Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV съезда Общества русской словесности и педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование»

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV съезда Общества русской словесности и педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование»
Версия для печати
9 ноября 2023 г. 18:20

9 ноября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Общества русской словесности, выступил на торжественной церемонии открытия IV съезда Общества русской словесности и Международного педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование».

Уважаемый Виктор Антонович! Уважаемые участники! Дорогие братья и сестры!

Хотел бы сердечно приветствовать всех вас, кто счел возможным присоединиться к нам на IV съезде Общества русской словесности и Международном педагогическом конгрессе. Эти два события посвящены 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского.

Нынешний год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Наставничество, заключающееся в передаче знаний и опыта, ценностей и норм, является значимой составляющей нашей жизни, свидетельством преемственности поколений и их неразрывной связи.

Институт наставничества формирует должное отношение между поколениями, позволяет сгладить конфликт «отцов и детей», созидая атмосферу уважения к старшим и обладающим мудростью людям. Благодаря наставничеству младшее поколение проникается уважением к тем, кто делится с ним опытом, накопленным предшественниками. Именно об этом говорит Священное Писание, призывая: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и подражайте вере их (Евр. 13:7). Сама жизнь наставника может и должна служить примером тому, кто на него взирает, и мне хотелось бы поделиться с вами воспоминаниями о моих наставниках.

Прежде всего упомяну моего деда Василия Степановича Гундяева, который почти 30 лет провел в заключениях, ссылках, лагерях, пройдя 46 тюрем и 7 ссылок. Он попал на Соловки потому, что, будучи глубоко верующим человеком, выступил против гонителей Православной Церкви, против закрытия храмов, обновленческого раскола. Уже в молодые годы он собрал большую библиотеку духовной литературы — дело для советского времени немыслимое и рискованное.

Суровые испытания, которые выпали на долю моего деда, не сломили, а наоборот, укрепили его. Он вышел на свободу в весьма преклонном возрасте и полностью посвятил себя служению Церкви, приняв диаконский, а затем и иерейский сан. Отец Василий стал для меня образцом стойкости духа и крепости веры, явленных в тяжелейших обстоятельствах.

Вспоминаю, как мы с мамой на Московском вокзале тогдашнего Ленинграда встречали деда из его последней ссылки. Мы были вдвоем, по-видимому, отец по занятости не мог его встречать. Мы стояли на перроне, и вот в толпе людей я увидел очень пожилого человека, который вышел из вагона с большим фанерным чемоданом. Мама бросилась к нему со словами: «Папа, папа!» И сказала: «Мы сейчас возьмем носильщика, не надо тебе нести такой тяжелый чемодан». А дед улыбнулся, снял свой ремень, обвязал чемодан через ручку, взвалил на спину, и мы пошли. Мама говорит: «Мы сейчас возьмем такси». А он в ответ: «Нет уж, давай, пожалуйста, поедем на трамвае». Один этот эпизод характеризует человека, который многие годы провел в ссылке, тюрьмах, лагерях и обладал такой силой — и физической, и, если хотите, нравственной.

Не меньшее влияние на мое становление — простите, буду и о себе говорить, — и выбор дальнейшего пути оказали мои родители, протоиерей отец Михаил и матушка Раиса, пережившие страшную блокаду, суровые довоенные и послевоенные испытания. У нас была замечательная дружная семья, и мы, дети, воспитывались прежде всего на примере отца и матери, видя их личные отношения, их совместное преодоление житейских трудностей, их стойкость перед лицом невзгод, их глубокую веру, которую они сумели передать нам.

Судьба моего отца в чем-то перекликается с дедовской. Он был человеком глубоко верующим и, будучи занятым на светской работе, по воскресным дням пел в любительском церковном хоре. А причиной отправки в колымские лагеря стали найденные у него при обыске конспекты Высших богословских курсов. В то время в Ленинграде усилиями священника Николая Чукова, который впоследствии стал митрополитом Ленинградским и Новгородским с именем Григорий, были созданы Высшие богословские курсы. Возобновить деятельность духовной академии не представлялось возможным, само слово «академия» было неприемлемо для тогдашних властей, и отец Григорий пошел на такой шаг, назвав это учебное заведение Высшими курсами, но на самом деле он привлек к преподаванию замечательных профессоров дореволюционной академии и дореволюционного Санкт-Петербургского университета. Курсы просуществовали недолго, всего три года, с 1925-го по 1928 год, ну, а потом, как полагается, кто куда. Отец мой оказался на Колыме — только за то, что во время обыска в его съемной комнате следователи нашли конспекты занятий Высших богословских курсов, где слово «Бог» было, естественно, написано с большой буквы. Переглянувшись, один ткнул пальцем в это слово и говорит: «Ишь, Бога пишет с большой буквы». На что второй сказал: «А больше ничего искать и не надо, этого достаточно». Этого было достаточно, для того чтобы отец на пять лет отправился в Колымский край. Но он не унывал, не отчаивался, а наоборот, к удивлению товарищей по этапу, радовался, что переносит скорби не за какие-то преступления, а за верность Господу. И эту духовную радость он являл до последних дней своей жизни.

Отец был для нас образцом во всем, и беседы с ним о вере, о Церкви или просто о жизни во многом помогали личностному формированию, а главное — духовному росту.

Не могу не упомянуть и еще одного своего наставника — приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), обладавшего феноменальными способностями, колоссальной памятью. Всем вам хорошо известно, что существуют святцы, существует церковный календарь, и каждый день в этом календаре включает имена святых, которые в этот день особенно почитаются. Так вот, за завтраком, я был свидетелем этому, владыка митрополит Никодим любил заниматься вот каким делом. Он просил нас открыть навскидку календари и назвать число, а он перечислял всех святых, которые в этот день вспоминались. Это производило колоссальное впечатление. Любой день — и человек называет всех святых, которые в этот день поминаются Церковью. Вот такой совершенно замечательный человек был митрополит Никодим. Человек с феноменальными способностями, очень мужественный, который оказал очень большое влияние на все стороны церковной жизни. Когда начались так называемые хрущевские гонения и казалось, что Церковь переживает последние времена, потому что закрывались и разрушались храмы, монастыри, разгонялись приходы, притеснялись священники, церковнослужители, — в эти страшные годы владыка Никодим решительно выступил в защиту Церкви. Заботившийся не о себе, а о порученном ему деле, подорвавший здоровье этой борьбой и неустанной работой, он скончался в 48 лет от шестого инфаркта. Некоторые называли его коллаборантом, некоторые даже «агентом в рясе», говоря, что он работает на безбожную власть. Но сама его кончина в 48 лет от шестого инфаркта свидетельствовала всем о том, что это был великий подвижник, а в каком-то смысле — исповедник и мученик, который сделал всё для того, чтобы в эпоху новых гонений остановить руку гонителей.

Вот три моих главных наставника, каждый из которых по-своему был исповедником в свое время. Своими мудрыми назиданиями, примером жизни, отеческим отношением они во многом повлияли на мое формирование и подготовили к служению Церкви.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что наставничество играет ключевую роль в жизни каждого человека, особенно для его духовного становления и развития. В связи с этим очень важным представляется завет Константина Дмитриевича Ушинского: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

Духовная традиция Православия, имеющая своим основанием учение Спасителя, запечатленное в Евангелии, передается из поколения в поколение, от человека к человеку. «Итак, братия, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим», — так говорит апостол Павел в своем послании к Фессалоникийцам (2 Фес. 2:15). И на этом духовном предании уже более тысячи лет во многом формируется религиозное самосознание нашего народа.

Передача — это буквальный перевод слова «традиция».  А без следования традиции, то есть без передачи ценностей невозможно построить достойного будущего. Те, кто отказываются от традиции, считая традицию чем-то устаревшим, отказываются от прошлого. Потому что традиция — это и есть передача, это и есть механизм, передающий ценности прошлого в настоящее и актуализирующий это прошлое в настоящем. В это понятие включается передача обычаи, правил, нравственных норм, жизненных ориентиров, важных навыков и умений, которые сопровождают каждого человека практически с детства.

