Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

К вопросу о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря

К вопросу о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря
Версия для печати
2 апреля 2024 г. 11:20

В первом номере научно-богословского журнала Костромской духовной семинарии «Ипатьевский вестник» за 2024 год опубликована статья митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта «К вопросу о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря».

Статья посвящена главной проблеме истории Свято-Троицкой Ипатьевской обители, до настоящего времени не получившей своего разрешения. До середины ХХ века традиционно считалось, что Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой Четом, принявшим крещение с именем Захария и положившим начало знаменитому роду Годуновых. Однако работы исследователей ХХ столетия, прежде всего академика С.Б. Веселовского, убедительно продемонстрировали противоречивость такой гипотезы: действительно, мог ли Чет-Захария основать монастырь в 1330 году, если его сын Александр Зерно, как свидетельствуют исторические источники, был убит в 1304 году и похоронен здесь же, на монастырской территории? В связи с этим, как отмечается в статье, к настоящему времени имеются три версии основания монастыря, которые автор условно именует традиционной, научной и новгородской.

Согласно традиционной гипотезе, сформулированной, надо полагать, в XVI веке, Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году Четом-Захарией. Научная гипотеза, изложенная академиком С.Б. Веселовским, относит основание монастыря — как вотчинной обители на земле того же Чета-Захарии — к концу XIII столетия. Новгородская гипотеза, предложенная костромским историком Н.А. Зонтиковым, вообще не связывает основание монастыря с именем мурзы Чета и предполагает, что это событие произошло в первой половине XIII столетия, а создателем обители был некий новгородский боярин.

В статье митрополита Ферапонта предлагается принципиально иная версия создания Ипатьевской обители, которая разъясняет все имеющиеся недоумения, например, почему небесными покровителями монастыря исстари считаются апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский — святые, имена которых не связаны с какими-то событиями в истории Костромской земли, если не считать их упоминания в предании о явлении этих угодников Божиих мурзе Чету.

Основываясь на изложенной в статье версии, можно говорить о том, что 1330 год действительно является точной датой основания Ипатьевского монастыря, а саму обитель следует считать святыней трех царских династий: Рюриковичей, Годуновых и Романовых. Более того, Ипатьевский монастырь первоначально создавался как духовный памятник великому святому, молитвеннику и защитнику земли Русской — благоверному великому князю Александру Невскому, но впоследствии, в XV столетии, фактически утратил этот статус. При этом автор нисколько не умаляет роль Чета-Захарии в истории обители, однако предлагает ее новую трактовку: основываясь на гипотезе выдающегося искусствоведа В.Г. Брюсовой о том, что Чет мог участвовать в нападении на Кострому в 1262 году монголо-татарского отряда, а после поражения захватчиков в битве при Святом озере попал в плен, принял крещение и остался жить в Костроме.

С текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

«Соборная библиотека»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Калининградской митрополии открываются курсы базовой подготовки в области богословия монашествующих

При Оптиной пустыни создан духовно-интеллектуальный и научно-просветительский центр «Оптинское собрание»

В Брянской епархии освящен кризисный центр «Дом для мамы» на территории Петропавловского женского монастыря

Сестры Пюхтицкого монастыря обратились к Совету Церквей Эстонии с открытым письмом в связи с давлением на обитель

В Минске прошли IV чтения памяти протоиерея Иоанна Григоровича (1792-1852)

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла V Всероссийская научно-практическая конференция «Империя и Церковь»

В Пензенской духовной семинарии прошла конференция «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий»

К вопросу о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря [Статья]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Сочинская епархия направила помощь для жителей Мариуполя и Авдеевки. Информационная сводка о помощи беженцам (от 27 апреля 2024 года)

Ярославская епархия направила одежду жителям Харьковской области. Информационная сводка о помощи беженцам (от 26 апреля 2024 года)

Синодальный отдел по благотворительности направил в Бердянск подарки к Пасхе. Информационная сводка о помощи беженцам (от 25 апреля 2024 года)

Синодальный отдел передал партию адресной помощи в Голую Пристань. Информационная сводка о помощи беженцам (от 24 апреля 2024 года)

Приход Выборгской епархии закупил пасхальные сладкие подарки для детей Донбасса. Информационная сводка о помощи беженцам (от 23 апреля 2024 года)

57 000 обращений поступило в церковный штаб помощи беженцам в Москве с марта 2022 года. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-22 апреля 2024 года)

Православные волонтеры доставляют адресную помощь в Донецке. Информационная сводка о помощи беженцам (от 19 апреля 2024 года)

1136 пострадавших семей получили помощь в Оренбургской епархии с начала паводка. Сводка о церковной помощи пострадавшим от наводнений в России и Казахстане за 19 апреля

Коломенская епархия передала помощь в Волновахский район. Информационная сводка о помощи беженцам (от 18 апреля 2024 года)

Астанайская епархия закупила продукты для пострадавших от наводнения в Петропавловске. Сводка о церковной помощи пострадавшим от наводнений в России и Казахстане за 18 апреля