Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Иоаким, Патриарх Московский и всея Руси (Савелов-Первый Иван Петрович)

Иоаким, Патриарх Московский и всея Руси (Савелов-Первый Иван Петрович)
Версия для печати
Дата рождения:
1620 г.
Дата смерти:
17 марта 1690 г.
Страна:
Россия
Биография:

Во время своего Патриаршества, пришедшего на трудные для государства и Церкви годы, Патриарх Иоаким принимал деятельное участие в религиозной и политической жизни страны.

Патриарх Иоаким происходил из дворянского рода Савеловых. Он родился в 1620 г. Овдовев в молодые годы, он оставил военную службу и принял монашеский постриг в Киевском Межигорском монастыре. В 1657 г. перешел в Новгородский Иверский монастырь. Вскоре Иоаким был переведен в Москву, где подвизался сначала в Андреевском монастыре, а затем в Ново-Спасском. В 1664 г. он был поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря. В 1672 г. назначен митрополитом Новгородским. Вскоре ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был вызван в Москву и привлечен к делам Патриаршего управления, а 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру.

Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество, которое шло в то время в основном через Польшу. В Москве представителями польско-латинской культуры были главным образом выходцы из Южной России, которых стало в столице особенно много после воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Они хоть и оставались по сути вполне православными, но в борьбе против католицизма усвоили внешние приемы латинской схоластики. Кроме этого, малороссияне, часто сами того не замечая, под влиянием католицизма допускали некоторые отступления от учения и обрядности Православия.

Патриарх Иоаким сумел добиться принятия указа о строгом таможенном «допросе» иностранцев. По его настоянию были высланы из Москвы иезуиты, успевшие уже основать в столице свою школу. Незадолго до кончины он составил духовное завещание с наказом не вводить в России иноземных обычаев.

Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике. Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон, который и поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде. Много трудов положил Патриарх Иоаким для уврачевания раскола, воздействуя на старообрядцев не только административными мерами, но и путем увещания. Плодом его архипастырской ревности в этом направлении стали сочинения «Цвет духовный», «О сложении трех перстов» и другие.

Во внутреннем церковном управлении Патриарх Иоаким предпринял следующее: было установлено, чтобы повсюду духовные дела подлежали ведению только духовных лиц.

В 1678 г. Патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.

По ходатайству Патриарха в 1681 г. для всех храмов, не имевших земельного надела, велено было отмерить участки из помещичьих и вотчинных земель. Эти и другие меры улучшили материальное положение духовенства.

В период предстоятельства Патриарха Иоакима были учреждены Нижегородская, Устюжская, Холмогорская, Тамбовская и Воронежская епархии. Патриарх Иоаким способствовал подчинению Московскому Патриарху Киевской митрополии.

По благословению Патриарха Иоакима в 1685 г. братья Иоанникий и Софроний Лихуды основали в Москве духовное училище при Заиконоспасском монастыре. Это училище положило начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию.

В области государственного управления Патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком. После смерти царя Феодора Алексеевича в 1682 г. в условиях возникшей смуты в вопросе о престолонаследии Патриарх, активно поддерживая Петра I, выступал посредником между противоборствующими сторонами и применял меры для прекращения стрелецкого восстания. Кроме того, неоднократная смена царствующих особ во время Патриаршества Иоакима поднимала значение Патриарха, который выступал в качестве высшего лица в государстве, обеспечивавшего стабильность власти.

Перед смертью Патриарх Иоаким написал «Завещание», в котором с болью и скорбью, в частности, говорил о недопустимости иноземного командования в русских войсках («Благодатию Божиею в Русском царстве людей благочестивых в ратоборстве искусных очень много») и обращался к властям: «Опять напоминаю, чтоб иноземцам-еретикам костелов римских, кирок немецких, татарам мечетей не давать строить нигде, новых латинских и иностранных обычаев и в платье перемен по-иноземски не вводить. (...) Всякое государство свои нравы и обычаи имеет, в одеждах и поступках свое держат, чужого не принимают, чужих вер людям никаких достоинств не дают, молитвенных храмов им строить не позволяют».

Скончался Патриарх Иоаким 17 марта 1690 года и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля.