Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников

Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников пострадали в III веке.
Святой Кенсорин был первым сановником в царствование римского императора Клавдия II (268-270). По доносу он был взят и заключен в темницу за веру во Христа. Здесь он Именем Господа Иисуса Христа воскресил умершего, после чего обратились ко Христу 20 воинов - темничных стражей. Вместе со святым Кенсорином они были обезглавлены. Тогда же была приведена к допросу девица Хрисия, которая мужественно исповедала себя христианкой и была подвергнута мукам. После зверских истязаний она была утоплена в море.
Святого Савина избивали тяжелым молотом, а затем подвесили на дереве и жгли тело огнем. В мучениях он предал Господу святую душу.
Со святой Хрисией пострадали: Филикл, Максим, Геркулин, Венерий, Стиракин, Мина, Коммод, Ерм, Мавр, Евсевий, Рустик, Монагрей, Амандин, Олимпий, Кипр, Феодор, Тривун, Максим пресвитер, Архелай диакон и Кирин епископ.
Святой Ипполит, епископ Остии, Римской пристани при устье Тибра, узнав о страдании мучеников, несмотря на свои преклонные годы, явился в суд и обличил мучителя в бесчеловечности, называя его кровопийцем. Разъяренный судья предал святого епископа на мучения. После долгих истязаний его связали по рукам и ногам и бросили в море.
Эти мученики пострадали в 269 году. Мощи священномученика Ипполита были положены в Риме, в храме святых мучеников Лаврентия и папы Дамаса.
Святой священномученик Ипполит был учеником святого Иринея, епископа Лионского, известен как христианский Богослов, написавший много сочинений против еретиков. Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные Богоявлению и пророку Даниилу. Слова его являются образцом искусства древней церковной проповеди.

Иконописный подлинник


Русь. XVII.

Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Сербия. Ок. 1318.

Сщмч. Ипполит. Фреска монастыря Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.

Афон. XV.

Сщмч. Ипполит. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Афон. 1547.

Мучение св. Ипполита. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Русский Север. XVI.

Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург.

Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии