10 сентября 2009 года, выступая в Арзамасе на совещании членов Ассоциации православных гимназий Приволжского федерального округа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл остановился на основных подходах к воспитанию и образованию, которыми должны руководствоваться современные православные гимназии и школы.
Святейший Патриарх выразил убежденность в том, что в основе их деятельности должно лежать органичное сочетание православного воспитания с высоким уровнем образования.
«Это не так просто. Это большой вызов для педагогов, для руководителей системы образования, — полагает Святейший Владыка. — Здесь нужно очень тонко чувствовать и понимать, каким образом соединить традиционную православную церковность с современным светским образованием, без которого человек не может участвовать в жизни страны».
По мнению Его Святейшества, в равной степени недопустимы и подход, при котором, оправдываясь повышенным внимание к принципам христианского воспитания, пренебрегают качеством образовательной подготовки, и ситуация, когда при активной заботе об уровне учебной подготовки церковная и духовно-нравственная составляющие деятельности православной гимназии сводятся лишь к периодическому общению учеников со священником без регулярного посещения храма и участия в Таинствах.
Святейший Владыка призвал непременно сочетать «высокий уровень образования, грамотно встроенный в воспитательный сектор всего учебного процесса», и глубокую укорененность в православной традиции, отметив, что у данного вопроса есть и свое масштабное социальное измерение. «Это в каком-то смысле цивилизационная задача, особенно в условиях глобализирующегося мира. Потому что если наша школа не будет развивать национальное самосознание, основанное на вере, то мы окажемся очень уязвимыми в глобализационных процессах», — подчеркнул Патриарх.
Напомнив о том, что «мы живем в эпоху, когда страна пытается модернизировать свою экономику, социальную сферу, общественную жизнь», Предстоятель Русской Церкви указал на необходимость проводить модернизацию так, чтобы она не поколебала «наших базисных ценностей, опираясь на которые, мы остаемся народом с собственной духовной культурой, со своей исторической памятью и верой».
«Это большая серьезная задача, в том числе для всей православной системы общего образования», — отметил Святейший Патриарх и заключил, что ее успешное решение поможет воспитать человека, способного «жить на основе нравственных принципов Православия и одновременно участвовать в модернизации страны, владеть современными научными знаниями».
Указав на необходимость преодоления ложного конфликта между верой и знанием, «порожденного совершенно примитивным подходом позитивизма и материализма», Предстоятель призвал не забывать изречение М.В. Ломоносова: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если думает, что по Псалтыри научиться можно астрономии или химии».
Пресс-служба Московской Патриархии