Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на первом собрании духовенства Московской митрополии

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на первом собрании духовенства Московской митрополии
Версия для печати
20 февраля 2024 г. 19:16

20 февраля 2024 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на первом собрании духовенства Московской митрополии.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы и братья, матушки игумении!

Сердечно всех вас приветствую на нашем заседании — собрании духовенства Московской митрополии, которая была образована решением Священного Синода 13 апреля 2021 года.

Московская митрополия является крупнейшей не только в Русской Церкви, но и во всем православном мире. Она самая большая по числу духовенства, монашествующих и мирян, по числу храмов и монастырей. Митрополия имеет неразрывную духовную связь с Первопрестольным градом Москвой. Здесь на протяжении веков происходили и ныне нередко происходят исторические события, влияющие на жизнь Церкви и государства Российского. Здесь же находится множество святынь, памятников истории и культуры, являющихся общецерковным и общенациональным достоянием.

На протяжении последних десятилетий церковная жизнь Подмосковья успешно развивалась под руководством Патриаршего наместника митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который трудился на этом поприще с 1977 по 2021 год. Мы все рады сегодня приветствовать нашего дорогого владыку на этой встрече.

Когда владыка митрополит вступил в должность, в Подмосковье было всего 133 храма и ни одного епархиального монастыря. Число духовенства составляло 258 человек. С наступлением иных времен, связанных с обретением религиозной свободы, митрополит Ювеналий использовал все возможности для развития тех направлений церковного служения, которые прежде были искусственно ограничены. Результатом трудов архипастыря, а также викарных архиереев и духовенства, монашествующих и мирян Подмосковья стало возрождение монастырей и храмов, расцвет приходской жизни, становление духовного образования, а также соработничество между Церковью и учебными заведениями в деле духовно-нравственного просвещения и воспитания.

Те статистические данные, которые я сейчас приведу, в значительной своей части свидетельствуют о многих и усердных трудах владыки митрополита Ювеналия, которому хотел бы еще раз выразить глубокую благодарность.

В настоящее время в Московской митрополии, состоящей из пяти епархий, действуют 1220 приходских храмов. Кроме того, имеются 822 приписных храма и 8 подворий. Действуют 10 мужских и 12 женских монастырей. В митрополии совершают служение 1536 пресвитеров и 125 диаконов.

Причиной преобразования Московской епархии в Московскую митрополию, объединяющую пять самостоятельных епархий, стала необходимость обеспечить дальнейшее поступательное развитие религиозной жизни в густонаселенном подмосковном регионе. Кроме того, активизация церковной деятельности по всем направлениям требует более интенсивного и регулярного участия архипастырей в тех многообразных процессах, которые происходят ныне на местах.

Московская митрополия в своей деятельности опирается на Положение о митрополиях Русской Православной Церкви, принятое Священным Синодом в 2011 году. Главой митрополии является Патриарх Московский и всея Руси, обязанности которого по управлению митрополией осуществляет наместник митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, имя которого должно возноситься во всех храмах и монастырях митрополии после имени Патриарха по формуле: «И господина нашего Патриаршего наместника митрополита Крутицкого и Коломенского Павла». Просил бы, чтобы именно такая формула и присутствовала во время богослужения при поминовении этого иерарха. На ближайшем Архиерейском Соборе в Устав Русской Православной Церкви будут внесены соответствующие поправки, касающиеся церковной жизни Подмосковья.

Каждая из пяти епархий, входящих в состав митрополии — а это Коломенская, Балашихинская, Одинцовская, Подольская и Сергиево-Посадская, — является самостоятельной, управляемой своим Преосвященным.

Общие направления деятельности всех пяти епархий определяются главой митрополии и возглавляемым им Архиерейским советом, секретарем которого является архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий. Со времени учреждения Московской митрополии прошло 7 заседаний совета, последнее — 30 ноября 2023 года.

В оперативном управлении Московской митрополией мне помогают секретарь Патриарха Московского по Московской области протоиерей Дионисий Казанцев и руководитель Юридической службы Московской митрополии иерей Василий Лосев.

Следует правильно понимать причины образования новых епархий. Главная цель — отнюдь не пятикратное увеличение численности церковного бюрократического аппарата и не желание усилить административный контроль. Основной принцип нашей деятельности можно сформулировать так: проще, яснее, понятнее и эффективнее.

Осуществлять наше служение народу Божию по всем сформировавшимся направлениям нужно таким образом, чтобы люди постоянно ощущали присутствие Церкви в своей жизни, чтобы архиереи были не формально, а реально вовлечены в события, происходящие на канонической территории епархий, вверенных их попечению.

Для меня всегда большой радостью является молитвенное общение с Преосвященными архипастырями, духовенством, монашествующими и мирянами, будь то за богослужениями в кафедральном Храме Христа Спасителя, в Успенском соборе Кремля или при посещении храмов и монастырей Подмосковья.

6 ноября 2022 года мною было совершено великое освящение храма равноапостольного великого князя Владимира, главного храма войск Национальной гвардии Российской Федерации в городе Балашихе; 8 ноября — малое освящение воссозданной колокольни-храма в честь мучеников Адриана и Наталии при Знаменском храме поселка Дубровицы городского округа Подольск.

1 января 2023 года я совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца в городе Одинцове. 18 апреля того же года, во вторник Светлой седмицы, я посетил Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь, где совершил Божественную литургию в сослужении архипастырей и духовенства Московской митрополии. 15 октября мною были совершены великое освящение и Божественная литургия в Троицком храме в Коломне.

Каковы бы ни были внешние обстоятельства бытия Церкви, целью ее миссии неизменно остается спасение верующих во Христа. Именно это должно быть главным ориентиром в служении архипастырей и пастырей. В сложных условиях необходимо прежде всего помнить о самом важном: о благоговейном совершении богослужений и проповеди слова Божия.

Пастырь, являющийся образцом в вере, благочестии и молитве, всегда найдет путь к сердцам людей, дабы организовать и вдохновить их на совместные труды, в том числе в социально-благотворительной и просветительской областях. Так Церковь, основанием которой является Сам Господь, способна жить, развиваться и приносить сторичный плод.

Мы живем в особо ответственное время, когда Церковь и Отечество подвергаются судьбоносным испытаниям. То противостояние на Украине, воспринимавшееся некоторыми как геополитическая борьба, несомненно, имеет и духовное измерение.

Русская Православная Церковь является той удерживающей силой — со всей ответственностью говорю, — которая, одна из немногих в современном мире, смело и решительно свидетельствует о непреложности Богом установленных заповедей, находящихся в основе человеческого бытия. Именно бескомпромиссное отстаивание Христовой истины, защита правды и обличение лжи делают нашу Церковь столь ненавистной для тех сил, которые выступают в роли строителей извращенного миропорядка по наущению «князя тьмы». Сегодня долг Церкви — всячески поддерживать тех, кто защищает наши духовно-нравственные ценности, кто на исторических рубежах отстаивает право нашего народа на суверенное и самобытное духовное и культурное развитие.

Молитва о Святой Руси, которая ежедневно читается (и должна читаться неукоснительно, прошу всех обратить на это внимание) за каждой Божественной литургией, является выражением наших надежд на скорейшее уврачевание разделений, а вслед за тем — на установление прочного и справедливого мира.

Слава Богу, мы живем в условиях религиозной свободы и благожелательного отношения государства к нуждам Церкви. Это открывает в Московской митрополии, наряду с другими регионами нашей страны, широкие возможности для взаимодействия с местными властями, с администрациями городских округов в деле осуществления совместных общественно полезных проектов. 24 октября минувшего года состоялась моя встреча с губернатором Московской области Андреем Юрьевичем Воробьевым. Обсуждались многие актуальные темы, в том числе помощь участникам Специальной военной операции и членам их семей, строительство новых храмов, а также взаимодействие церковных структур с властями региона. По всем этим направлениям сотрудничество развивается успешно. И что особо радует — мы единомысленны в понимании значимости такого взаимодействия.

В связи со сказанным могу подчеркнуть: от архипастырей, благочинных, рядовых священнослужителей в значительной степени зависит, насколько такое соработничество будет и впредь благоуспешным и эффективным. Прошу не ослабевать в усердии и проявлять творческие инициативы. Подобный подход особо необходим для духовного окормления и поддержки военнослужащих, в первую очередь в зоне боевых действий. Такую работу целесообразно осуществлять в тесном взаимодействии с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Но уже сейчас хотел бы выразить благодарность нашим священникам, которые участвуют в такого рода пастырской работе.

Мне известно, что священнослужители Московской митрополии, невзирая на опасность, регулярно бывают на фронте, куда привозят гуманитарную помощь, собранную православными людьми, а также совершают богослужения и Таинства, укрепляя наших воинов, стараясь проявлять пастырское внимание к каждому. Нужно постоянно помнить о семьях участников военных действий, а также об инвалидах и ветеранах, находящихся на излечении в госпиталях или уже дома.

Ни для кого не секрет, что современные информационные технологии дают широкие возможности как для созидательного, так и для разрушительного воздействия на людей. Сегодня священник с особой ответственностью должен осознавать свое призвание свидетельствовать об истинных ценностях, наставляя паству в слове Божием, объединяя людей во Христе и утверждая их в важности христианского призвания через помощь страждущим, через деятельную любовь к Отечеству и ближним. Проповедь — это, по слову апостола, «необходимая обязанность» (1 Кор. 9:16) священнослужителя, которую следует исполнять с усердием и рассудительностью, остерегаясь неосторожных и непродуманных суждений. К сожалению, иногда бывают и такие — либо под влиянием сторонних авторитетов, либо просто по недомыслию. Кто-то из священников произносит некие слова, способные дурно повлиять на паству и общество. Очень просил бы вас не поддаваться искушению зарабатывать популярность в определенных социальных кругах, в том числе подобными эпатажными высказываниями.

Глубоко убежден, что православное мировоззрение является той духовной опорой, которая поможет обществу пережить кризисные обстоятельства и двигаться по пути развития. Мы видим, что по воле злых сил сегодня происходит цивилизационный слом мирового масштаба, не только нарушаются общепринятые нормы международного права, но и попирается свобода слова и свобода совести. Причем в странах, которые в свое время, упрекая нашу страну в отсутствии таких свобод, на самом деле боролись с Отечеством нашим. Это не означает, что мы не были чувствительны к тем ограничениям, которые были в нашей стране. Но в абсолютном большинстве нашего духовенства даже боль от этих ограничений никогда не провоцировала настроения, которые могли бы привести к разрушительным для Отечества и нашего общества последствиям.

Церковь в ответ на это свидетельствует о непреложности заповедей Божиих, о необходимости различения добра и зла, о священном даре жизни, о значимости семьи как основы общества, о милосердии, о благотворительности и жертвенности. В этом заключается призвание и пророческое служение Церкви, в этом и заключается возвещение Божией правды.

Чтобы соответствовать такому призванию, священнослужитель, прежде всего, должен сам стремиться к духовному росту, быть не только нравственным образцом для своих прихожан, но и терпеливым собеседником для внешних, то есть людей, далеких от Церкви, вопрошания которых нередко бывают весьма недружелюбными, а подчас и враждебными. Очень важно в ответ на враждебность, на недружелюбную позицию не переходить на тот же самый язык. Мы должны оставаться в рамках своих идей, своих ценностей и своей церковной дисциплины. И поверьте мне: такая позиция, спокойная, убедительная и даже доброжелательная к человеку, который не проявляет никакой доброжелательности, разрушает агрессию и приводит собеседника в замешательство. Поэтому я предложил бы меньше участвовать в горячих дискуссиях, с тем чтобы не ослаблять собственную позицию пред лицом вопрошающих или полемизирующих с нами. Наша сила в другом. Наша сила — в правде Божией, которую мы должны возвещать, но так, чтобы даже человек, противящийся нам, в какой-то момент мог задуматься о наших словах и, может быть, понять их смысл и ценность.

Успешность нашей миссии во многом зависит от стремления каждого клирика к самообразованию, предполагающему совершенствование в знаниях, в первую очередь богословских, исторических и культурологических. Необходимо ориентироваться на решения Священноначалия по ключевым вопросам современности с тем, чтобы обоснованно и в соответствии с церковным учением давать ответы вопрошающим. Думаю, самое неправильное с пастырской и миссионерской точки зрения — это некая дихотомия в Церкви, когда Патриарх или архиерей говорит одно, а какой-то батюшка говорит другое, чаще всего от гордыни, от желания прославиться, обозначить свою особую позицию. Но в конце концов это противостояние никогда не приводило к пользе — ни для самого протестующего, ни для дела Божиего. Поэтому, если есть недопонимание со стороны священника в отношении позиции Патриарха или архиерея, то проще всего записаться на прием и поговорить по душам. У меня были опыты такого общения, я никогда их не отвергал. Я знал, что человек идет, чтобы меня обличить или покритиковать, но чаще всего мы расставались в очень добром расположении духа, и конфликтная ситуация снималась.

В любом случае, даже если священник выступает с какими-то критическими замечаниями в чей-то адрес, но движим стремлением ко благу и пользе Церкви, он никогда не встанет на путь противостояния, тем более не будет занимать позицию, которая направлена не на достижение некоей правды и истины, но на получение определенной выгоды со стороны тех людей, которые находятся в оппозиции к Церкви и Священноначалию.

Многие актуальные вопросы, в частности, поднимались мною на Епархиальном собрании духовенства Москвы 20 декабря 2023 года, а также в выступлениях на XXV Всемирном русском народном соборе и на XXXII Международных Рождественских образовательных чтениях. Не вижу необходимости пересказывать здесь их содержание и вместе с тем прошу всех ознакомиться с текстами этих выступлений. Хотел бы лишь кратко обозначить некоторые вопросы в связи со спецификой нашего Подмосковного региона.

Сегодня особенно остро, на мой взгляд, стоит вопрос о сбережении народа. Большую обеспокоенность вызывают все еще значительное число совершаемых у нас в стране абортов и высокий процент разводов. В обоих случаях определяющими являются не социально-экономические факторы, как нас пытаются в этом убедить, а личностная незрелость людей, отсутствие у них духовной опоры и нравственной позиции. Мы знаем, как иногда в очень скромных материальных условиях живут многодетные семьи, но никаких кризисов при этом не возникает. А старшее поколение помнит, как многие из нас жили в многодетных семьях, но ведь это не приводило к семейным конфликтам. Поэтому хотел бы поблагодарить тех священнослужителей Московской митрополии, которые в сотрудничестве с медицинскими и социальными работниками ведут работу по предупреждению абортов, оказывая помощь матерям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Еще и еще раз скажу: наша работа по предотвращению абортов не должна быть 25-м пунктом повестки дня. Это и вопрос сбережения нашего народа, и пастырская забота о том, чтобы женщина не совершала смертельный грех, убивая младенца во чреве своем. Мной уже высказывалось предложение, чтобы перед консультацией, куда женщина приходит за последним советом от врача, где-то рядом присутствовал священник. Знаю, что иногда консультации нам в этом отказывают, потому что заинтересованы в производстве абортов с коммерческой точки зрения. Но, как говорит апостол Павел, настой во время или не во время (см. 2 Тим. 4:2), и мы должны быть настойчивыми. Если возникает организованное сопротивление присутствию священнослужителей в таких местах, мы будем заниматься этим вопросом на более высоком уровне. Потому что речь действительно идет о сбережении нашего народа.

Конечно, поддержка людей, попавших в беду, побуждает нас к более активной просветительской работе. Ведь если посмотреть в глубину проблемы — почему отказываются от рождения детей? Далеко не всегда материальный фактор является решающим. Еще раз хочу сказать: эта идея, мол, денег нет, поэтому не заводим детей, — опровергается наличием семей с большим количеством детей и невысоким материальным достатком, где люди вовсе не считают себя несчастными. Нередко реальной причиной являются алкоголизм, наркомания, иные формы зависимости — вот тогда действительно ставится под вопрос возможность рождения ребенка.

Особенностью демографической обстановки в Подмосковном регионе является высокая концентрация мигрантов, доля которых значительно превосходит здесь общие показатели по стране. Многие из этих людей в той или иной степени исповедуют ислам. Подчеркну, что Россия на протяжении веков являлась и является страной, в которой мирно сосуществуют традиционные религии, живут и трудятся люди различных вероисповеданий. Проблему мы видим в другом: в инкультурации и адаптации мигрантов в российских условиях. Государство предпринимает определенные усилия в этом направлении. Но важны также и усилия Церкви. Здесь еще многое предстоит сделать для разработки адекватных современным обстоятельствам методов просветительской работы. Очень просил бы вас обратить на эту тему. Я уже говорил об этом, но мы должны продолжать нашу просветительскую работу и среди этой категории людей.

В то же время хотелось бы подчеркнуть важность межрелигиозного диалога как средства совместного с представителями мусульманского сообщества преодоления экстремистских, деструктивных тенденций в среде возникающих этнических анклавов на территории Подмосковья.

Долг архиереев и отцов благочинных — заботиться о нуждающихся братьях. Если вы узнаёте о тяжелом материальном положении в семьях клириков, не оставайтесь равнодушными. Оказывайте помощь, помня строгое наставление апостола: «Если же кто о своих не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (см. 1 Тим. 5:8). Что это означает для архиерея? Он должен с вниманием и заботой относиться к проблемам приходского священника, попытаться встать на его место, когда он приходит с просьбой, жалобой или за советом.

Каждый приход — это живой организм, требующий постоянных забот. Это касается не только ремонта зданий, их технического содержания, реставрации фресок и икон, но и попечения о сообществе верующих, которые обеспечивают приходскую деятельность. Отношения клира и мирян должны быть доброжелательными, основывающимися на взаимной поддержке. Никогда не надо смотреть на прихожан сверху вниз. Даже чисто внешне это выглядит очень некрасиво: выходит молодой еще настоятель после службы, к нему народ подходит, а он идет важно — нехорошо это, неправильно. Так авторитет никто никогда не зарабатывал и не заработает. А представьте себе такой диалог настоятеля с прихожанином: слышал, Вы на другую квартиру переехали, а как у Вас дела? как дети? Вот сердечное отношение к прихожанам, готовность спросить, ответить на вопросы, пообщаться. Конечно, в огромных городских приходах это маловероятно, но там, где приход не такой уж большой, когда практически все друг друга знают, такой простой диалог священника с прихожанином, вхождение через этот диалог в жизнь прихожан, поверьте мне, может производить впечатление большее, чем даже самая удачная проповедь.

Конечно, особая роль, как я уже сказал, принадлежит настоятелю, который определяет приоритеты, ставит задачи перед приходом и духовенством, оценивает результаты совместных трудов и несет ответственность перед Богом за вверенных его пастырскому окормлению людей. Об этом мы подробно говорили на прошедшем летом прошлого года Архиерейском Совещании, но думаю, будет нелишним напомнить об этом и сегодня.

Теперь несколько слов о приходской жизни и воспитании будущих пастырей. Именно здесь, на приходе, они могут видеть, чтó есть священническое призвание и как его надлежит исполнять. Ни в семинариях, ни в академии до конца этого понять и прочувствовать невозможно. Именно когда молодой священник погружается в приходскую жизнь, здесь и начинают формироваться его пастырские качества. Те юноши, которых во время богослужений привлекают для прислуживания в алтаре, глядя на старших и на их поведение, либо приобретают благоговейное и трепетное отношение к святыне, либо воспринимают алтарь как одно из удобных мест, где можно посидеть и поговорить. Думаю, излишне утверждать, что вторая модель поведения совершенно недопустима и никак не сочетается с той высотой служения, к которому призывается каждый пастырь.

Следует признать, что положение с численностью храмов и духовенства в Подмосковье пока еще не является идеальным. Да, у нас очень большое количество храмов, но если брать в соотношении количество православных и количество храмов, идеала мы пока не достигли. Огромная территория митрополии требует и большего числа церквей, и многочисленного клира. Сегодня мы, к сожалению, не наблюдаем большого количества молодых людей, стремящихся вступить на путь священнослужения. Не является ли это, среди прочего, следствием теплохладности приходских священников, которые не смогли дать личный пример, а посему и не оказали благотворное влияние на подростков, не пробудили в них желания служить Церкви Божией?

И еще вопрос к священникам. Вот приходит мальчик в храм — часто ли вы с ним беседуете? Задаете ли ему вопросы о его будущем, кем он хочет стать? Говорите ли ему о красоте и важности пастырского служения, с тем чтобы какие-то семена, из которых потом вырастет желание служить Церкви, были положены в этих неформальных беседах священников с детьми? Не только в воскресной школе, хотя и там это неплохо делать, но и в алтаре. Помню, как в 50-е годы, когда я был мальчиком, тогдашние настоятели, священники беседовали с нами. Всегда подойдут, просфорочку дадут, спросят: как ты? Если в школе учишься — как у тебя с учебой? Если нет — еще о чем-то спрашивали. Никогда не забуду замечательного священника, я уже о нем рассказывал, — настоятеля храма на Смоленском кладбище в Ленинграде отца Илию Попова. Он был интеллигентный, доброжелательный, из рукоположенных еще до революции. С каким вниманием он относился к нам, к детям, которые посещали храм! На чай приглашал в комнатку, где только священники чай пили, всегда просфорочку давал — это же на всю жизнь запомнилось! Образ отца Илии до сих пор сохраняется в моей памяти.

Московская митрополия располагает прекрасно оборудованной и обустроенной Коломенской духовной семинарией, которая является одной из лучших в нашей Церкви. Но сколько там учится студентов и сколько она могла бы еще принять? К сожалению, недобор очевиден. И это притом, что сегодня реальная потребность в духовенстве, как я уже сказал, не снижается.

Есть, конечно, объяснение, почему еще десять лет назад был большой конкурс в наши духовные учебные заведения, я уж не говорю о том, что было двадцать лет назад, а сейчас количество желающих поступать в семинарию снижается. Много факторов. Во-первых, весьма неблагоприятный общий культурный контекст. Если вспомнить все то, что обрушивается на сознание молодого человека через телевизионные программы, через фильмы, через различного рода публикации, — ведь всё это никак не ориентирует человека на то, чтобы он о душе подумал, тем более чтобы он встал на путь священства. Поэтому, если внешняя среда сегодня никак не способствует формированию пастырского призвания у нашей церковной молодежи, то кольми паче мы, священнослужители, должны воспитывать в рамках приходов желание послужить Церкви Божией, то есть встать на самый великий и, с моей точки зрения, самый прекрасный путь, который только может пройти человек в своей земной жизни! Еще раз хочу вам сказать, братья: от пастырской работы на приходах зависит и пополнение рядов наших семинаристов.

Хотелось бы сказать также о формировании образа современного священника. Может быть, нужно процитировать слова апостола Павла из его послания к Тимофею: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12). Без этого никакого воздействия на молодежь и быть не может. Если священник не является образом верным, то что же говорить о тех, от кого мы ждем готовности встать на путь служения Церкви? Поэтому сокращение призваний — это то, что можно сформулировать словами: «Рцем и о себе самех». От нас с вами это зависит, не только от внешних условий. Поэтому очень просил бы все наше духовенство иметь в виду работу с молодежью, в том числе с ее определенной частью на предмет возможного посвящения их жизни Церкви. Полагаю, здесь очень важна организация паломничеств, поездок, бесед, которые представляли бы молодому человеку священника не только как требоисправителя или проповедника, но и как мудрого, мыслящего человека, обеспокоенного судьбой страны, судьбой народа, судьбой молодежи. Очень хотел бы, дорогие братья, чтобы вы имели в виду эту очень важную и, на мой взгляд, приоритетную работу с той частью церковной молодежи, которая могла бы посвятить себя служению Церкви. Конечно, не каждый юный прихожанин может и должен стать священником, однако развитие приходской молодежной работы и просветительская деятельность должны быть на таком уровне, который обеспечивал бы, в том числе, пробуждение у детей и молодежи, посещающих храм, желания связать свою жизнь со служением Церкви.

В рамках молодежной работы на приходах важно организовать не только воскресную школу, но и, скажем, группу изучения Священного Писания, в том числе для взрослых. Хорошо также организовывать группы социальных волонтеров, с тем чтобы наши молодые люди, да и не только молодые, участвовали в волонтерской работе, ведь им так важно общаться друг с другом и со священником. Знаю это по примеру того, что происходит сегодня на Донбассе. Очень важно, чтобы диапазон направлений, реализуемых на приходах, в том числе в плане работы с молодежью, был достаточно широким, и главное, чтобы начатое дело не стало поводом для формализма и отписок. Подчас случается так, что благочинный требует отчета, и на приходе начинают имитировать кипучую деятельность, чтобы быть не хуже других. Такой «бумажный» подход, во-первых, никому не нужен, а во-вторых, поверьте, без всяких отчетов благочинных у Патриарха есть возможность иметь объективное представление о происходящем на приходах — хотя, конечно, отчеты благочинных тоже очень важны.

Хочу, чтобы все поняли: статистическая отчетность и внутрицерковный документооборот ориентированы не на бюрократическое отягощение жизнедеятельности монастырей и приходов, а на стимулирование более эффективной ее организации.

Если говорить об участии Церкви в образовательном процессе, то за минувшие годы действительно достигнуто многое, однако этого, к сожалению, недостаточно. Прекрасно, когда есть замечательные учебно-методические комплекты, а тысячи учителей прошли квалификационную подготовку, об этом мы и мечтать не могли еще несколько лет назад. Это важно, это необходимо. Но о реальных успешных результатах деятельности Церкви в образовательном пространстве можно будет говорить тогда, когда количество перейдет в качество, отразившись на уровне преподавания предметов, касающихся Православия, а также на распространении этих дисциплин на все годы школьного обучения; в данном случае я уже говорю о преподавании Основ православной культуры в школах. Отрадно, что в своей просветительской деятельности духовенство опирается на давнюю традицию соработничества между Церковью и школой на всех уровнях, начиная с Министерства образования Московской области, с которым у митрополии подписано соглашение о сотрудничестве.

Уже в течение многих лет во всех муниципальных образованиях на протяжении года проводятся просветительские мероприятия, главным из которых являются региональные Рождественские образовательные чтения. Отрадно, что и духовенство, и педагоги не останавливаются на достигнутом, творчески подходят к поиску новых форм работы с молодежью. Заслуживает поддержки недавно начатый проект «Диалог со священником», когда батюшка беседует со старшеклассниками. Для этих бесед нужно подбирать хорошо подготовленных священнослужителей с опытом участия в диалоге со светским обществом и молодежью. У нас есть такая группа священнослужителей, она присутствует и на телевидении. Я очень благодарен этим священникам, но их количество недостаточно. Должно быть больше таких подготовленных священнослужителей, могущих без страха и сомнения взаимодействовать с молодежью, и, скажу самое главное, с исключительно положительными результатами такого взаимодействия.

Многолетние добрые традиции в Подмосковном регионе имеют социальное и благотворительное служение Церкви, например, ежегодная осенняя акция «Согреем детские сердца». Однако и здесь следует подумать о дальнейшем развитии столь важного и востребованного обществом направления. Это касается и работы в социальных учреждениях, в детских домах, в больницах, в местах предварительного заключения, в тюрьмах — всюду необходимы священники и волонтеры-миряне.

За минувшие десятилетия в Подмосковье было восстановлено и отреставрировано множество храмов и обителей, что стало следствием совместных усилий духовенства и прихожан, жертвенной помощи благотворителей, в том числе действующих через Фонд восстановления порушенных святынь, который продолжает свою работу и поныне. Однако не будем забывать, что очень многое еще предстоит сделать.

Подмосковье — это регион сосредоточения православных святынь, и наша задача состоит в том, чтобы через развитие паломничества сделать их доступными как для верующих, так и для тех, кто еще только ищет дорогу к храму. Здесь встает немало организационных вопросов, в том числе информационное обеспечение, туристическая инфраструктура, миссионерские программы, возможность участия прибывающих богомольцев в богослужениях. Насколько мне известно, значительная работа в этом направлении уже ведется, и я благодарю за это.

Московская митрополия входит в перечень тех церковных уделов, где более, чем в иных местах, имеем новомучеников и исповедников ХХ века. Изучение их житий, молитвенная память о них, разного рода просветительская деятельность, имеющая целью сохранение в народной памяти их жертвенного подвига ради Христа, — всё это задачи не только общецерковного, но даже общенационального значения. Глубоко убежден, что увековечиванию памяти наших достойных предшественников способствуют и освящение храмов в честь новомучеников, и совершение богослужений в дни их памяти, и написание икон, и издание житий и творений святых, и организация музеев, выставок, и проведение конференций и лекций. Ни в коем случае нельзя понижать планку заинтересованности людей в изучении тем, связанных с жизнью новомучеников и исповедников XX века.

В заключение хотел бы поблагодарить Преосвященного владыку Павла, Преосвященных архипастырей, а также всех отцов и матушек игумений за самоотверженное служение Церкви. Радуюсь тому, как, Богу содействующу, развивается епархиальная и приходская жизнь в Подмосковье. Надеюсь, что так будет и впредь. А потому всем вам желаю, как учит нас апостол языков, в усердии не ослабевать и духом пламенеть (Рим. 12:11), служа Господу и помогая нашим современникам идти спасительным путем православной веры.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла генеральному директору информационного агентства «Россия сегодня» Д.К. Киселеву с 70-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Тульчинскому Ионафану с 35-летием архиерейской хиротонии

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам конференции «Партнерство государства и общества в деле гармоничного воспитания ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

Патриаршее поздравление митрополиту Челябинскому Алексию с 50-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление епископу Раменскому Алексию с 15-летием работы в Московской Патриархии

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам торжеств, посвященных десятилетию Объединения многодетных семей г. Москвы

Патриаршее поздравление митрополиту Лазарю (Швецу) с 85-летием со дня рождения

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Авксентию (Абражею), епископу Несвижскому, викарию Патриаршего экзарха всея Беларуси

Патриаршее поздравление митрополиту Костромскому Ферапонту с 55-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление епископу Муромскому Нилу с 60-летием со дня рождения