Ну, а если сказать на языке нашего сегодняшнего разговора, что все это означает? Так это и означает наставничество. Наставничество — это и есть актуализация традиции. Не глобальной, может быть, не общенародной, но той части традиции, которой обладает наставник. Его знание, его опыт, то, что для него актуально, — это уже прошлое для того, кто его слушает. И, разделяя со своим учеником прошлое, наставник передает ему ценности прошлого. Он осуществляет то, что называется традицией. И первыми наставниками, воспитателями ребенка являются, конечно, его родители. Их роль в судьбе каждого человека огромная, ибо на заложенном ими фундаменте будет строиться впоследствии жизнь человека.

Русская Церковь всегда уделяла особое внимание заботе о воспитании и духовно-нравственном состоянии человека. Современник Константина Дмитриевича Ушинского святой праведный Иоанн Кронштадтский утверждал: «Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться. А заслуга перед Богом — воспитать ребенка и сделать его или самому человеку стать добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином»[1]. Сам отец Иоанн более 30 лет жизни посвятил педагогической деятельности, считая попечение о школе важнейшим делом Церкви. Времена меняются, но значимость роли воспитателя и учителя в формировании и развитии личности остается неизменной. Наставничество — это не только передача знаний, но и помощь в самоопределении и раскрытии талантов, в выборе жизненного пути и ценностных приоритетов.

Сколь велика роль личности в истории, столь же велика и роль личности в воспитании человека. Так, в книгах праведного Иоанна Кронштадтского современники не находили стройной педагогической системы, этой системы там и не было. Но пример его жертвенного служения, беседы и наставления, которым следовал и он сам, вдохновляли людей в стремлении быть достойными гражданами и земного, и небесного Отечества.

Каждый наставник должен обладать не только специальными знаниями, которые необходимо передать ученику, но и определенными личными качествами. Именно от образа учителя во многом зависит то, как будет восприниматься преподаваемый им предмет. Властный и часто раздражающийся, вспыльчивый и грубый педагог вызовет нежелание учеников не только лишний раз обратиться к нему с каким-либо вопросом, но и спровоцирует отторжение от преподаваемой дисциплины, которое может остаться на долгие годы. Часто бывает так, что ребенок говорит, что не любит тот или иной предмет. А потом оказывается, что он не любил не предмет, а учителя, или, скорее всего, боялся этого учителя.

У меня перед глазами живой пример моего старшего брата, который был человеком очень способным, талантливым, но математику ему преподавал очень странный человек. Он был инвалид и, может быть, в результате этой инвалидности у него было какое-то онтологическое неприятие православной веры, и в моем брате, сыне священника, он видел постоянный предмет агрессии. Это привело к тому, что брат не вылезал из троек по математике и, наконец, возненавидел этот предмет. Способности у него были очень хорошие, и учиться он мог прекрасно, но то, как действовал этот педагог — такого трудно и педагогом назвать, — привело к тому, что способный ученик потерял всякий интерес к математике, а потом в каком-то смысле и вообще к школе. Он говорил: я иду в школу, все равно как восхожу на крест; потому что вместо любви и уважения он видел неприкрытую агрессию, которая, конечно, очень ранила детское сердце.

Каждый наставник должен обладать не только специальными знаниями, которые необходимо передать ученику, но и определенными личными качествами. Именно от образа учителя во многом зависит, как будет восприниматься преподаваемый предмет. Властный, часто раздражающийся, вспыльчивый, грубый педагог вызовет нежелание учеников не только лишний раз обратиться к нему с каким-либо вопросом, но и спровоцирует отторжение от преподавания на многие годы.

К сожалению, и сегодня из-за большой нагрузки, в том числе, как некоторые утверждают, из-за чрезмерной бюрократической отчетности, которая сказывается на физическом и эмоциональном состоянии, у наставников зачастую нет возможности посвящать ученику достаточно времени и вникать в обстоятельства его жизни. А потому от педагогов и сегодня требуется терпение и готовность, преодолевая усталость и не допуская формального подхода, совершить очень непростой труд, обучая и воспитывая своего ученика.

Если бы только преподавание на уроках — оно не требует чрезмерной эмоциональной нагрузки. Но ведь педагог не только учит — он воспитывает, он постоянно находится в контакте с учениками, и по-настоящему преданный своему делу педагог стремится передать все лучшее, чем он сам обладает, ученикам, сформировать их убеждения, мировоззрение, в каком-то смысле развить их нравственное начало. Для людей, небезразличных к своему труду, подвижников, это дело требует огромных усилий, становится делом всей их жизни.

Важно относиться к ребенку с уважением — это прописная истина. Но здесь от этой прописной истины можно перейти к конкретике. Так, например, делая замечания, не надо унижать и ни в коем случае не давать повод другим смеяться над учеником, которому делается замечание. Даже порицать нужно так, чтобы у ученика не опустились руки и не возникло ощущение того, что он ни на что не способен. Если приходится говорить ребенку неприятные вещи, то ни в коем случае не следует раздражаться. Нельзя своими эмоциями создавать атмосферу конфликта. Учитель в силу своего призвания, своих обязательств не может быть стороной конфликта с учеником.

Поэтому категорически нужно избегать эмоциональных конфликтов. Вступая в эмоциональный конфликт с учеником, вы опускаетесь до его уровня, вы становитесь противником. Вы перестаете быть учителем и в каком-то смысле, если конфликт зашел далеко, становитесь врагом. И это совершенно не соответствует тому, чем должен заниматься педагог.

Вот почему быть педагогом — это значит быть человеком, разбирающимся в духовном состоянии своих подопечных. В каком-то смысле это пастырская работа, как и в Церкви. Не может священник на исповеди раздражаться на грешника, который кается, и даже если он не кается. Раздражение низводит педагога на уровень того, кто его раздражает, и педагог становится участником конфликта. Это, конечно, очень большая ошибка. Понятно, что такое происходит не по злому умыслу — и педагоги перегружены, устали, и дети бывают непослушными. Чего только не бывает, и сама эта атмосфера может втягивать педагогов в конфликт с учащимся. Но чрезвычайно важно контролировать себя. Может быть, иногда лучше промолчать, а потом наедине поговорить с учеником, чем вступить в публичный конфликт.

Вспоминаю историю, описанную отцом Александром Шмеманом. Это замечательный русский богослов, прекрасно писавший по-русски и по-английски. Я имел возможность с ним много раз встречаться. И вот отец Александр Шмеман, любя Россию и ненавидя всякую революцию, очень болезненно пережил революционные события 1968 года во Франции. Тем, кто не помнит, скажу, что в Париже тогда происходили студенческие бунты, демонстрации, строились баррикады — в общем, самая настоящая революция. И вот отец Александр пишет: «Раньше спасало мир то, что молодежь хотела стать взрослой. А теперь ей сказали, что она именно как молодежь и есть носительница истины и спасения. “Ваши ценности мертвы!” — вопит какой-то лицеист в Париже (это в 1968 году), и все газеты с трепетом перепечатывают»[2]. В связи со сказанным хотел бы подчеркнуть, что одна из важнейших задач педагога — не допустить развития у молодежи самолюбия и эгоцентризма. Даже если речь идет об очень способном ученике, нужно разумно построить отношения с ним таким образом, чтобы, реализуя свои таланты, он не использовал их во зло — в первую очередь, своей собственной душе.

Ныне наше общество сталкивается со множеством вызовов, и наставничество играет важную роль в подготовке юного поколения к ответу на них. Задача наставников состоит не только в том, чтобы научить чему-либо кого-либо, но и в том, чтобы помочь неокрепшим душам молодых людей успешно адаптироваться в современном обществе, сохранив при этом свой внутренний стержень и личные убеждения.

Чрезвычайно важная задача. Я прошел через решение этой задачи, как еще раз хочу сказать, будучи православным, верующим ребенком, находясь в тотально атеистической среде, которая пыталась воздействовать на меня и переубедить меня. И я хорошо понимаю, что значит быть в оппозиции к большому коллективу, в том числе коллективу педагогов, которые все в один голос говорят: ты должен. «Первое, что ты должен — стать пионером. Ты согласен?» Я говорю: «Да, согласен». «Правда?» «Правда». «А чего ж ты не становишься пионером?» Говорю: «У меня есть одно условие. Чтобы, повязав красный галстук, я в этом красном галстуке мог каждый воскресенье приходить в храм и причащаться. Вас это устраивает?» Потупив взор, педагоги сказали: «Нет, это невозможно». «В таком случае я избираю храм, а не галстук». На этом дискуссия закончилась.

Это было совсем не просто, и позиция моя абсолютно не была политической. Это была позиция, связанная с защитой убеждений, которые для меня были самыми главными и важными, — с защитой моей собственной веры.

В научной деятельности наставничество также имеет ключевое значение в процессе обучения и проведения исследований. Мудрое руководство чрезвычайно важно для студентов и начинающих ученых. Оно помогает молодым специалистам развивать свои умения и таланты, направляет их работу в нужное русло и способствует достижению высоких результатов. Опора на ценный опыт предыдущих исследователей позволяет молодым ученым развивать критическое мышление и применять творческий подход, ориентироваться в своих изысканиях на лучшие практики и формировать научную этику.

Современный мир требует от нас новых подходов к образовательной научной деятельности. Использование инновационных методов обучения и коммуникации способно помочь наставнику эффективно руководить процессом и вдохновлять учеников делать проведение исследований более интересным.

Нынешнее мероприятие служит замечательной площадкой, как мне кажется, для обмена опытом в образовательной сфере. Отрадно, что комплексная программа предстоящего форума охватывает не только область педагогической деятельности, но и многие смежные образовательные и просветительские направления. Считаю важным, что обсуждение серьезных научных и духовных вопросов, касающихся интеллектуального развития людей, происходит на таком высоком уровне, как Международный педагогический конгресс под эгидой главного вуза нашей страны — Московского государственного университета — а также в рамках деятельности особенно значимого для меня Общества русской словесности.

Церковь всегда готова поддерживать инициативы, направленные на созидание условий для духовного, интеллектуального и физического развития людей, на поддержку научных проектов и проведение исследований. Рад свидетельствовать о сложившемся сотрудничестве между Церковью, государством и образовательными учреждениями, которые, дерзну предположить, весьма важны для будущего нашей страны.

Призываю благословение Божие на ваши труды и желаю успехов в том важном делании, которое вы избрали делом своей жизни. Благодарю за внимание.

[1] — Живое слово мудрости духовной. О Церкви и об истинно христианской жизни, как жизни в недрах церковных.

[2] — Прот. А. Шмеман. Дневники, 1973-1983.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия IV съезда Общества русской словесности и Международного педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование»

Состоялась первая встреча главы Курской митрополии с врио губернатора Курской области А.Е. Хинштейном

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по случаю 25-летия создания Союзного государства России и Белоруссии [Патриарх : Приветствия и обращения]

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту России В.В. Путину по случаю 25-летия создания Союзного государства России и Белоруссии [Патриарх : Приветствия и обращения]

Епископ Мелнишский Герасим возглавил престольный праздник Подворья Русской Православной Церкви в Софии

В Минской духовной семинарии прошла Международная научно-практическая конференция «XVII Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко)»

Выставка работ участников XX Международного конкурса «Красота Божьего мира» откроется в Государственном архиве РФ

Состоялось заседание образовательной секции XXVI Всемирного русского народного собора

В Нижнем Новгороде прошла конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая Победа: вклад педагога и священника»

Другие статьи

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке СССР А.Б. Фрейндлих с 90-летием со дня рождения

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Серафиму (Лопухову), епископу Ейскому и Тимашевскому

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по случаю 25-летия создания Союзного государства России и Белоруссии

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту России В.В. Путину по случаю 25-летия создания Союзного государства России и Белоруссии

Патриаршее поздравление наместнику Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря архимандриту Сергию (Воронкову) с 20-летием назначения на должность наместника

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 100-летия основания Артели древней живописи в поселке Палех

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня добровольца

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на российской премьере фильма «Люди Христовы. Наше время»

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня юриста

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Сергию (Зайчикову), епископу Алапаевскому и Ирбитскому