Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Святые мученики Дада, Гаведдай и Каздоя

Святые мученики Дада, Гаведдай и Каздоя приняли смерть за Христа от персидского царя Сапора. Дада был первым царедворцем при Сапоре, а святые Гаведдай и Каздоя - родные дети этого жестокого царя. Не зная того, что святой Дада - христианин, царь назначил его правителем одной из персидских областей. Когда же это открылось, он был лишен всех почестей, предстал на суд жестокого мучителя Андромелиха и был приговорен к сожжению. Подойдя к костру, святой Дада осенил себя крестным знамением, и костер погас. Увидев это чудо, потрясенный царевич Гаведдай уверовал во Христа и во всеуслышание исповедал свою веру. Судья донес об этом царю, и тот приказал жестоко истязать святого Гаведдая. Но во всех мучениях святого охраняла сила Божия. Сам Ангел Господень утешал его, и каждый раз Господь возвращал ему крепость и здоровье. Видя чудесные исцеления святого мученика, многие узники, находившиеся вместе с ним в темнице, и среди них волхв Гаргал, стали христианами и тоже приняли мученичество. Сестра мученика Гаведдая, царевна Каздоя, тайно посетила брата в темнице и принесла ему воды. Еще раз Каздоя видела брата, когда мучители снова пытали его. Святой мученик был повешен на кресте, и множество стрел было пущено в него, но стрелы отскакивали и обращались против стрелявших. Увидев сестру, он убеждал ее уверовать во Христа. Святая Каздоя исповедала себя христианкой и, по повелению своего отца, царя Сапора, была жестоко избита и брошена в темницу, где томился ее брат. Страдая от ран, святая Каздоя просила брата-мученика помолиться о ней. Святой Гаведдай, совершив молитву, уверил сестру, что больше ее мучить не будут. На следующий день при новых пытках святой Гаведдай, увидев в толпе двух пресвитеров - Дадия и Авдия, просил их принести елея и воды, так как очень желал принять святое Крещение. В это время мученика осенило облако, из которого на него излилась вода и елей и услышан был глас: "Раб Божий, ты уже принял Крещение". Лицо мученика просветилось, и в воздухе разлилось благоухание. Мучитель приказал пронзить святого копьями, и через несколько часов он скончался с молитвой на устах. Тело его было рассечено на три части, но священники Дадий, Авдий и диакон Армазат взяли святые останки и с честью их похоронили. Тело святого мученика Дады, которого тоже долго истязали и живого разрубили на части, также было тайно погребено христианами. В полночь священнику Дадию явился мученик Гаведдай, передал ему сосуд с елеем и послал его к мученице Каздое помазать ее елеем и причастить Святых Таин, что иерей и исполнил, сказав напоследок святой мученице: "Усни, сестра, до пришествия Господня", и святая Каздоя отошла ко Господу. Мать святой мученицы приготовила ее к погребению и похоронила рядом с мучеником Гаведдаем.

Иконописный подлинник


Афон. 1547.

Мч. Гаведдай. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Монасырь Дионисиат. Афон. 1547 г.

Грачаница. Ок. 1318.

Минологий (Мчч. Дада, Гаведдай). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.

Венеция (?). XVIII.

Мч. Гаведдай с житием. Икона. Венеция (?). XVIII в. Собрание Музея икон. Венеция.

Москва. 1895.

Свв. мчч.Дада, Гаведдай, Каздоя и Гаргал. Икона. Москва. 1895 г. 31.3 х 27. Написана по заказу извесного старообрядческого деятеля М.И. Бриллиантова (и А. Бриллиантовой). Собрание Старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище.


Москва. 1895.

Свв. мчч.Дада, Гаведдай, Каздоя и Гаргал. Икона. Москва. 1895 г. 31.3 х 27. Написана по заказу извесного старообрядческого деятеля М.И. Бриллиантова (и А. Бриллиантовой). Собрание Старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище.

Грачаница. Ок. 1318.

Минологий (Мчч. Дада, Гаведдай). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.


Москва. 1895.

Свв. мчч. Дада, Гаведдай, Каздоя и Гаргал. Икона. Москва. 1895 г. 31.3х27. Написана по заказу извесного старообрядческого деятеля М.И. Бриллиантова (и А. Бриллиантовой). Собрание Старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии