Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Святитель Кирилл, епископ Туровский

Святитель Кирилл, епископ Туровский, родился в 30-х годах ХII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей.
С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные Книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену: инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись.
Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых - "Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового" - может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре.
Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и "многа Божественна Писания изложи". Многие обращались к нему за советом в духовной жизни.
Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому (память 4 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.
По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он составил, вероятно, слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческими творениями.
Наиболее полное собрание сочинений святителя Кирилла Туровского, изданное Туровским епископом Евгением в 1880 году включает:
1) Слово в Неделю Цветоносную, от сказания Евангельского;
2) Слово на Святую Пасху в светоносный день Воскресения Христова, от пророческих сказаний;
3) Слово в новую Неделю по Пасце, о поновлении Воскресения, и о артосе, и о Фомине испытании ребр Господних;
4) Слово о снятии тела Христова и о мироносицех, от сказания Евангельского, и похвала Иосифа в неделю 3-ю по Пасхе;
5) Слово о расслабленном от Бытия и от сказания Евангельского, в Неделю 4-ю по Пасце;
6) Слово о слепце и о зависти жидов, от сказания Евангельского, в Неделю 5-ю по Пасце:
7) Слово на Вознесение Господне, в четверток 6-й Недели по Пасце, от пророческих указаний и о воскрешении всеродна Адама из ада;
8) Слово на святых отец 318, от Святых Книг, указание о Христе, Сыне Божием, и похвала отцем святого Никейского Собора, в Неделю прежде Пентикостии;
9) Притча о слепом и хромом;
10) Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении Божиих заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем суде, и о муке;
11) Сказания о черноризьчьстем чину, от Ветхого Завета и Нового, оного образ носяща, а сего делы свершающа;
12) Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о монашестве, и о души, и о покаянии;
13) Послание некоего старца к Богоблаженному Василию архимандриту о схиме;
14) четыре молитвы на день воскресный (после утрени, часов и 2 после вечерни);
15) четыре молитвы на понедельник;
16) четыре молитвы на вторник;
17) пять молитв на среду (после утрени, часов и - 3 после вечерни);
18) три молитвы на четверг (после утрени, часов, вечерни);
19) четыре молитвы на пятницу (после утрени часов и 2 после вечерни);
20) шесть молитв на субботу (2 после утрени, 1 после часов и 3 после вечерни);
21) канон молебный;
22) исповедание и поминовение.
Впоследствии было открыто "Слово на Просвещение Господа нашего Иисуса Христа". Известно, что святитель составил также "Канон великий о покаянии ко Господу по главам азбуки". Как богослов святитель Кирилл Туровский свою задачу усматривал в том, чтобы вскрыть истинный, сокровенный смысл того или иного текста Священного Писания. Скончался святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников он получил именование русского Златоуста. Сам святитель о себе смиренно говорил: "Я не жнец, а собираю колосья: я не художник в книжных делах", - всегда, однако, сознавая высоту святительского служения, на которое поставил его Господь: "Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божии, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь, но вас, приходящих, хвалю и благословляю".

Иконописный подлинник


Москва. 1920-30.

Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

Москва. 1984.

Собор Белорусских святых. Вахромеев А.В. Икона. Московская обл. Около 1984 г.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии