлять свою веру в других формах. Даже когда эта вера — вера не в существование Бога, а в Его отсутствие, а формы проявления этой веры заставляют сердца окружающих не смягчаться от действия благодати, а содрогаться от ощущения близости ада.

Как ни парадоксально это может прозвучать, но акциями, подобными той, что устроило ныне британское атеистическое сообщество, современные богоборцы пусть и косвенно, но утверждают: человек не способен жить вне религиозного опыта, вне религиозных практик. Только у одних этот опыт направлен на созидание связи с Богом, а у других целью становится бегство от своего Творца.

И еще одно приходит на ум. Крылатое выражение «дьявол — обезьяна Бога» вновь получило еще одно подтверждение, и вот какого рода. Пресловутые сертификаты о «раскрещивании», которыми так бойко принялось торговать Национальное секуляристское общество Великобритании — дьявольская пародия на все те же индульгенции. Но следует признать, что дьявол в своих упражнениях с механизмами обольщения и соблазнения человека пошел дальше себя самого: если в Средние века люди платили деньги и приобретали индульгенции, пытаясь таким образом освободиться от угрызений совести за совершенные ими грехи, то сейчас предлагается заплатить не за «чистую совесть», а уже за отречение от Бога.

Иными словами, если раньше западные христиане стремились очистить свою совесть — с помощью самоуспокоения, посредством индульгенций они пытались заглушить ее голос, который, как известно, есть голос Божий в душе человека, то нынешние англикане и католики платят за то, чтобы этот голос не звучал вообще. Но, думается, как и раньше — индульгенции, так и нынешние пресловутые сертификаты о «раскрещивании» не оправдают тех надежд, которые на них возлагают их приобретатели, и эти наивные надежды оградить себя от Божественной любви не оправдаются, и голос Божий не затихнет в сердцах тех, кто не хочет его слышать.

Михаил Моисеев

***

Автор:

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл: Даже будучи светским государством, Россия стремится жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан [Статья]

Святейший Патриарх Кирилл: Важно, чтобы наш народ сохранял свою внутреннюю свободу

Представители Церкви приняли участие в круглом столе, посвященном положению традиционных ценностей в современном мире

Протоиерей Владимир Воробьев: Без знания христианства в целом невозможно быть причастным к христианской европейской культуре [Интервью]

В.Р. Легойда: Политики, игнорирующие Церковь как общественную силу, поступают недальновидно [Интервью]

Проблема «методологического атеизма» была обсуждена на семинаре в Синодальном информационном отделе

Плата за отречение [Комментарий редакции]

Все материалы с ключевыми словами