Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Святый священномучениче и исповедниче Иларионе, моли Бога о нас!»

'Святый священномучениче и исповедниче Иларионе, моли Бога о нас!'
Версия для печати
27 декабря 2005 г. 23:39

28 декабря — день памяти священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Священномученик Иларион (Троицкий) — небесный покровитель Сретенского ставропигиального мужского монастыря, где в храме Сретения Владимирской иконы Божьей Матери почивают его мощи.

В день памяти священномученика Илариона Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — Священноархимандрит Сретенской обители совершит в этом древнейшем монастыре Первопрестольной Божественную Литургию.

Выдающийся церковный деятель, богослов святоотеческого направления, священномученик Иларион (Троицкий) выделяется в ряду святых Русской Православной Церкви, исповедавших верность Христу в годы страшных гонений XX века.

Жизнь святителя — мужественное стояние за идеалы Церкви, завершившееся мученическим подвигом.

15 августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля торжественным богослужением начал свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, Собор будущих мучеников и исповедников, засвидетельствовавших свою веру кровью, Собор тех, кто богословствовал, прежде всего, жизнью.

И главной задачей, которую должен был решить Собор, было восстановление Патриаршества. Мнение членов Собора по этому поводу разделилось. Среди защитников Патриаршества особенно выделялась личность архимандрита Илариона (Троицкого), выступившего с яркой, поразившей слушателей речью «Почему необходимо восстановить патриаршество?».

Личность молодого архимандрита, конечно, не была широко известна среди большинства членов Собора. Но к этому времени он был известен в академических кругах, к его мнению прислушивались представители интеллигенции.

Уже тогда святитель Иларион пророчески представил совершенно новый образ русского Патриарха: «Теперь наступает такое время, - говорил он на лекции в Московской Духовной академии в защиту Патриаршества, — что венец патриарший будет венцом не «царским», а скорее, венцом мученика и исповедника, которому предстоит самоотверженно руководить кораблем Церкви в его плавании по бурным волнам моря житейского».

Восстановление Патриаршества явилось исполнением заветного желания молодого богослова. По свидетельству одного из современников, после избрания на патриарший престол святителя Тихона отец Иларион не смог сдержать слез умиления во время торжественного всемосковского крестного хода, в котором участвовал новоизбранный Патриарх.

Архимандрит Иларион становится его верным помощником.

12 (25) мая 1920 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, архимандрит Иларион был хиротонисан патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии. Святителю было 34 года. Начался путь сего избранника Божия на Голгофу вместе с Патриархом, с Церковью, с любимой им Россией.

Предположительно в июне 1923 года владыка Иларион был возведен в сан архиепископа и становится наместником Сретенского монастыря. Святитель Тихон включает владыку в состав действовавшего при нем Временного Патриаршего Синода.

Будучи прекрасным оратором, владыка Иларион произносил проповеди, направленные против обновленческого раскола, выступал на диспутах против лжемитрополита «живой церкви» Александра Введенского и советского наркома просвещения Анатолия Луначарского. Не теряя благодушия и чувства юмора, владыка Иларион в этих диспутах буквально играючи кладет противников на лопатки, убедительно доказывая безумство и обречённость на провал обновленчества. К голосу православного архиерея прислушивались не только тысячи присутствовавших в зале, но и сидевшее в президиуме большевистское начальство. В конечном счёте, влияние владыки сыграло решающую роль: власть отвернулась от живоцерковников и вступила в переговоры с Православной Церковью, которая вернула себе многие храмы, захваченные обновленцами.

Раскольники 1920-х годов видели во владыке Иларионе своего главного врага. По их интригам он попал на Соловки, в СЛОН, где провел шесть лет. В 1929 году, 28 декабря, по дороге в ссылку в Среднюю Азию, владыка Иларион умер в тюремной больнице Ленинграда от сыпного тифа и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы. Великому архипастырю было всего 43 года...

Священник Владимир Страхов, друг святителя, участвовавший в его погребении, говорил под близким впечатлением от похорон: «Когда мы выходили из собора, был такой необычайный звон, как будто пасхальный. Это Ангелы на небе радовались новому святому, который туда пришел».

Могила священномученика на Новодевичьем кладбище уже в наше время являлась для многих местом почитания: благоговейная память о святителе Иларионе в Церкви не исчезала, несмотря на десятилетия церковных гонений.

Работа по сбору материалов, касающихся жизни, подвигов и трудов архиепископа Илариона (Троицкого), предназначенных для подачи в Комиссию по канонизации святых, продолжалась несколько лет. Было подготовлено Житие священномученика Илариона, архиепископа Верейского, которое составил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Владыка скоропостижно скончался в 1995 году, так и не дождавшись торжества прославления святителя Илариона.

С марта 1996 года работа по сбору материалов продолжилась в Сретенском монастыре. Давно почивший владыка напомнил тогда о себе, войдя в нашу духовную жизнь самым неожиданным образом.

«Многие из наших прихожан, — рассказывает об этом чуде его преемник, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), — помнят Любовь Тимофеевну Чередову, последнюю духовную дочь священномученика Илариона (Троицкого). Ей было уже больше ста лет, но она с полной убеждённостью говорила, что не умрёт, пока не будет прославлен в лике святых владыка Иларион. Настал момент, когда был поднят вопрос о его канонизации. Любовь Тимофеевна была в это время уже тяжело больна. Она не вставала, и врачи поражались, что она ещё жива. И вот, поехав в последний раз её причащать, я принёс ей радостную весть: решение о канонизации священномученика Илариона принято Синодом. После Причастия мы прочитали несколько молитв и в том числе «Ныне отпущаеши...». Через три дня она отошла ко Господу».

Любовь Тимофеевна Чередова успела сообщить множество важных фактов, касающихся биографии и духовного облика «великого Илариона». Ее рассказы воспроизвели неповторимые черты этого прекрасного и возвышенного человека, в святости которого Любовь Тимофеевна была глубоко убеждена.

Сначала, 10 мая 1999 года, священномученик Иларион был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии. Накануне его честные останки были доставлены из Санкт-Петербурга в Москву. На торжественной службе, привлекшей в Сретенский монастырь множество богомольцев, Святейший Патриарх Алексий II зачитал решение о канонизации и возжег над ракой с мощами нового святого неугасимую лампаду.

Прославление на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года в лике святых сонма Новомучеников и Исповедников Российских, одним из которых стал священномученик Иларион (Троицкий), подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божиего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы Церковь прославила столько новых святых, небесных заступников.

Память священномученика Илариона (Троицкого) совершается в день его смерти 15 (28) декабря, в день прославления — 27 апреля (10 мая) и также в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских — 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресением, то в ближайшее воскресение после 25 января (7 февраля).

Особенно актуально в наше время звучат слова священномученика Илариона: «Русский народный характер воспитался в течение целых веков под руководством Церкви, а потому отпадение от Церкви для русского человека является почти непременным отпадением и от России».

Патриархия.ru

Другие статьи

Идентичность в камне. В.Р. Легойда о храмостроительстве — к 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

Имейте добрую память

Митрополит Никодим глазами младших поколений

Божие благословение людям. Псково-Печерская обитель и традиции старчества

Родом угреня. Житие преподобного Ефрема Новоторжского: новый взгляд

Сосуд благодати полный и преизливающийся. К 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского

Шуйское дело: от приговора до канонизации. К столетию первого протеста верующих против антицерковной политики советского государства

Митрополит Волоколамский Иларион: «Содействовать умножению добра и богозаповеданной правды» (к 75-летию Отдела внешних церковных связей)

Александр Невский вернулся на Чудское озеро

Зарубежное Высшее церковное управление в Константинополе. К 100-летию Русского исхода и образования Русской Зарубежной Церкви