Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла III Всероссийская научно-богословская конференция по экклезиологии и богословию истории

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла III Всероссийская научно-богословская конференция по экклезиологии и богословию истории
Версия для печати
26 февраля 2024 г. 17:19

21-22 февраля 2024 года в Санкт-Петербургской духовной академии состоялась III Всероссийская научно-богословская конференция по экклезиологии и богословию истории «Современные экклезиологические концепции: проблема унификации научного поля».

Мероприятие прошло в очно-дистанционном формате при участии Общества современных экклезиологических исследований и кафедры богословия СПбДА.

В первый день состоялось три сессии: «Экклезиологические концепции православных авторов XIX — середины XX веков», «Экклезиологические концепции православных авторов второй половины XX века», «Значение богословия истории в экклезиологических концепциях XX в. и современности».

Перед началом сессий священник Михаил Легеев, модератор конференции, кандидат богословия, доцент, доцент кафедры богословия СПбДА, председатель Общества современных экклезиологических исследований, рассказал о задачах, стоящих перед участниками мероприятия: «Эта конференция по экклезиологии уже третья по счету, что стало интересной и важной традицией. Каждая из них имеет свои специфические задачи. Самая первая состоялась в позапрошлом году. Это было начало, и важно было запустить этот проект. В прошлом году для нас было важно рассмотреть максимально широкий круг тем, чтобы выработать некие общие векторы развития современной экклезиологической мысли. У этой же конференции более специфическая и узкая задача — выработать некое общее научное поле понимания процессов, происходящих в православной экклезиологии за последние сто лет, чтобы на основании этого поля разные люди, занимаясь разными вопросами, разными авторами-богословами, могли действовать консолидированно. Таким образом различные их исследования впоследствии можно объединять в общий труд. Поэтому еще одна задача этой конференции — подготовка к созданию монографии "Современные экклезиологические концепции", первый том которой будет посвящен проблеме устройства Церкви. На основе этих общих базовых подходов, которые должны быть выработаны на конференции уже отдельные авторы будут трудится над своими темами».

На первой сессии докладчики осветили учение о Церкви в трудах протопресвитера Евгения Аквилонова и архиепископа Илариона (Троицкого) и тринитарную модель Церкви в русской софиологии, а также рассмотрели экклезиологию А.С. Хомякова, профессора С.В. Троицкого, протоиерея Сергия Булгакова, архимандрита Киприана (Керна), В.Н. Лосского.

На второй сессии участники проанализировали соотношение понятий «кафолический» и «вселенский» в трудах архиепископа Василия (Кривошеина), рассмотрели экклезиологические воззрения преподобного Иустина Поповича, схиархимандрита Софрония (Сахарова), а также осветили экклезиологическую проблему этнофилетизма в XIX веке и на современном этапе.

На третьей сессии докладчики посвятили свою работу темам «Экклесия и полис как диалектические величины истории», «Опыт богословского осмысления этапов истории Церкви и общества: современные концепции», «Историческое сознание деятелей церковного обновления начала ХХ века».

После сессий состоялся круглый стол «Выработка общих рекомендаций для подготовки коллективной монографии "Современные экклезиологические концепции. Т. 1. Устройство Церкви"», на котором священник Михаил Легеев выступил с сообщением, посвященным проблеме внутренней периодизации экклезиологической мысли 1920-х — 2020-х годов.

На круглом столе участники также обсудили общие характеристики и структуру глав предполагаемой для выпуска коллективной монографии, ее концепцию и состав, а также сделали обзор предварительных материалов, проанализировав их сильные и слабые стороны.

На следующий день конференция продолжила работу в формате сессий на темы: «Экклезиологические концепции и проблемы противостояния школ» и «Filioque и устройство Церкви в контексте современных экклезиологических исследований».

Во время сессии «Экклезиологические концепции и проблемы противостояния школ» докладчики проанализировали экклезиологию протопресвитера Александра Шмемана, митрополита Иоанна (Зизиуласа), протоиерея Джона Эриксона, а также рассмотрели троичность и историчность в экклезиологии, как два главных компонента иерархической модели Церкви.

На сессии «Filioque и устройство Церкви в контексте современных экклезиологических исследований» участники обсудили тему первенства римского епископа в посланиях святителя Льва Великого, адресованных епископам Иллирика, рассмотрели учение о Filioque в латинской и греческой традициях и аргументы святителя Фотия против этого учения, а также проанализировали экклезиологию Фомы Аквинского и протоиерея Думитру Станилое.

После сессий состоялся круглый стол «Проблемы научной коммуникации в области экклезиологии в рамках современного научно-богословского поля», во время работы которого участники обсудили практические вопросы организации межпоместной научной коммуникации, в круг которых вошли: выработка единого понятийного аппарата и вариантов понимания вопроса, обозначение отправных точек и векторов исследований, создание классификации структуры двух моделей Церкви и видов коммуникации.

Пресс-служба СПбДА/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами