Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Владимир Воробьев: Олимпиада по Основам православной культуры выявила огромный интерес всего нашего общества к вопросам религиозного образования

Протоиерей Владимир Воробьев: Олимпиада по Основам православной культуры выявила огромный интерес всего нашего общества к вопросам религиозного образования
Версия для печати
2 мая 2009 г. 18:11

В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошел финальный этап I Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную». Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев в интервью порталу Патриархия.ru рассказал об итогах прошедшей Олимпиады. В беседе был также затронут более широкий круг вопросов, связанных с религиозным образованием.

— Ваше Высокопреподобие, как Вы оцениваете прошедшую олимпиаду по Основам православной культуры? Как ее итоги соотносятся с тем, что организаторы ожидали от этого мероприятия? Насколько было важным то, что олимпиада проводилась при поддержке Министерства образования и науки?

— Союзом ректоров России было принято решение о включении олимпиады по Основам православной культуры в перечень всероссийских олимпиад. После того, как были разосланы циркулярные письма от министерства, в работу включились департаменты образования на местах. Финансовая компания «Уралсиб» через свой фонд выделила необходимые средства. Это показывает, что такое сотрудничество Церкви, государства и общества может приносить очень большие и добрые плоды. Это важнейший итог прошедшей олимпиады.

— Можно ли говорить о том, что ожидания организаторов оправдались?

— Думаю, что ожидания более чем оправдались. Олимпиада выявила огромный интерес детей и педагогов, можно сказать, всего нашего общества к вопросам религиозного образования и православной культуры. Это, мне кажется, самый главный и очень обнадеживающий результат. Мы даже не думали, что он будет таким внушительным. Достаточно сказать, что цифра участников — регионов, задействованных в олимпиаде, гораздо больше, чем обычные нормы для таких олимпиад. В четырех турах олимпиады приняли участие более 30 регионов и порядка 8 тысяч школьников.

В течение учебного года большая серьезная работа проходила на уровне школ, на муниципальном уровне, на региональном и, наконец, в финале уже в Москве. Мы выявили много талантливых и сведущих детей, которые представили очень хорошие интересные работы, активно работали с базами данных, например, с нашей базой данных по новомученикам. У нас были определенные сомнения, смогут ли дети из далеких районов включиться в эту работу и воспользоваться в полной мере интернет-ресурсами. Но результаты опять-таки превзошли наши ожидания. Дети во всем разобрались и активно включились в работу, сами собрали интересный материал.

Были, конечно, и слабые ответы, которые наводят на мысль, что уровень преподавания в некоторых районах совсем невысок. Это подтверждает уверенность в том, что Основы православной культуры необходимо вводить в учебный процесс, иначе дети останутся дикарями. Невозможно понять или знать по-настоящему историю России, нашу культуру, искусство, музыку, не зная ничего о Православии. Даже традиционная нравственность нашего народа остается непонятной без Евангелия, без Православия. Однако очень важно, чтобы преподавание Основ православной культуры велось на высоком уровне, чтобы привлекались квалифицированные и талантливые педагогические кадры. Это главная проблема.

— А какие тогда следует предпринять шаги, которые помогли бы повысить уровень преподавательских кадров в сфере ОПК? Что нужно прежде всего сделать в этой области?

— Я думаю, что для этого более всего подходит теологическое образование, а также педагогическое, историческое, литературоведческое, искусствоведческое образование, если его давать на основе православного мировоззрения. Например, искусствоведы, если они знают, что такое иконопись, разбираются в ней, наверное, они смогут хорошо преподавать Основы православной культуры. Если историк знает историю Русской Православной Церкви, то он тоже сможет говорить о православной культуре. Если же он воспитан только на атеистическом материале, то это безнадежно.

— Хотелось бы задать более широкий вопрос. В нынешних российских условиях какие практические шаги могут быть предприняты для того, чтобы понятия «светское образование» и «атеистическое образование» в сознании многих ответственных лиц перестали быть синонимами?

— Всякое образование дается на базе какого-то мировоззрения. Без мировоззренческого базиса образования просто быть не может. При советской власти таким мировоззренческим базисом был атеизм, материализм. Во время перестройки атеизм у нас перестал быть господствующим мировоззрением в государстве, но образовательным базисом он остался. Перестройка образования на новый лад — это очень трудный и дорогой процесс, для него нет кадров, не хватает времени.

Кроме того, у многих сотрудников администрации просто еще не перестроилось сознание: они не понимают, о чем идет речь и зачем это нужно. Им кажется, что построить образование на религиозном мировоззрении — это значит основываться на каких-то суевериях, на какой-то чепухе. Например, на одном из сайтов было недавно высказано мнение, что, если в России будут разные школы, которые будут строить образование на разных мировоззрениях, то это приведет к тому, что расколется нация, распадется государство и т.д. Но это очевидно нелепое предположение, потому что во всем мире в пределах государства существуют самые разные школы, и это не ведет к расколу государств и наций. Там же утверждается, что образование должно основываться на каких-то твердых научных основаниях, на научном мировоззрении, а не на каких-то верованиях, суевериях, которые идут из далекой невежественной древности. Но при этом забывают, что атеизм — это тоже вера, только не в Бога, а в то, что Бога нет.

Атеистическое мировоззрение глубоко противоречиво, оно ни в какой мере не поддерживается наукой, научными данными. Я сам по образованию физик-теоретик и со всей ответственностью могу сказать, что наука ни в какой мере не поддерживает своими данными атеистическое мировоззрение. Конечно, есть ученые, которые заявляют, что они атеисты. Но это их личная позиция, никаких же научных данных в пользу атеизма привести они не могут. Вопрос, есть Бог или нет Бога, — это вопрос веры. И то, и другое — вера. А вот какая вера более разумная и более логичная, вот об этом можно говорить. Это сравнение будет не в пользу атеизма, потому что христианство гораздо более логично и гораздо более серьезно. По словам древнего пророка: «Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"». Отрицать Бога нелогично.

Наука создавалась и развивалась именно на основе религиозного мировоззрения. Сначала она развивалась в основном в монастырях. Потом, в Новое время, — верующими учеными. Стыдно не знать про Ньютона, про Галилея, и многих других величайших ученых, что они были глубоко верующими людьми. В наше время многие создатели квантовой механики были верующими. Создатель теории относительности А. Эйнштейн в своем дневнике пишет: «В душе я христианин». Ему христианское миропонимание не мешало быть ученым и культурным человеком.

Атеистическая позиция, согласно которой образование должно строиться только на базе материализма, — абсурдна. К тому же с точки зрения Конституции у нас в стране нет и не может быть никакого государственного мировоззрения, никакой государственной идеологии. Различные религии и атеизм равноправны перед законом. Большая часть налогоплательщиков, на деньги которых существует и функционирует образовательная система, считают себя религиозными людьми. Они хотят, чтобы дети воспитывались и получали образование на базе религиозного мировоззрения. Это подтверждается, например, тем, как активно люди стремятся отдать своих детей в православные школы. Но у нас сегодня дело обстоит так, что православные налогоплательщики платят налоги, из которых финансируется образовательная система государства, а потом, если они хотят отдать своих детей в православную школу, они должны еще и там платить деньги, потому что эти школы частные. Но ведь это несправедливо, правда? У них должны быть равные возможности с атеистами. Поэтому естественно было бы сделать так: есть школа, обучающая детей на основе атеистического мировоззрения, но есть школа, строящая образование на основе православного мировоззрения, а есть школа — на основе ислама. Куда хочешь, туда и отдавай своего ребенка.

— Захотят ли на это пойти чиновники? Ведь тогда усложнятся государственные стандарты образования, раз будут предусматриваться разные программы для разных школ?

— Немного усложнятся. И что из этого? Сейчас, например, стандарты, предусмотренные для высшего образования, дают гораздо большую свободу, чем раньше. Вуз сейчас около половины учебного времени может использовать по своему усмотрению, и это очень хорошо. Жесткая стандартизация, имевшая место ранее, уже уходит. Так и на Западе устроено образование. Там нет таких жестких универсальных стандартов, унифицирующих образование по всей стране.

— Такая унификация стандартов образования, наверно, наследие советского времени?

— Да, конечно. Это именно наследие советского времени. Оно уходит. Но ведь также можно подойти и к вопросу о школе и ее мировоззренческих основах. Никто не мешает одни и те же науки преподавать в тех и других школах, например, математику, русский язык, историю. Ведь сейчас в православных школах с этим никаких проблем не возникает. Все это — надуманные проблемы, которые идут от воинствующего атеизма в умах. Православные школы имеют аккредитацию, выдают аттестаты зрелости государственного образца, их проверяет департамент образования, и никаких проблем не возникает. Никто не спрашивает: «А как вы можете преподавать на основе православного мировоззрения?» Очень просто можно! В нашей стране существуют школы иудаистские, мусульманские, и нет никаких проблем. Все эти нелепости высказываются просто для того, чтобы «держать и не пущать», по-прежнему всех строить под одну материалистическую гребенку.

— А какие тогда причины помешали успешному решению вопроса по включению теологии в список специальностей ВАК, по которым можно присваивать ученые степени кандидата и доктора наук?

— Думаю — точно такие же причины. Это просто маргинальные настроения администрации. Есть советские ученые, которые заседают в ВАКе, они еще не перестроились и продолжают по-советски мыслить. Доктора теологии есть во всех европейских странах, и если на Западе кто-нибудь скажет, что теология — это не наука, его засмеют. В университетах первыми были теологические факультеты. Часто именно из теологии развивались другие науки.

— А не могли бы вы сравнить средний научно-академический уровень на сегодняшний день защищаемых богословских работ и светских диссертаций по смежным отраслям знания?

— В духовных школах уровень защищаемых диссертаций постепенно растет. Но нужно понимать, что духовные школы были у нас разгромлены при советской власти. Поднять свой научный уровень до перестройки они не могли, потому что советская власть этого делать не давала. Были уничтожены, кадры, библиотеки. В тех условиях поднять уровень духовного образования было невозможно. Сейчас научный уровень духовных школ растет.

В нашем университете такая цель была поставлена с самого начала. Мы строили наше образование по типу университетского. Мы следим за тем, чтобы уровень диссертационных работ отвечал требованиям светских диссертационных советов. Наши выпускники, аспиранты защищают диссертационные работы и в нашем ученом совете, и в светских ученых советах. Работы наших выпускников не только не уступают, а часто превосходят уровень диссертаций, подготовленных  в государственных вузах. Защищаются работы по истории, есть литературоведческие работы, есть работы по педагогике. Обычно они бывают органично связаны с Православием. Когда защиты этих работ проходят в светских советах, никаких проблем с их уровнем как правило не возникает, хотя иногда случаются недоразумения, связанные с их содержанием. Например, была у нас одна блестящая кандидатская работа по истории русских духовных школ. Она была забаллотирована в академическом институте истории, хотя было три положительных отзыва докторов наук. На защите было сказано: «Зачем вы к нам идете, защищались бы в своей духовной академии!» Это, конечно, недоразумение. По-видимому, эти историки забыли, что в дореволюционный период Церковь была государственной, также и церковные учреждения, духовные академии были государственными ведомствами, поэтому они целиком относятся к ведению историков дореволюционного периода России. Выделить их в отдельную историю Церкви невозможно, поскольку Церковь была государственной. Невозможно говорить о российском государстве, не говоря о Церкви. И ученый совет обязан эти вопросы рассматривать.

— И чем эта история закончилась?

— Тем, что диссертацию защитили в другом ученом совете. Но гораздо хуже обстоит дело, когда речь идет о настоящем богословии, потому что теологических специальностей и теологических ученых советов у нас нет. Богословскую работу некуда представить.

— А специальность «религиоведение»?

— У нас была сделана блестящая работа по христологии, за которую в нашем совете сразу дали докторскую степень. Она была сделана на мировом уровне. Но что религиоведы понимают в христологии? Они даже не могут понять, что это такое. И уж, конечно, они уверены, что это не наука.

Все-таки удалось защитить и эту работу, но пришлось ее переделывать, подгонять под религиоведение, пришлось ее «обкорнать». Вот такая печальная ситуация. Но я надеюсь, что она исправится, когда специальность «теология» будет внесена в перечень научных дисциплин, когда появится ученый совет по теологии, и люди поймут, что их страхи и боязнь в отношении теологии, — не более, чем неграмотность.

— То есть пока можно говорить, что взаимодействие научно-образовательных и церковных академических структур происходит довольно сложно? Или в целом все-таки ситуация удовлетворительная?

— В случае с ВАКом она пока что, с нашей точки зрения, не удовлетворительная. А вот в области образования уже сдвиги очень большие. В стране уже действуют порядка 45 теологических кафедр и факультетов. Студенты учатся по конфессиональным стандартам, и эти стандарты признаются государством. То есть, фактически, это образование основанное на религиозном мировоззрении.

— Где могут найти себе применение специалисты этих кафедр, кроме преподавания Основ православной культуры?

— Они очень востребованы в науке, в вузах, в школе, в СМИ, в музеях, в библиотеках. Востребованы они и в различных администрациях. К нам приходят специалисты из разных администраций за тем, чтобы получить дополнительное образование. Ведь им приходится иметь дело с религиозными организациями, а как правильно общаться, как принимать решение, если ничего не знаешь?

Беседовал Юрий Пущаев

Патриархия.ru

Материалы по теме

В издательстве ПСТГУ вышла книга «Пастырь в наше время: Размышления, вопросы и ответы»

В Российской академии художеств открылась выставка «Связь времен»

В ПСТГУ прошла презентация монографии «Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)»

В Свято-Тихоновском университете прошел фестиваль «В ризах белых», посвященный новомученикам

Донская духовная семинария получила право выдавать дипломы государственного образца

Костромская духовная семинария получила лицензию на реализацию образовательной деятельности по направлению подготовки «Теология» (бакалавриат)

В Москве состоялось Общее собрание Научно-образовательной теологической ассоциации

Екатеринодарская духовная семинария получила государственную аккредитацию на ведение образовательной деятельности по программе «Теология» (бакалавриат)

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации прошло онлайн-совещание руководителей православных дошкольных образовательных организаций

Конференция «Моделирование социокультурного системного развития школы. Проект "Будущее наследие"» прошла в рамках Рождественских чтений

Другие интервью

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий: Мы расслабились, прежде всего духовно

Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии

«Произволяющий способен…». Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов о перспективах развития вуза

«Не пропагандист, и не военный, а духовник...». Ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов рассказал о подготовке военных священников

Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее

Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»