Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности
Версия для печати
7 ноября 2024 г. 15:25

На сайте Учебного комитета Русской Православной Церкви опубликовано интервью председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова, посвященное завершающемуся процессу получения государственных аккредитаций высшими духовными учебными заведениями страны.

— На сегодняшний день в системе высшего духовного образования проходит процесс получения государственных аккредитаций. На каком он этапе?

— В 2024-2025 году завершается процесс получения государственной аккредитации всеми высшими духовными учебными заведениями Русской Православной Церкви. На сегодня решительное их большинство уже таковой обладает, как по отношению к уровню бакалавриата, так и по отношению к уровню магистратуры. К концу 2024 года Ярославская и Таврическая семинарии финальными вышли на процедуру получения государственной аккредитации. Согласно решению Священного Синода, Пермской духовной семинарии дана отсрочка на один год, и в этом случае также ведется целенаправленная работа. Очень надеемся, что эти результаты будут положительным, так же как и у всех тех духовных школ, которые прошли это испытание прежде.

— Какие цели имел перед собой процесс получения государственных аккредитаций высшими духовными учебными заведениями?

— Процесс получения духовными школами государственной аккредитации, инициированный и благословленный Святейшим Патриархом, прежде всего направлен на то, чтобы высшее духовное образование нашей Церкви, при сохранении всего своего своеобразия как духовного образования и подготовки священно- и церковнослужителей, было и частью высшего российского образования. Чтобы дипломы, которые получают выпускники духовных школ, котировались в качестве дипломов о высшем образовании не только внутри институций Русской Православной Церкви, но и вовне, будь то среднее образование, будь то высшее образование, будь то какие-то иные учреждения или институты, что дает возможность выпускникам предлагать свои дарования и плоды полученного образования в самых различных областях жизни.

Кроме того, получение государственной аккредитации дает право на участие в конкурсе на бюджетные места, то есть на получение соответствующей финансовой поддержки на том основании, что претендовать на эту финансовую бюджетную поддержку могут любые вузы, будь то государственные, будь то частные. И должен сказать, что на сегодня те наши аккредитованные школы, которые в этом конкурсе участвуют, как правило, в большинстве случаев свои заявки имеют удовлетворенными. Но получение таковых средств одновременно и дисциплинирует как по отношению к исполнению финансовых требований и обязательств, так и по отношению к общему устроению жизни вуза. Таким образом, сама по себе практика и церковного и государственного контроля за жизнью высшего духовного учебного заведения, конечно, поддерживает вуз в тонусе, что можно и нужно только приветствовать. И более очевидной все же видится область среднего образования, где присутствие Церкви по-прежнему нуждается в укреплении и расширении.

Этот длительный и ответственный путь был пройден безусловно благодаря твердой и бескомпромиссной позиции Святейшего Патриарха. Тогда, когда необходимости и желательности получения аккредитации духовными школами не понимал почти никто, именно здесь Патриарх был тем человеком, который во всех ситуациях изначально указывал на то, что следует идти этим путем, и мы теперь видим, насколько правильным было это решение Предстоятеля нашей Церкви.

— Что представляет собой сейчас деятельность семинарий, не завершивших этап получения государственной аккредитации?

— В рамках этого процесса часть наших духовных школ, которые до того давали высшее образование, перешли в категорию Центров подготовки церковных специалистов. Это весьма нужные учреждения, которых на сегодня по России уже больше сорока. Центры подготовки церковных специалистов готовят тех людей, которые очень востребованы в Церкви, — приходских специалистов, которые будут заниматься молодежной, социальной, миссионерской, катехизической работой в рамках приходов и благочиний. Некоторые из таких центров параллельно готовят церковных чтецов и певцов, иконописцев — все это весьма и весьма актуально для реалий церковной жизни. И поэтому — обращу на это особенное внимание — решение Священного Синода об изменении статуса духовной школы в том или ином регионе было именно решением не об упразднении, не о закрытии семинарии, а о преобразовании там, где его не было, в новый Центр приходских специалистов или в продолжение формы деятельности в рамках существующего Центра приходских специалистов. Следует отдельно указать, что выпускники таковых Центров, удовлетворяющие и соответствующим каноническим требованиям к студентам духовных школ, имеют право на дьяконскую хиротонию, и, кроме того, имеют право на продолжение образования в высших духовных учебных заведениях, при этом с перезачетом тех дисциплин, которые были освоены, то есть с фактическим началом обучения с третьего года бакалаврского курса.

— Какие учебные заведения и направления образования входят в систему высшего духовного образования России сегодня?

— Следует отметить, что системой высших духовных учебных заведений —семинарий и академий — не ограничивается все высшее образование в нашей Церкви. Существуют также церковно учрежденные университеты и институты открытого типа — наиболее известными из таковых являются Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Российский православный университет святого Иоанна Богослова.

Но тут нужно иметь понимание, что целеполагание у духовного образования, даже в том случае, когда оно осуществляется по государственному образовательному стандарту «Теология», и у вузов, связанных с изучением теологии в рамках богословских отделений и факультетов, разное. Главной целью духовного образования — не единственной, но главной, — является подготовка церковно- и священнослужителей, будущих пастырей и диаконов нашей Церкви. Поэтому, например, из ПСТГУ был выделен в качестве религиозного вуза ПСТБИ, требования к поступающим в который приравнены к требованиям к поступающим в семинарии. А ПСТГУ и РПУ, будучи гуманитарными вузами, готовят специалистов не только в области теологии, но и в таких научных отраслях как юриспруденция, религиоведение, история, филология и иных. Таким образом, они служат важной цели — подготовке кадров просвещенной православной интеллигенции, но не дают право на рукоположение. То есть их выпускники могут трудиться как в светских институциях, так и в Церкви в качестве сотрудников епархиальных учреждений, преподавателей духовных школ, но полученные в этих вузах дипломы не дают право на то, чтобы быть претендентом на рукоположение.

Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви, с одной стороны, свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности при постоянной волатильности в целом высшего российского образования, которому остается пожелать как раз большей устойчивости. Не раз повторял слова, сказанные сто лет назад, о том, что нам бы пять-десять лет без реформ, переиначивая фразу великого российского министра Петра Аркадьевича Столыпина, и тогда бы высшее образование российское было бы в куда более лучшем виде, чем какое оно есть при постоянных изменениях. Однако это зависит не от нас. С другой стороны, конечно, проблемы как демографического кризиса, так и поколенческих изменений, связанных с влиянием современных средств коммуникации и электронных приборов, сказываются на наших студентах. Мы бы хотели видеть даже не обязательно количественно больше абитуриентов, чем сейчас, но абитуриентов, более подготовленных в общеобразовательном плане и более церковных по жизни к моменту поступления в духовную школу. Часто приходится эти недоработки покрывать действующим сейчас пропедевтическим курсом, с одной стороны, и, с другой стороны, завершать процесс созревания личности в рамках всей образовательно-воспитательной системы духовных школ. И не все получается просто, и не на все вопросы найдены ответы, но я крепко верю в то, что принципиальные установления высшего духовного образования и в целом богословского образования в Русской Православной Церкви дают нам основание с оптимизмом смотреть в будущее.

Учебный комитет/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла презентация сборника «Сознание и материя. Разум, мозг и космос в диалоге между наукой и теологией»

В издательстве Общецерковной аспирантуры вышло новое учебное пособие «Русская религиозная философия»

На Седьмом профессорском форуме обсудили вопросы методологии теологии

В Минской духовной семинарии прошла Международная научно-практическая конференция «XVII Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко)»

Четвертая сектоведческая богословская конференция «Неопротестантизм в России» прошла в Сретенской духовной академии

Учебный комитет провел дистанционный семинар для высших духовных учебных заведений по обмену опытом в области научной работы

Издательство Ставропольской духовной семинарии выпустило четырехтомный сборник проповедей священномученика Иоанна Восторгова

Состоялась первая встреча главы Курской митрополии с врио губернатора Курской области А.Е. Хинштейном

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по случаю 25-летия создания Союзного государства России и Белоруссии [Патриарх : Приветствия и обращения]

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту России В.В. Путину по случаю 25-летия создания Союзного государства России и Белоруссии [Патриарх : Приветствия и обращения]

Епископ Мелнишский Герасим возглавил престольный праздник Подворья Русской Православной Церкви в Софии

Учебный комитет провел дистанционный семинар для высших духовных учебных заведений по обмену опытом в области научной работы

В Нижнем Новгороде прошла конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая Победа: вклад педагога и священника»

В Смоленске прошла всероссийская конференция «Вопросы церковно-государственных отношений в СССР в 1950-х — 1960-х гг.»

Представители высших духовных учебных заведений и центров подготовки церковных специалистов обсудили реализацию проекта «Память Церкви»

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю