Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Зарайский Меркурий: «В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования — от детского сада до вуза»

Епископ Зарайский Меркурий: «В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования — от детского сада до вуза»
Версия для печати
27 июля 2009 г. 13:28

Президент России Дмитрий Медведев на встрече с лидерами традиционных конфессий страны, которая прошла 21 июля 2009 г., принял историческое решение поддержать идею преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики.

Глава государства предложил для начала провести в 18 российских регионах эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной  культуры, истории религии и основ светской этики. При этом он подчеркнул, что преподавать все эти предметы должны только светские педагоги.

В свою очередь, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко рассказал, что внутри нового учебного курса будет три модуля: история и основы культуры одной из традиционных религий (Православие, ислам, буддизм, иудаизм); история основных мировых религий; основы светской этики. Школьники смогут сами выбрать, по какому из трех модулей будут проходить обучение. Обучение в рамках этих модулей будет обязательным.

Решения о развитии в школе религиозного образования (православной его части) в интервью «Интерфакс-Религия» прокомментировал епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, который 9 июля 2009 г. был введен в состав Совета минобрнауки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам.

— Ваше Преосвященство! В долгой дискуссии по вопросу преподавания в школе основ религий, похоже, поставлена точка. Как Вы прокомментируйте решения, принятые на встрече Президента с религиозными лидерами?

— Да, мы надеемся, что это именно так. Уже более 15 лет постепенно расширяется преподавание в школах курсов православной культуры, других  религий, и сейчас на самом  высоком уровне приняты решения, открывающие перспективы для свободного развития этой практики. В конечном итоге, это в интересах всех народов России, всех мировоззренческих групп нашей страны, государства в целом. Духовно-нравственный кризис затронул всех и сознается одной из угроз национальной безопасности.

В словах Президента прозвучала решимость оказать содействие повсеместному введению изучения религиозной культуры в  школе начиная с 2012 года. Поскольку упразднены региональный и школьный компоненты Учебного плана, это потребует найти место для изучения религий, в том числе предмета «Православная культура» в том Учебном плане, который предлагается разработчиками нового государственного стандарта общего образования.

— Вы недавно пришли к руководству Синодальным отделом  религиозного образования  и катехизации. Какие задачи сейчас являются наиболее актуальными?

— Таких задач много, в том числе развитие негосударственной православной школы, системы катехизации в воскресных школах при храмах, координация работы в сфере образования между епархиями. Одной из таких актуальных задач является и обсуждаемая тема — преподавание в государственных и муниципальных школах учебного предмета «Православная культура», имея в виду под этим названием различные учебные курсы, программы по православной культуре (ОПК и тому подобное).

За прошедший период было много сделано в регионах. Разные курсы по православной культуре изучают уже более полумиллиона школьников, преподают их тысячи педагогов. В этой связи для нас важнейшей задачей является то, чтобы при введении нового стандарта общего образования были созданы более благоприятные условия для развития этой практики.

Много сделано для решения данной задачи в наших отношениях с министерством образования и науки, особенно в последнее время, в первую очередь, благодаря тому, что преподавание ОПК востребовано людьми, гражданами, семьями.

Напомню, что в рамках государственно-церковного диалога и сотрудничества были подготовлены определенные документы по этой теме. Прежде всего, Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» в 2002 году и Примерное соглашение о сотрудничестве епархии и органа управления образованием в регионе в 2007 году. С опорой на эти материалы подготовлено большое количество прекрасных пособий по ОПК, во многих регионах заключены или обновлены соглашения епархий с управлениями образования, ведется подготовка учителей православной культуры. С учетом этих материалов была подготовлена и соответствующая церковная концепция преподавания «Православной культуры», основные параметры которой отражают достигнутые сейчас договоренности. Учебный предмет «Православная культура» должен преподаваться в основной (инвариантной) части школьной программы как полноценный урок по всем годам обучения, по выбору семьи или самого школьника с определенного возраста. Наряду с этим для желающих — аналогичные предметы по другим религиям, религиоведение и нерелигиозная этика — для части наших сограждан, семей, не имеющих религиозной самоидентификации. Так что мы имеем уже определенный базис, основу понимания и содержания нашей учебной дисциплины, а также условий организации ее преподавания в школе, согласования вопросов между школой, церковными учреждениями, родителями школьников, педагогами.

Сейчас, с учетом результатов прошедшего совещания на высшем уровне, мы будем расширять эту работу. В перспективе в Отделе религиозного образования и катехизации должно появиться подразделение по вопросам преподавания «Православной культуры» в государственной и муниципальной школе. Ведь там множество вопросов — и учебное обеспечение, и кадры учителей, и взаимодействие между епархиями. А пока при Отделе уже создана и начинает работу церковно-научная Комиссия по вопросам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в российской школе. К работе в ней будут привлекаться ведущие светские и церковные специалисты, профессионально и практически занимающиеся преподаванием православной культуры, представители регионов, педагогической и родительской общественности.

— В комментариях по итогам состоявшегося совещания говорится о предмете «Духовно-нравственное воспитание»...

— В действительности речь идет не о предмете, а о группе учебных предметов. В предложениях  Церкви, которые были подготовлены  еще два года назад, эта группа предметов по религиям и нерелигиозной этике называется «Духовно-нравственная культура». Насчет нового прозвучавшего названия, посмотрим. Думаю, это не принципиальный момент — как будут называться эти предметы в Учебном плане. В европейских странах чаще используются названия типа «Религия и этика». Думаю, это более точно. Но, конечно, все это предметы, направленные на духовно-нравственное воспитание ребенка — с учетом мировоззренческих и культурных особенностей его семьи.

У нас существует и должно развиваться общее гражданское воспитание школьников — воспитание их как граждан единой России. Наряду с таким воспитанием школа должна давать возможность приобщать детей к духовно-нравственным традициям, принятым в семьях школьников. Оба эти направления воспитания — и общее гражданское, и духовно-нравственное воспитание — могут проводиться в школе непротиворечиво, подкрепляя одно другое.

Нам всем нужно, чтобы дети воспитывались в школе порядочными, нравственными, ответственными, уважали бы культурные особенности российских народов и религий. Но достичь этого нельзя, изучая только право или общие гражданские обязанности, без обращения к духовным ценностям и традиционной морали. Поэтому необходимо создать условия для приобщения школьников к духовно-нравственным традициям, принятым в их семьях у народов России — башкир, бурят, евреев, русских, татар... И как сказал в одном из своих выступлений Святейший Патриарх Кирилл, «мы обеспокоены нравственным климатом в школах, формирующих личность человека, его представления о добре и зле. Именно это является предметом нашей заботы, а не лоббирование какого-то отдельного предмета школьной программы, как часто пытаются представить».

— Относительно последовательности введения этих предметов. Говорится о весне 2010 года, о двух учебных четвертях в четвертом и пятом классах. Не могли бы Вы пояснить также ситуацию с учебниками и пособиями — их надо будет писать заново или могут использоваться те, что уже применяются в школах?

— В порядке эксперимента вполне возможно ввести изучение православной культуры и с четвертого класса, но только там, где еще нет опыта преподавания этого предмета. Там, где подобный опыт уже имеется, мы должны развивать достигнутые успехи. Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении на совещании с Президентом указал, что в тех регионах, где уже большой путь пройден, не должно быть движения назад. Необходимо сочетать новые подходы с тем, что мы уже имеем, и двигаться вперед.

Итоги многолетнего преподавания ОПК свидетельствуют о том, что нужно снижать, а не повышать планку проведения занятий с учащимися, начинать их с дошкольного возраста. Сейчас этот предмет преподается с первого класса, в отдельных регионах — с детского сада. В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования в течение всей жизни человека, ведь значение религии в том и состоит, чтобы воспитать нравственную личность, способную в любой момент своей жизни дать достойный ответ перед своим Отечеством и лицом Божиим.

Поэтому наша цель состоит не только в том, чтобы восполнить пробелы в знаниях  по основам православного вероучения, но раскрыть его суть, передать внутренний смысл, обращенный к уму и сердцу человека. По словам одного из православных святых XX века, мы должны «так воспитать душу, чтобы она сама могла стать пред Господом и вполне свободно и сознательно избрала добро...»

Есть дошкольные учреждения, где дети приобщаются также к исламу, иудаизму. В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования — от детского сада до вуза, и те регионы, школы, которые уже приобрели такой опыт, развивают его, должны послужить опорой для решения этой задачи.

Недавно, как официальный представитель Русской Православной Церкви, я был включен в состав Совета по федеральным государственным стандартам Министерства образования и науки, за что хочу выразить благодарность его председателю, заместителю министра Исааку Калине и министру Андрею Фурсенко. Мы подготовили соответствующие конкретные предложения по доработке проекта нового стандарта общего образования в начальной школе, которые передали его разработчикам на заседании Совета, состоявшемся 16 июля.

Согласно  этим предложениям, в стандарт необходимо включить вариант Учебного плана, содержащий эту самую группу предметов по религии и этике по выбору семьи школьника, в том числе предмет «Православная культура». Это позволит избежать многих проблем и свободно продолжать преподавание ОПК там, где оно уже ведется, а если вводить такое преподавание, то в тех школах, где для этого созданы все необходимые условия. Согласитесь, что в конкретной школе лучше всего знают, готовы ли они к такому преподаванию, каков в действительности образовательный запрос на такие курсы.

— Вы сказали, что  преподавание православной культуры уже ведется в школах в разных классах и Ваши предложения по начальной школе  заключаются в преподавании с первого класса. В выступлении министра образования говорилось, что предполагается начать — в плане эксперимента — с четвертого класса. Как Вы можете это прокомментировать?

— Потребность людей, семей в таком образовании очень велика, и поэтому хотелось бы отметить, что «экспериментировать» мы предполагаем не над самой идеей преподавания религиозной культуры. За прошедшие годы она себя уже вполне оправдала. Предметом эксперимента могут быть формы и методы преподавания, модели подготовки учителя, организации взаимодействия участников образовательного процесса, содержание отдельных учебников и пособий.

На указанном заседании Совета по стандартам мы получили заверения, что наши предложения должны быть учтены. Так что мы надеемся на конструктивную работу и с министерством, и с разработчиками нового стандарта, чтобы мы вместе сделали все необходимое для реализации достигнутых на встрече Президента с религиозными лидерами договоренностей. При этом мы открыты к сотрудничеству и с другими религиозными организациями. Кому-то может быть полезной наша консультация, помощь, обмен опытом, а у кого-то мы сами с удовольствием будем учиться. Например, в государственных еврейских школах давно налажено духовно-нравственное воспитание учащихся на основе иудаизма, преподаются соответствующие учебные дисциплины, и мы заинтересованы в том, чтобы лучше узнать этот опыт, что-то из него заимствовать.

Что касается учебников и пособий, то, конечно, надо делать новые учебники и пособия по ОПК, но и уже  их есть немало. Для начальной школы имеется уже несколько учебных комплектов по всем годам обучения, они давно апробированы и широко используются. Так что тут нет никакой необходимости начинать все «с чистого листа». Возможно, есть какие-то вопросы, претензии к используемым учебникам, пособиям. Если есть — будем смотреть, обсуждать. Вероятно, потребуется еще раз провести их церковную экспертизу, для чего при Отделе религиозного образования и катехизации ведется работа по созданию соответствующей экспертной структуры.

Президент в своем выступлении указал, что перечень регионов, который был, вероятно, дан в материале министерства, может обсуждаться, изменяться. На наш взгляд на первом этапе должны участвовать именно те регионы, в которых имеется наибольший опыт по преподаванию в школах православной культуры. При этом очевидно, что будут и регионы, где ведется преподавание ислама, буддизма. Это тоже будет предметом нашего внимания, в том смысле, чтобы обеспечить добровольность, вариативность и возможность изучения православной культуры желающими семьям, детям и в таких регионах.

Процедуру педагогической экспертизы учебников  и пособий по ОПК будем также обсуждать с Минобрнауки, Российской академией образования. Должна быть выстроена единая и разумная система федеральной экспертизы учебников по всем предметам этой группы учебных дисциплин. Думаю, что педагогическая экспертиза учебников по конфессиональным курсам должна проводиться в Российской академии образования, а конфессиональная — в соответствующих религиозных организациях. Все эти вопросы надо будет обсуждать и приходить к согласованным решениям.

Чтобы в ближайшие годы достичь оптимального уровня обеспечения преподавания «Православной культуры» качественными учебниками и пособиями, решить ряд других задач, возможно, потребуется подготовить государственно-церковную программу развития православного образования в светской школе. Подобная программа по развитию исламского образования реализуется уже не первый год и показала свою эффективность.

Prokimen.ru/Патриархия.ru

Материалы по теме

Выставка работ участников XX Международного конкурса «Красота Божьего мира» откроется в Государственном архиве РФ

Состоялось общее собрание сотрудников Синодального миссионерского отдела и Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Состоялось заседание образовательной секции XXVI Всемирного русского народного собора

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Состоялось заседание Организационного комитета Дней духовной культуры России

Патриарший экзарх Западной Европы принял участие в Глобальном форуме Альянса цивилизаций ООН

На международной секции ВРНС названа одна из главных угроз цивилизационной целостности России

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в заседании постоянной комиссии по развитию государственной политики в отношении российского казачества

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги