Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Собор Святой Софии, Премудрости Божией, в Полоцке

Собор Святой Софии, Премудрости Божией, в Полоцке
Версия для печати
27 сентября 2009 г. 00:00

В истории Беларуси Полоцкий Софийский собор занимает совершенно особое место. С ним связаны воспоминания как о событиях тысячелетней давности, так и о недавнем прошлом. В судьбе этого храма запечатлелись вехи истории белорусов, он — почти ровесник своего народа, хотя и сохранился в значительно измененном виде.

Первоначально это был пятинефный крестовокупольный храм о пяти или семи верхах, выстроенный, вероятно, под руководством греческих мастеровых: по архитектурному исполнению он был очень близок одноименным церквям Киева и Новгорода. Поскольку его основание в Полоцке последовало за учреждением местной епископской кафедры, можно с уверенностью считать, что он явился древнейшим каменным собором Полоцкой епархии.

Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен во имя Святой Софии, Премудрости Божией.

С середины XI века до конца XVI столетия храм Святой Софии оставался кафедральным собором Полоцкой епархии. В нем служили такие епископы, как Преосвященный Дионисий (+ 1182) и Преосвященный Симеон (+ 1289), причисленные Церковью к лику святых.

В продолжение всего периода пребывания в Полоцке сильной архиерейской власти собор Святой Софии являлся главнейшим очагом православной культуры в Великом княжестве Литовском. При кафедральном соборе велось летописание, имелись богатейшие книжные хранилища, собирались общественные грамоты и акты. Как отмечает в своей книге «Пачатае Скарынам» Ю.А. Лабынцев, среди лучших книг библиотеки Полоцкой Софии особенно выделялись: «Евангелие паркгаменное сребром оправеное с позолотою», сборники «Измарагд» и «Златая цепь», корпус творений святого Дионисия Ареопагита.

В конце XV — начале XVI века собор Святой Софии несколько изменил свое обличие и был перестроен. Остается нерешенным вопрос о том, насколько серьезно он видоизменился. Но о том, что частично собор, все же, перестраивался, свидетельствуют более поздние закладки первоначальных оконных проемов в центральной апсиде, превратившие окна XI века в своеобразные бойницы.

Тяжелые испытания выпали на долю Полоцка во время Ливонской войны (1558-1583). В 1563 году город был взят приступом войсками Ивана Грозного. Как отмечал в своих записках иезуит Антоний Поссевино, при осаде Полоцка русскими полками его жители «публично молились о даровании московитянам победы». После окончания штурма в Софийском соборе, который к этому времени имел уже два придела — во имя Святой Троицы и в честь Всех Святых, по случаю одержанной русскими победы был совершен благодарственный молебен. Через три года, в 1566 году, в Полоцке разразился страшный мор: от чумы умерли сотни жителей и среди них многие священники, в том числе поставленный на местную кафедру Иваном Грозным архиепископ Трифон.

Но самые лютые испытания обрушились на Полоцк после захвата его в 1579 году армией польского короля Стефана Батория. Изгнав «москвитян» из города, Баторий в отместку за сочувствие белорусов русским издал указ, по которому в Полоцке учреждался иезуитский коллегиум, а все православные церкви, за исключением Святой Софии, передавались католикам. В результате этого деяния 6 монастырей и 8 церквей в Полоцке были отняты у православных.

Огромной потерей стало разграбление отрядами мадьяр Стефана Батория ценнейшей библиотеки Святой Софии. Немецкий хронист Р. Гейденштейн, наблюдавший картину разорения Полоцка, зафиксировал данное событие в составленных им «Записках о Московской войне».

На этом бедствия для Полоцка не закончились. В 1596 году часть высшего клира Православной Церкви Речи Посполитой, изменив вере предков, приняла т.н. Брестскую унию. Среди епископов, подписавших унию, был и полоцкий владыка — Григорий Герман Загорский, по возвращении из Бреста обративший единственный из уцелевших православных храмов города — Софийский собор — в униатский, сохранив при нем кафедру.

В 1607 году Полоцк постиг большой пожар, не миновавший и Святую Софию, также погоревшую. Восстанавливать храм, некоторое время находившийся в запустении, выпало в 1618 году известному униатскому архиепископу Иосафату Кунцевичу. При восстановлении собора Кунцевич приложил все усилия, чтобы изменить православный облик храма. По свидетельству базилианского историка Стебельского, Иосафат приказал «укоротить» украшавшие церковь купола, дабы они не напоминали о прошлом Святой Софии. На месте придела в честь Всех святых Кунцевич освятил алтарь в честь святого Бенедикта.

Вскоре после перестройки Софийского собора в 1623 году православные жители несколько белорусских городов подали в польский сейм супликацию, в которой обращали внимание властей на невиданные притеснения с его стороны. В супликации выражалась горькая жалоба на то, что епископ приказал в Полоцке выкопать из земли недавно погребенные в церковной ограде тела православных и выбросить на съедение псам.

В 1642 году храм Святой Софии вновь горел. Но уже во время посещения его русским царем Алексеем Михайловичем, в 1654 году воевавшим с Речью Посполитой, храм был возобновлен.

С 1656 по 1667 годы Полоцк находился под властью России; в этот же период храм Святой Софии действовал как православный. Среди особо почитаемых реликвий тех лет, хранившихся в Софии, исследователи выделяют чудотворную икону Божией Матери древлеправославного письма. Приглянувшаяся Алексею Михайловичу, она была оправлена в богатую ризу, украшенную жемчугом и драгоценными камнями. По сведениям инвентарной описи Софийского собора за 1697 года, икона была пожертвована храму еще в конце XV века русской княжной Еленой, дочерью Ивана III, выходившей замуж за Великого князя Литовского Александра. Нынешнее местонахождение этого образа неизвестно.

С окончанием русско-польской войны храм Святой Софии вновь стал униатским.

В начале XVIII столетия Россия вступила в войну со Швецией. Военные действия между враждующими сторонами проходили и на территории Беларуси. В 1705 году Полоцк посетил Петр I. В Софийском соборе у царя произошла неприятная стычка с монахами-базилианами. Вначале Петр из любопытства к не совсем обычной для него службе вознамерился войти в алтарь собора. Однако монахи не допустили его туда. Это не понравилось царю, но он сдержался и, подойдя к одной из пышно украшенных икон, поинтересовался, кто на ней изображен. В ответ услышал, что перед ним образ священномученика Иосафата Кунцевича, еретиками и богоотступниками убитого. Последние слова вывели царя из равновесия. Петр приказал сопровождавшей его страже схватить базилиан и арестовать их. Те, оказав сопротивление, стали звать на помощь своих собратьев. Тут же в соборе начался настоящий рукопашный бой, в ходе которого четыре монаха-базилиана были убиты.

Петр I дал распоряжение прекратить богослужение в соборе. Храм был закрыт, а в его притворе разместили склад боеприпасов. 1 мая 1710 года боеприпасы взорвались: обрушилась примыкавшая к притвору стена, были повреждены подвальные помещения здания, дали трещины смежные стены. Ранее величественный храм превратился в руины.

До конца 30-х годов XVIII столетия Святую Софию никто не пытался восстанавливать, так как с окончанием Северной войны польское государство оставалось крайне обессиленным.

Работы по возведению нового храма возглавил в 1738 году униатский архиепископ Флориан Гребницкий. На месте крестовокупольного собора он решил воздвигать церковь иной архитектуры: двухбашенную базилику в стиле барокко. К сожалению, остается неизвестным имя зодчего храма. К 1750 году строительство закончилось. От ранее находившегося здесь древнего храма в состав здания нового собора вошли: фрагменты фундаментов и нижних стен восточной и западной сторон, в том числе три алтарные апсиды, сохранившиеся почти целиком. Характерно, что новая церковь, в отличие от предыдущей, была развернута алтарем не на восток, а на север. Нарушена была традиция и в другом отношении, собор Святой Софии был освящен Флорианом Гребницким в честь Сошествия Святого Духа.

С началом Отечественной войны 1812 года новопостроенный храм Сошествия Святого Духа, после захвата Полоцка французами, подвергся страшному осквернению: «...Неприятельские войска поместили в здании Софийского собора конюшню, ризницы обратили в склады боевых снарядов... по словам очевидца, невозможно описать того чувства, какое производил жалостный вид храма... двери и окна большей частью были выбиты, многие иконы повреждены, царские двери изломаны, престол обнажен».

С изгнанием французов знаменитый Полоцкий храм еще некоторое время оставался униатским. Но это продолжалось недолго. На церковном соборе 1839 года преимущественная часть униатского клира во главе с епископатом — общей численностью 1305 лиц духовного звания — приняла решение о воссоединении униатов с православными. Торжественный акт, возвещавший возвращение униатов в лоно Православной Церкви, был зачитан в Полоцком соборе, вновь обретшем свое исконное имя — Святой Софии, Премудрости Божией.

Полоцкая София до 1856 года была городским собором; позже — приписной церковью Полоцкого Свято-Николаевского собора.

Храм часто ремонтировался — в 1850 г., в 1879 г. в 1911-1914 гг. Последний ремонт проводился капитально.

17 октября 1914 года церковь Святой Софии была заново освящена. Как писала газета «Витебский вестник», «...в городе Полоцке православные жители с радостью встретили день освящения вновь возродившей родной святыни. Вновь воздвигнут храм Премудрости Господней, этот древний памятник старины... Вновь с выси храма ярко засиял крест, осеняя древнюю Полоцкую землю. Вновь полочане под сенью древнего храма могут в минуты радости и печали приносить свои горячие молитвы и искать в них утешение».

События, вызванные революцией 1917 года, привели к закрытию многих тысяч церквей в стране. В 1924 году, ровно через 10 лет после торжественного освящения храма, печальная участь постигла и Святую Софию. Она была превращена в краеведческий музей. По воспоминаниям очевидцев, в 30-е годы не раз предпринимались попытки снять с Софии кресты. Все они закончились трагически. Пять человек взбиралось на купола храма — пять человек разбились насмерть.

В годы Великой Отечественной войны, с начала 1942 по июль 1944 года, в соборе возобновлялось богослужение. Желая завоевать симпатии населения, немцы не препятствовали открытию церквей.

После войны, из-за отсутствия складских помещений, в соборе разместили склад «Заготзерно». Люди стали жаловаться на местные власти. Народ поддержал вначале архиепископ Минский Василий, затем, сменивший его архиепископ Питирим. В результате продолжительной волокиты власти отказали в возвращении храма.

Сегодня храм является ярким образчиком позднее белорусского барокко, а главный фасад здания оформлен с применением декоративных элементов рококо.

По материалам сайта Белорусского экзархата

Все материалы с ключевыми словами