Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Скончался протоиерей Александр Куликов, настоятель храма свт. Николая в Кленниках

Скончался протоиерей Александр Куликов, настоятель храма свт. Николая в Кленниках
Версия для печати
30 апреля 2009 г. 18:51

29 апреля 2009 года скончался протоиерей Александр Куликов, настоятель храма святителя Николая на Маросейке.

Александр Сергеевич Куликов родился 1 декабря 1933 года в деревне Александрово Рамешковского района Тверской области. Его отец и старший брат погибли на войне.

В трехлетнем возрасте будущий священник упал и сильно ушиб бок. Образовалась опухоль. Врачи в райцентре предлагали операцию. Тогда мама, Анна Васильевна, повезла сына в Тверь отслужить молебен и оказалась в соборе, где в тот день служил архиепископ Калининский и Кашинский Фаддей (Успенский; ныне прославлен как священномученик; мощи его находятся в Вознесенском соборе Твери). Владыка велел причастить мальчика, а больное место помазать маслом от чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Вскоре Саша поправился.

Уже с 13 лет Александр начал прислуживать в храме. В 1948 году он переезжает в Тверь, где заканчивает среднюю школу. В то же время он прислуживает в соборе Белая Троица у епископа Калининского и Великолукского Арсения (Крылова). В 1950 году владыку Арсения перевели в Уфу с назначением епископом Уфимским и Башкирским, и он пригласил юношу к себе на должность иподиакона.

В 1952-1955 годах Александр служил в рядах Советской Армии, в Средней Азии. В первый год службы, проведенный в Фергане, он познакомился с архимандритом Борисом (Холчевым), выдающимся проповедником и духовником, который, по словам отца Александра, «питал его духовно и телесно».

Вот как об этом вспоминает сам отец Александр: «С первого момента знакомства я почувствовал его прозорливость. Когда после долгого перерыва я вошел в храм, где служил отец Борис, у меня возникло желание поисповедоваться. По окончании службы я с этим желанием подошел к амвону, и вдруг отец Борис выходит из алтаря с крестом и Евангелием и ласково, но утвердительно говорит мне: "Вы желали исповедоваться". Я был потрясен. Батюшка глубоко понимал исповедника, он умел найти нужные слова, проникающие в душу, и учил страху Божию; у него была духовная мудрость, простота, дар постижения внутреннего состояния человека.

Отец Борис предложил мне приходить к нему в дом, ибо в то время небезопасно было солдату в форме стоять в храме, и даже священнику — общаться с ним. И теперь, как только отпускали в увольнение, я шел к батюшке. Меня поражала его ученость, духовная воспитанность и скромность во всем. Здесь я несколько раз исповедовался и приобщался Святых Христовых Таин. Оставляли меня и на трапезу, за которой отец Борис часто сам читал душеполезные рассказы, много говорил о старцах, об Оптиной пустыни, вспоминал батюшку Алексия и протоиерея Сергия Мечевых, духовным сыном которых был в московском храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке до своего ареста. После перевода отца Бориса в Ташкент, а меня — на станцию Урсатьевскую недалеко от Ташкента, я продолжал бывать у него — приезжая, переодевался в штатскую одежду и свободно ходил в храм на чудные богослужения епископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена (Голубева) и отца Бориса.

У батюшки мне посчастливилось познакомиться со многими москвичами, в том числе и с иконописцем Марией Николаевной Соколовой (монахиней Иулианией). В Ташкенте я слушал проповеди отца Бориса за Литургией и беседы в воскресные дни, которые он проводил с кафедры в центре храма по благословению владыки Ермогена.

Демобилизовавшись и уезжая домой, я благодарил батюшку за его отеческое отношение ко мне. При прощании отец Борис предсказал, что я буду служить в храме, где он сам служил с отцом Сергием Мечевым: "Саша, вы — наша смена". Это теперь и исполнилось».

Таким образом, именно архимандрит Борис, некогда тесно связанный с московским храмом Николы в Кленниках, где 30 лет настоятелем был известный старец протоиерей Алексий Мечев, а затем его сын протоиерей Сергий (прославленные в лике святых 20 августа 2000 года), «открыл» юноше храм на Маросейке — место служения отца Александра.

В 1956-1959 гг. Александр учился в Московской духовной семинарии. 24 июня 1958 года он был рукоположен во диакона в Успенском трапезном храме Новодевичьего монастыря епископом Дмитровским Пименом (Извековым), будущим Патриархом. С июня 1958 года по ноябрь 1960 года отец Александр служил диаконом в храмах Владимирской иконы Божией Матери в селе Куркино Московской области, Преображения Господня на Преображенской площади и святителя Николая в Кузнецах.

13 ноября 1960 года, в разгар хрущевских гонений на Церковь, в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе диакон Александр был рукоположен во иерея епископом Дмитровским Пименом. В 1960-1968 гг. отец Александр служил в этом храме, настоятелем которого в то время был широко почитаемый московский проповедник и духовник протоиерей Всеволод Шпиллер, преподавший молодому иерею бесценные уроки пастырской деятельности.

В тот период завязывается переписка отца Александра с жившим в затворе иеромонахом Павлом (Троицким). «Как легко тогда было, — вспоминал отец Александр. — Рядом — мудрый наставник. Вдали, но тоже рядом – иеромонах Павел. Напишешь ему письмо с вопросом "Как поступить?" и получаешь ответ: "Не делай этого – нет воли Божией". Или наоборот: "Есть воля Божия"».

В 1968 году отец Александр окончил Московскую духовную академию. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Таинство покаяния в деле пастырского душепопечения».

В 1968-1969 гг. был настоятелем храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, в 1969-1983 гг. — священником храма святителя Николая в Кузнецах (Замоскворечье), в 1983-1990 гг. — священником храма святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине.

Все годы пастырского служения отец Александр духовно окормлял еще остававшихся в живых членов маросейской общины времен святого праведного Алексия и священномученика Сергия. Вполне закономерно, что именно отец Александр стал настоятелем храма святителя Николая в Кленниках, когда в середине 1990 года его вернули Русской Православной Церкви.

Благоговейное богослужение батюшки, неустанное руководство паствой с внимательным, добрым отношением к каждому приходящему привлекали к нему людей. В возрожденном храме на Маросейке была обновлена, а большей частью выполнена заново стенная роспись, установлен белокаменный резной иконостас, действует иконописная школа для детей и взрослых — одна из самых известных и посещаемых в Москве. За всем этим — труды и молитвы отца Александра.

Труды отца Александра на благо Церкви были высоко оценены cвященноначалием. Он был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени и орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

«Православие и мир»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

На Сербском подворье в Москве совершили поминовение епископа Антония (Пантелича)

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Казанского храма в Лосиноостровской г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Петра (Зобова) во епископа Кудымкарского и Верещагинского

В МДА прошла конференция «Русская Церковь сегодня. К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»

В Общецерковной аспирантуре начинается цикл дней открытых дверей

В ОЦАД завершилась Вторая междисциплинарная научная конференция «Церковь и время»

В Церкви объявили набор на курсы волонтеров-строителей Мариуполя

Состоялось первое заседание Попечительского совета Высоко-Петровского ставропигиального монастыря по подготовке к празднованию 700-летия преставления святителя Петра Московского