Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Санкт-Петербургская духовная академия

Версия для печати
Дата создания:
XVIII в.
Описание:

Санкт-Петербургская духовная академия

История

История Санкт-Петербургской духовной академии начинается во времена Петра Первого, когда в 1721 г. при Александро-Невском монастыре была открыта Славянская школа. В 1725 г. она была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию, а затем, в 1788 г., преобразована в Главную семинарию, куда посылали учиться лучших воспитанников почти из всех епархиальных семинарий России.

В 1797 г. Главная семинария была переименована в Александро-Невскую академию, которая в результате всеобщей реформы духовного образования в начале 1809 г. была преобразована в три учебных заведения: духовную академию (высшая школа), духовную семинарию (средняя школа) и Александро-Невское духовное училище (низшая школа).

Среди выпускников дореволюционной академии было немало видных церковных иерархов, выдающихся богословов и историков Церкви, литургистов и специалистов по каноническому праву, профессоров и академиков Российской академии наук, церковных писателей, миссионеров, известных и почитаемых русским народом пастырей. Многие из них были прославлены в лике святых: святитель Феофан Затворник, святитель Николай Японский, праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский.

В 1918 г. духовные школы были закрыты. Но трудами профессоров и преподавателей Академии традиции Санкт-Петербургской духовной академии продолжали сохраняться в Петроградском богословском институте, открытом в 1920 г., а затем — на учрежденных в 1925 г. Высших богословских курсах.

В 1946 г. усилиями митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) и благословением Патриарха Московского и всея Руси Алексия I богословские курсы были преобразованы в духовную семинарию и академию. Возрождение духовных школ Северной столицы вновь оказалось под угрозой из-за намерения советских властей упразднить учебное заведение. Активные меры по недопущению повторного закрытия академии предпринял назначенный в октябре 1963 г. на Ленинградскую кафедру митрополит Никодим (Ротов). Будучи председателем ОВЦС, владыка Никодим стал энергично включать академию в международную деятельность: сюда стали приезжать иностранные делегации, а профессора академии — ездить на различные международные конференции.

26 декабря 1974 г. решением Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода архимандрит Кирилл (Гундяев) — ныне Святейший Патриарх — был назначен ректором Ленинградских духовных академии и семинарии. Он стал самым молодым ректором в истории академии, заняв эту должность в возрасте 28 лет. В 1976 г. архимандрит Кирилл был рукоположен во епископа, а в следующем году — удостоен сана архиепископа.

Архимандрит Кирилл стал ректором Ленинградских духовных школ в разгар так называемой эпохи «застоя». Она началась после отставки Хрущева в 1964 г. и прихода к власти Л.И. Брежнева. В этот период несколько ослабло давление на Церковь, прекратилось массовое закрытие храмов, но вплоть до конца 1980-х гг. Церковь не могла свободно осуществлять свою миссию и оставалась социальным изгоем: невозможно было открыто исповедовать христианство и при этом занимать хоть сколько-нибудь значимое положение в обществе. Количество храмов, священнослужителей, студентов духовных школ и насельников монастырей жестко регламентировалось и контролировалось государством, а образовательная, миссионерская, просветительская и благотворительная деятельность и вовсе была запрещена.

Под руководством нового ректора началось возрождение отечественной библеистики, был произведен пересмотр учебных планов с целью повышения уровня подготовки семинаристов и студентов академии, осуществлена корректировка содержательного наполнения учебных курсов. Основой академического образования стала самостоятельная научная работа студентов.

Одновременно началась работа по описанию в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина архивов Санкт-Петербургской духовной академии, Н.Н. Глубоковского, И.И. Бриллиантова.

В 1979 г. по инициативе архиепископа Кирилла и при поддержке главы Учебного комитета при Священном Синоде митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (будущего Патриарха Московского и всея Руси) в Ленинградской духовной семинарии и академии было открыто регентское отделение, на котором обучались девушки. Учреждение регентского отделения стало важным событием в жизни Ленинградских духовных школ, в послевоенный период, когда после жесточайших гонений 1920-1930-х гг. вновь открылись сотни храмов, культура церковного пения уже была во многом утеряна.

Особой заботой ректора было преподавание древних и новых языков: были разработаны новые курсы церковнославянского языка, оборудован лингафонный кабинет, в академии в рамках преподавания греческого языка был введен курс по текстологии Нового Завета с самостоятельными работами студентов. В годы ректорства будущего Патриарха Ленинградские духовные школы фактически стали одним из образовательных центров мирового Православия: число студентов из братских православных Церквей все время возрастало, в результате в 1981 г. был образован факультет иностранных студентов, обучению на котором предшествовало изучение русского языка.

Архиепископу Кириллу удалось организовать новые научные кафедры (кафедру литургики в 1981 г., а также кафедры общецерковной истории и истории Русской Церкви и славянских Церквей в 1982 г.). Новые учебные курсы настоятельно требовали и других учебников. Были созданы новые или серьезно переработаны прежние пособия по изучению Священного Писания, по основному богословию, византологии, церковной археологии, новейшей истории, истории унии (что было очень важно в связи с большим числом учащихся из западных областей Украины и Белоруссии). Ректор принимал непосредственное участие в рецензировании и научном редактировании новых учебников и пособий.

Важнейшей задачей духовной школы архиепископ Кирилл считал преодоление разрыва между русской богословской наукой, находившейся в вынужденной изоляции, и достижениями современной богословской мысли. Он поставил на систематическую основу перевод сочинений зарубежных авторов на русский язык.

Помимо административной работы архиепископ Кирилл вел активную преподавательскую деятельность. Начиная с 1975/76 уч. г. он читал на первом курсе академии лекции по патрологии, в начале 1980-х годов также читал лекции по истории экуменизма в аспирантуре при Московской духовной академии. Архиепископ Кирилл выступал с лекциями в богословских центрах Финляндии: в университете Хельсинки, на пастырском семинаре в Куопио, в Турку, в отечественных академических институтах, например, в Институте востоковедения Академии наук СССР в Ленинграде, издавал свои научные статьи и исследования. После публичной лекции «Особенности раннехристианского церковного устройства в свете решения вопроса о времени и месте происхождения Дидахи» архиепископу Кириллу было присвоено звание доцента (28 марта 1978 г.).

Одну из главных своих задач как организатора церковной науки и образования архиепископ Кирилл видел в соединении церковного знания с нуждами современной церковной и общественной жизни: открытые и сформулированные отцами и учителями Церкви знания о Боге, Церкви, человеке необходимо вписывать в конкретный историко-культурный контекст.

Ректор привлекал преподавателей и студентов Ленинградских духовных школ к участию в международной деятельности. Представители Ленинградской духовной академии участвовали в богословских диалогах, в ассамблеях Синдесмоса, заседаниях центрального комитета и различных рабочих групп ВСЦ. В Ленинградских духовных школах проводились международные семинары и конференции, на которые приглашались видные богословы из-за рубежа; студенты и преподаватели Ленинградской духовной академии смогли в декабре 1980 г. посетить Святую землю.

С 26 декабря 1984 г. архиепископ Кирилл был освобожден от должности ректора Ленинградских духовных академии и семинарии и направлен на Смоленскую кафедру. Перевод был в значительной мере связан с активизацией церковной работы с молодежью Северной столицы, что не соответствовало линии государства на искоренение религиозных убеждений в первую очередь в молодежной среде.

В 1988 г. в академии был открыт факультативный иконописный класс. В 1997 г. на базе факультативного иконописного класса было создано Иконописное отделение при Санкт-Петербургской академии, первый выпуск которого состоялся в 2001 г.

После большого перерыва, связанного с действовавшим в советское время запретом на издательскую деятельность, начала восстанавливаться работа академической типографии. В 1991 г. в типографии были напечатаны первые учебники. В апреле 1990 г. духовные школы после 73-летнего перерыва вновь стали издавать свой журнал — «Вестник Ленинградской духовной академии», вскоре обретший историческое название «Христианское чтение». С началом выхода своего издания просветительское значение духовных школ Северной столицы значительно возросло. Как только появилась возможность, Ленинградские духовные школы в лице своих преподавателей и студентов развернули и широкую социально-благотворительную деятельность. Так, в 1989/1990 уч. г. в одном из флигелей здания академии была устроена церковная больница имени святой блаженной Ксении Петербургской.

С 2008 по 2018 г. ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии являлся архиепископ Петергофский Амвросий. Под его руководством было продолжено реформирование образовательного процесса: семинария была преобразована в бакалавриат с 4-летним циклом, академия — в магистратуру, срок обучения в которой сократился до 2-х лет, а также была создана аспирантура, срок обучения в которой колеблется от трех до пяти лет.

В духовной академии существует своя Комиссия по изучению и изданию документов истории Русской Православной Церкви. Благодаря интенсификации научно-богословской работы стали регулярными ежегодные студенческие и преподавательские конференции. Они имеют статус международных, поскольку на них выступают специалисты из Украины, Белоруссии, Германии, Франции, Румынии, Сербии, Норвегии, Чехии, Испании, США и других стран. Преподаватели и студенты академии принимают активное участие в работе научных конференций, устраиваемых в Санкт-Петербурге, а также в других городах и странах.

9 октября 2009 г., в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения.

В 2013 г. Санкт-Петербургская академия прошла аттестационную проверку Учебного комитета Русской Православной Церкви. По ее результатам академия вошла в число лучших учебных заведений Русской Церкви, по ряду показателей заняв первое место.

С 9 июля 2019 г. по настоящее время ректором Санкт-Петербургской духовной академии является епископ Петергофский Силуан.

Современное положение

Санкт-Петербургская духовная академия включает в себя богословско-пастырский факультет (обучение по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) и факультет церковных искусств (обучение по программе бакалавриата по направлению «церковно-дирижерское искусство», иконописное отделение — по программе среднего специального духовного образования).

Небесный покровитель Санкт-Петербургских духовных школ — святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Ежегодно в день памяти святого апостола — 9 октября — совершается праздничное богослужение и проводится торжественный акт.

Ректор Санкт-Петербургских духовных школ назначается на должность указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви.

Ректором утверждается внутренний распорядок и регламент работы, полномочия структурных подразделений и должностные обязанности работников Санкт-Петербургской духовной академии. В пределах своей компетенции ректор издает приказы, распоряжения, указания, обязательные для исполнения работниками различных подразделений СПбДА.

Главным совещательным органом СПбДА является Общее собрание, в которое входят все члены профессорско-преподавательской корпорации.

Коллегиальным органом, осуществляющим общее руководство деятельностью академии, является Ученый совет, выделяемый из Общего собрания. В Ученый совет входят по должности ректор, проректоры, секретарь Ученого совета, заведующие кафедрами, профессора и доценты. Другие члены Ученого совета избираются Общим собранием или назначаются ректором.

Ректор осуществляет руководство Санкт-Петербургской духовной академией в соответствии с академическим Уставом при посредстве заместителей — проректоров, утверждаемых в должности митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским по согласованию с Учебным комитетом Русской Православной Церкви.

Ректор, проректоры, секретарь Ученого совета составляют администрацию Санкт-Петербургской духовной академии.

***

Академические храмы:

***

Доклад епископа Гатчинского Амвросия на торжественном акте, посвященном 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения

Епископ Гатчинский Амвросий. Традиции и инновации в духовном образовании: опыт Санкт-Петербургской духовной академии

Совместная образовательная программа Санкт-Петербургских духовных школ и Валаамского монастыря

Магистр без отрыва от прихода. Заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерей Владимир Хулап о процессе обучения на заочном отделении Санкт-Петербургской духовной академии

Страна:
Россия
Город:
Санкт-Петербург
Адрес:
191167, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 17, rector@spbda.ru (приемная ректора), kancilaria@yandex.ru (канцелярия)
Телефон:
+7 (812) 717-33-51 (канцелярия)
Web-сайт:
https://spbda.ru
Ректор:
Силуан, епископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской епархии (Никитин Сергей Сергеевич)