Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Священномученик Ириней, епископ Лионский

Священномученик Ириней, епископ Лионский, родился в 130 г. в городе Смирне. Там он получил блестящее образование, изучив поэзию, философию, риторику и все остальные науки, которые считались необходимыми для светского юноши. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова - святитель Поликарп Смирнский (память 23 февраля). Он же крестил юношу, рукоположил его впоследствии во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину. Вскоре святому Иринею было дано ответственное поручение: доставить святому Папе Римскому Елевферию (177-190) письмо исповедников. Во время его отсутствия были брошены в тюрьмы все видные христиане. В 178 году, спустя год после мученической кончины епископа Пофина, святитель Ириней был избран епископом города Лугдуна. "В короткое время, - писал о нем святитель Григорий Турский, - он своей проповедью преобразовал весь Лугдун в город христианский!" Когда утихли гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: "Обличение и опровержение лжеименного знания", или сокращенно: "Пять книг против ересей". В то время возник ряд религиозно-философских гностических учений. Гностики (от греческого слова "гнозис" - "знание") учили, что Бог не может воплотиться, так как материя несовершенна и является носительницей зла. Сын Божий - лишь истечение (эманация) Божества. Вместе с Ним из Божества исходит иерархический ряд сил (эонов), совокупность которых составляет "плирому", т. е. "полноту". Мир сотворен не самим Богом, а эонами или "демиургом", который ниже "плиромы".
В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил Православное учение о спасении. "Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он.., - учил святитель Ириней, - Иисус Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом". Через Боговоплощение творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Спасение состоит в обожении человека.
В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов: "Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, - писал святитель. - Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное".
Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее всех еретиков. "Всякий, кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни".
Благотворное влияние оказал святитель Ириней в споре о праздновании Пасхи. В Малоазийской Церкви сохранялась традиция праздновать Святую Пасху 14 нисана, независимо от того, в какой день это придется. Святой Папа Виктор (190-202) властно требовал единообразия, и его резкие требования могли вызвать раскол. От имени галльских христиан святитель Ириней писал Папе, что нельзя допускать раскол из-за традиций, прежде всего необходимо дорожить церковным миром.
В царствование императора Севера (193-211) святитель Ириней был усечен мечом за исповедание веры в 202 году.
Апостол Евангелист Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и святитель Ириней Лионский - вот три звена в неразрывной цепи благодатного преемства, которое идет от Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. В глубокой старости святитель Ириней писал своему другу Флорину: "Я был отроком, когда видел тебя (Флорина) у Поликарпа. Я помню, что тогда происходило более, нежели, что ныне происходит. И. я теперь могу описать тебе места, где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп. Могу описать образ жизни его, вид тела и наставления, которые говорил он народу. Близкое обращение, какое, как говорил он, имел с Иоанном и с прочими, видевшими Господа, и все, что вспомнил он о сих словах, что слышал от них о Господе... Я слушал это тогда, по милости Божией, с ревностью и писал не на бумаге, а на сердце" ("Журнал Московской Патриархии". 1957. № 9. С. 53).
*На русском языке издано:
1. Против ересей, 5 книг. - Отрывки из утраченных сочинений / Предисл. и пер. свящ. П. Н. Преображенского. М., 1868. То же. Изд. 2-е. СПб., 1900.
2. О Церкви // Христианское чтение. 1838. I. С. 130 слл.
3. О предании апостольском в Церкви // Там же. 1838. II. С. 3 слл.
4. О том, что Христос и Апостолы проповедовали Бога Отца, Создателя всего, и сообщили одно истинное учение // Там же. 1838. II. С. 119 слл.
5. Ответы на возражения, заимствуемые из 2 Кор. 4, 4. Мф. 6, 24 // Там же. 1838. С. 263 слл.
6. О том, что при исследовании Божественного таинства никогда не должно уклоняться от правила истины и от верного понятия о Боге и что должно верить Священному Писанию и не углубляться в исследование того, что превосходит пределы нашего разума // Там же. 1838. III. С. 3 слл. То же // Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. 1. Переводы из творений святых отцев. СПб., 1858.
7. О том, что люди свободны и имеют способность избрания, и потому несправедливо, будто некоторые из них добры, а некоторые злы по природе // Там же. 1838. III. С. 241. То же // Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. 1. Переводы из творений святых отцев. СПб., 1858.
8. Доказательства апостольской проповеди / Пер. Н. Сагарды // Христианское чтение. 1907.*

Иконописный подлинник


Москва. 2004.

Сщмч. Ириней Лионский. Роспись храма Петра и Павла в Ясеневе - московском подворье Введенской Оптиной пустыни. 2004 год.

Греция. XX.

Сщмч. Ириней Лионский. Икона. Греция. Конец XX в.

Чехия. XX.

Сщмч. Ириней Лионский. Икона. Чехия. Конец XX в.

Франция. До 2007.

Сщмч. Ириней. Добрынин С.(Я.)Н. Роспись алтаря храма прп. Саввы Освященного. Франция. До 2007 года.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии