Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архимандрит Иоанн (Экономцев): «В вопросах образования и воспитания необходим конструктивный диалог государства и Церкви»

Архимандрит Иоанн (Экономцев): 'В вопросах образования и воспитания необходим конструктивный диалог государства и Церкви'
Версия для печати
24 января 2006 г. 14:41

С 29 января по 3 февраля под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве пройдут ХIV Международные Рождественские образовательные чтения «Школа и Церковь — традиции и реформы образования». На вопросы Пресс-службы Московской Патриархии отвечает председатель Отдела катехизации и религиозного образования Русской Православной Церкви, ректор Российского Православного Университета св. ап. Иоанна Богослова архимандрит Иоанн (Экономцев).

Отец Иоанн, расскажите, пожалуйста, об открывающихся в конце месяца Рождественских чтениях: каковы цели и задачи Чтений, кто примет участие в работе форума?

— Далеко не случайно Чтения наши получили свое название в честь светлого праздника Рождества Христова. Из всех праздников, которые торжественно отмечаются нами Рождество Христово, несомненно, самый детский и самый семейный праздник. Принося свою любовь Богомладенцу Христу, родившемуся ради нашего спасения, невольно вспоминаем мы и обо всех других детях, которым так не хватает сегодня любви и ласки, внимания и радости. И Дева Мария, удостоившаяся высочайшего жребия из всех смертных, ставшая Божией Матерью, недаром называется Заступницей усердной всего рода христианского, а в особенности детей. В Ней сосредоточилась неизреченная высота материнской любви и жалости, недосягаемый идеал материнства.

По традиции Чтения откроются 29 января торжественным патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя. Пленарные заседания пройдут 30 и 31 января в Государственном Кремлевском дворце. С приветственным Словом к участникам Чтений обратится Святейший Патриарх Алексия II.

Предполагается, что на Чтениях выступят: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, президент Российской Академии образования Николай Никандров, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Союза ректоров России, академик РАН Виктор Садовничий, сопредседатель Союза писателей России Валентин Распутин, депутат Государственной Думы Наталья Нарочницкая, а также представители Поместных церквей и другие докладчики.

Затем, 1 и 2 февраля, в различных учебных заведениях, храмах и монастырях столицы будут работать секции. Если в прошлом году было свыше 70 секций, то в этом — свыше 100. В Рождественских чтениях примут участие более 6000 участников — представителей органов государственной власти, священнослужителей, ученых, деятелей культуры, педагогов и руководителей образования. Число участников Чтений за эти годы возросло в 10-15 раз. Если в начале приезжали просто все желающие, то теперь количество участников приходится ограничивать и согласовывать с правящими архиереями епархий.

3 февраля мы проведем закрытие Чтений в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Отчитаются руководители некоторых секций. Будет принят итоговый документ Чтений. Состоится праздничный концерт. 4 февраля, после закрытия Чтений, запланирована поездка в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, встреча с преподавателями Московских духовных академии и семинарии.

Чтения проводит Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Управления делами и Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии и других светских и церковных учреждений.

На этот раз Чтения будут посвящены теме «Школа и Церковь — традиции и реформы образования». Каковы главные темы Чтений?

— Это — уяснение важности совершенствования системы российского образования на основе разумного сочетания отечественных образовательных традиций и мирового педагогического опыта; воспитание подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству; понимание воспитания подрастающего поколения как важнейшей задачи развития общества и укрепления государства. Поговорим мы на Чтениях и о возрождении духовных традиций, православном осмыслении важнейших проблем, стоящих перед Церковью и обществом.

В период работы Чтений пройдут многочисленные конференции, секции и круглые столы по различным направлениям: «Православное воспитание и образование»; «Современная семья: проблемы и пути решения»; «История и пути Промысла Божия»; «Церковь и общество»; «Защита жизни»; «Церковь и культура»; «Христианство и наука».

Состоятся, в частности,  IV Всероссийское совещание «Русская школа», фестиваль духовной культуры, конференция «Внедрение православной культуры в образовательные учреждения России», круглый стол «Детское православное движение», Глинские чтения...

Одним словом, наша задача сейчас — с одной стороны, возродить те традиции, которые были уничтожены в советские годы. С другой стороны, сохранить то лучшее, что в эти годы появилось в системе образования. Вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что сейчас требуется внесение необходимых изменений как в светском, так и в духовном образовании. Другая страна, другой мир, другое мышление у людей… Всему этому мы должны дать оценку на Чтениях.

Отец Иоанн, всех нас волнует, что в светской школе сейчас наметился резкий разрыв между образованием и воспитанием…

— Безусловно, это настораживает. В советской школе единым было предоставление образования и воспитания. Сегодняшний отказ светской школы  от воспитания, в первую очередь, патриотического, думаю, может иметь трагические последствия для нашей страны в целом. Как можно жить в стране и не любить ее, быть равнодушным к ее духовному возрождению?

Поэтому Церковь выступает за то, чтобы  воспитательная работа в светской школе обязательно проводилась. В православных вузах и школах мы на это обращаем серьезное внимание. Не случайно работодатели, которые даже не разделяют наших убеждений, охотно приглашают к себе выпускников нашего университета. Они знают, что это люди воспитанные, никогда не подведут.

— Должно ли воспитание и в светской школе быть духовным?

— Обязательно: иначе общество захлестнет безнравственность и потребительское отношение к жизни. 82 процента граждан России считают себя православными. Остальные — мусульмане, иудеи, буддисты… Неверующих останется, может, 2-3 процента или меньше. И мы из-за этих нескольких процентов не можем создать нормальную систему образования.

Позиция Церкви ясна: Православию в нашем обществе должно быть отведено подобающее ему место, которое определяется количеством  православных людей. Но, к сожалению, власти занимают жесткую, даже негативную позицию в отношении сотрудничества с Церковью. Правда, все зависит от регионов. В Москве сложная ситуация. В некоторых регионах существуют нормальные отношения, губернаторы нас поддерживают.

В Московском Патриархате я с самого начала занимаюсь вопросами образования и воспитания. К сожалению, у государства и Церкви пока не получается конструктивного диалога по этим вопросам. Другое дело, Церковь может участвовать в этом наиважнейшем деле по-разному: или активно, или это участие будет ограниченным.

— Но ведь и мусульмане, и иудеи, и буддисты тоже хотели бы заниматься воспитательной работой?

— Русская Православная Церковь ничего не имеет  против участия других конфессий в воспитательной работе. Думаю, это все от лукавого, когда говорят, что укрепление позиций Православия осложнит отношения с другими религиями.

Так, в Нижнем Новгороде есть светская школа №30. И в ней занятия начинаются и заканчиваются молитвой. В этой школе учатся не только православные, но и мусульмане. Никакого противоречия тут нет. Дети нормально живут и общаются между собой. У одного из родителей — татарина по национальности, отца двоих детей, который регулярно возит их в Мекку, спросили: «Почему он отдал детей именно в эту школу?» Он ответил: «Здесь прекрасное образование, никто не оказывает давление на моих детей!».

Я горячий сторонник идеи, чтобы государство предоставило нам право строить отношения с другими религиями, вместе с ними заниматься проблемами образования. Церковь способна успешно решить все проблемы межнациональные и межконфессиональные. Верю, что Россия может стать великолепным примером для всего мира взаимопонимании и сотрудничества конфессий. Но кому-то это не нравится. И нам все время мешают.

— Будет ли Церковь выдвигать на нынешних Чтениях какие-то предложения, адресованные светским властям?

— Безусловно! Очень бы хотелось, чтобы голос Русской Православной Церкви по волнующей все наше общество проблеме услышал Президент России.  Владимир Владимирович — верующий человек. Думаю, в конце концов должно наладиться конструктивное соработничество между обществом и Церковью.

Беседу вел Николай Головкин

Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Крымскую митрополию с рабочим визитом

Митрополит Екатеринбургский Евгений возглавил работу XIX Съезда православных законоучителей

Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместитель председателя Госдумы провели первое заседание оргкомитета по подготовке XIII Парламентских встреч

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» [Документы]

Утверждены тема и сроки проведения XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

В Московском архитектурном институте прошла конференция «Архитектура и живопись храма»

Все материалы с ключевыми словами