Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Версия для печати
22 июля 2024 г. 12:22

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) относительно вступления в силу Федерального закона от 22.06.2024 № 150-ФЗ № 150-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"».

22 июня 2024 года Президентом РФ подписан Федеральный закон от 22.06.2024 № 150-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"», принятый по ходатайству Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Принятая законодательная поправка имеет большую значимость для Русской Православной Церкви, поскольку, как показывала практика, храмы и иная недвижимость религиозного назначения продолжали отчуждаться из государственной (муниципальной) собственности в собственность частных лиц и сторонних организаций, несмотря на вступление в силу 14.12.2010 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Согласно общему правилу, введенному новым законом, недействительными являются сделки приватизации государственного или муниципального имущества религиозного назначения, заключенные после вступления в силу Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», то есть не ранее 14.12.2010.

Иное правило установлено законодательством в отношении сделок приватизации культовых зданий, строений, сооружений (церквей, колоколен, часовен, костелов, кирх, мечетей, буддистских храмов, пагод, синагог, молельных домов), которые на момент приватизации находились в государственной или муниципальной собственности и относились к объектам культурного наследия религиозного назначения, а именно:

  • если приватизированы культовые объекты, относившиеся на момент приватизации к объектам культурного наследия регионального или федерального значения, то сделка приватизации будет считаться недействительной, если она заключена не ранее 29.06.2002, когда вступил в силу Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», закрепивший исключительное право религиозных организаций на получение в собственность таких объектов (ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 73-ФЗ);
  • если приватизированы культовые объекты, относившиеся на момент приватизации к объектам культурного наследия местного значения, то сделка приватизации будет считаться недействительной, если она заключена не ранее 26.11.1994, когда приватизация таких объектов была запрещена указом Президента РФ от 26.11.1994 № 2121.

При этом применение последствий недействительной сделки в виде двусторонней реституции, то есть возврата в государственную или муниципальную собственность незаконно приватизированных объектов возможно, по общему правилу, с учетом срока исковой давности, который для религиозной организации, как лица, не являющегося стороной сделки, составляет 3 года со дня, когда она узнала или должна была узнать о начале исполнения сделки (передаче объекта покупателю/его оплате), но во всяком случае не может превышать 10 лет со дня начала исполнения сделки (ст. 181 ГК РФ).

«Обратная сила» закона о недействительности сделок приватизации имущества религиозного назначения не распространяется на относящиеся к имуществу религиозного назначения жилые помещения, ранее приватизированные гражданами.

Новый закон вступил в силу 22 июня 2024 года.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по случаю 25-летия создания Союзного государства России и Белоруссии [Патриарх : Приветствия и обращения]

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту России В.В. Путину по случаю 25-летия создания Союзного государства России и Белоруссии [Патриарх : Приветствия и обращения]

Епископ Мелнишский Герасим возглавил престольный праздник Подворья Русской Православной Церкви в Софии

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в круглом столе на тему «Роль театра и кино в формировании духовно-нравственных ценностей общества»

В португальском Портимао освящен храм святого Даниила Жиронского

Монастырю преподобного Иова Почаевского Германской епархии Русской Зарубежной Церкви передали ключи от замка Зайфридсберг

Симбирской епархии возвращено историческое здание духовного училища

Представители Церкви приняли участие в совещании Министерства юстиции России по вопросу передачи Нижегородской епархии объектов религиозного назначения

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…» [Документы]

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях [Документы]

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри» [Документы]

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» [Документы]

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»