Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово архимандрита Климента (Родайкина) при наречении во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии

Слово архимандрита Климента (Родайкина) при наречении во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии
Версия для печати
27 ноября 2009 г. 18:07

27 ноября в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Климента (Родайкина) во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии. Архимандрит Климент обратился к Святейшему Патриарху и иерархам Русской Православной Церкви со словом, в котором рассказал об основных вехах своего жизненного пути и выразил благодарность сонму архипастырей за оказанное высокое доверие и отеческую любовь.

Ваше Святейшество! Святейший наш Владыко и Отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри!

Благословением и неизреченной милостью Бога Вседействующего и Всепромышляющего в этот знаменательный для меня день я, грешный, удостоился посвящения Вашим Святейшеством и всем Освященным Собором на архиерейское служение. Понимаю ─ это ответственное и страшное призвание (см. Ин. 20, 21), на которое указывает мне десница Божия, но вспоминаю утешительные слова Спасителя: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16). С великой верой предаю себя Божественной воле и с благодарным сердцем сочетаюсь с сонмом Российских архипастырей, которые будут мне верными помощниками и наставниками на предстоящем служении.

По тщательном испытании совести в сердце моем родились священные благоговение, страх и трепет (см. Пс. 54, 6), сходные с теми, что охватили великого Иоанна Златоуста, когда он был призван к священнослужению. Мне хочется вместе со святителем сказать: «Я знаю свою душу, немощную и слабую; знаю важность этого служения и великую трудность этого дела…» Не может естество человеческое его понести, не может грешный человек, каким я являюсь, вместить невместимое, исполнить неисполнимое, но сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор. 12, 9). Также знаю: Церковь жива не силой человеческой, а силой Божией. Поэтому немощное человеческое, с надеждой и всецелым доверием отдающее себя в жертву Живому Богу (см. Флп. 2, 17), непременно встречает Всемогущего и Вседеющего в сердце своем по слову апостола Павла: и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Благоговейно взирая на пройденный мною до сего дня жизненный путь, не могу не возблагодарить Бога за Его промыслительную десницу, исправляющую пути и возводящую горé, и Его Пречистую Матерь за благодатный покров, сопутствующий мне, недостойному.

Сегодня я мысленно переношусь в годы моего детства, когда первые мои молитвы были обращены к возлюбленному ученику Христову Иоанну Богослову. Особый смысл для меня приобретает значение его имени «Иоанн» ─ благодать Божия ─ поэтому верю, что на протяжении всей моей жизни и служения Церкви он является незримым проводником Божественной благодати, поддерживающей и ведущей меня.

Родился я в Мордовии в многодетной верующей семье. В самом раннем детстве родители окрестили меня с именем Виктор и стали приучать к храму Божиему. Нужно заметить, что, хотя мордовский народ всегда отличался особой религиозностью и богобоязненностью, в годы, когда по всей стране свирепо насаждалась атеистическая идеология, многие святыни Мордовии были попраны и поруганы. Действующие храмы можно было перечесть по пальцам, и одной из таких живых святынь нашего края был Иоанно-Богословский собор г. Саранска. Именно туда особенно часто я был приводим своими родителями и именно тогда горячо проникся в молитве к святому апостолу и наперснику Христову Иоанну.

В 1990 году, по окончании музыкального училища г. Саранска, по благословению приснопамятного владыки Серафима (Тихонова), бывшего архиепископом Пензенским и Саранским (в то время Пензенская область и Республика Мордовия представляли собой одну епархию), я отправился в город Пензу, где стал иподиаконом владыки. Под его чутким отеческим руководством и стало происходить мое осознанное церковное становление. Мудрым решением владыки Серафима свое богословское образование я получил последовательно в Московской семинарии, а затем в Санкт-Петербургской духовной академии. Эта уникальная возможность позволила мне во всей полноте, насколько я мог вместить, познакомиться с русской богословской мыслью и духом русского монашества и учености.

Глубоко традиционное воспитание, образование и соработничество бок о бок с боголюбивым русским монашеством в стенах Троице-Сергиевской лавры у мощей преподобного Сергия, игумена земли Русской, под духовным руководством архимандрита Кирилла (Павлова), продолжилось в миссионерски открытой, динамичной, всегда готовой к самому оживленному диалогу с современным обществом Санкт-Петербургской духовной академии. Владыка Серафим, ученик митрополита Никодима (Ротова), с особой радостью направлял меня в это учебное заведение, которое до сего дня хранит великое наследие Человека Церкви ─ митрополита Никодима. Здесь вновь покровительство возлюбленного ученика Христова, в честь которого освящен академический храм, видимо вспомоществовало моему возрастанию в учебе и богомыслии. Под научным руководством архимандрита Ианнуария (Ивлиева) я успешно завершил свое духовное образование, защитив кандидатскую работу по писаниям святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

По возвращении в Пензу, я был рукоположен сначала в диакона, а затем в священника и назначен ректором Пензенского православного духовного училища. К сожалению, недолго пришлось нести послушание под мудрым руководством владыки Серафима, которого Господь призвал в Свои небесные обители в 2000-м году. С этого момента началось мое соработничество с владыкой Варсонофием, бывшем тогда временно управляющим Пензенской епархией. Именно он открыл Пензенское духовное училище, исполнив давнее желание безвременно скончавшегося владыки Серафима.

Имея сильное желание не только целиком и полностью посвятить себя служению Церкви, но и испытать тесный путь аскезы, отбросив мирские попечения, 24 августа 2003 года я принял монашеский постриг с именем Климент в честь священномученика Анкирского.

Помимо заботы о духовном училище, на меня было возложено послушание настоятеля воинского храма св. Александра Невского при Артиллерийском институте г. Пензы. Впоследствии я был назначен настоятелем Вознесенского кафедрального Собора города Кузнецка, а также помощником управляющего Пензенской епархией по делам благочиний. Тщательно исполняя возложенные на меня послушания в Пензенской епархии, я всегда сохранял в моем сердце надежду когда-нибудь послужить своей малой родине ─ Мордовии. Поэтому я с горячим сердцем откликнулся на возникшую потребность в помощи владыке Варсонофию, вверившему мне в управление Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь г. Саранска. С великим благодарением Богу и Его святому угоднику Иоанну Богослову воспринял я новое послушание, потому что Господь исполнил сокровенное желание души моей ─ потрудиться в родной Мордовии.

И вот теперь я призван Вашим Святейшеством и всем освященным Собором к епископскому служению. С чем можно сравнить дар Святого Духа, изобильно изливающийся со времен апостольских на избранных служить архипастырями и учителями народа Божиего блюсти единство Тела Христова, Святой Матери-Церкви? Святитель Киприан Карфагенский говорит: «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере». Поставленный на такую свещницу церковного служения, по слову святителя Иоанна Златоуста, епископ должен «… содержать Церковь в великом благосостоянии и превосходной красоте, всюду наблюдать, чтобы ничто не повредило доброты и благолепия этой Церкви…», не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного (Ефес. 5, 27). Епископ должен представлять это Тело достойным блаженной Его Главе ─ Христу ─ по мере сил человеческих. Именно за Церковь, собирающую расточенные чада Божия, Господь наш Иисус Христос пролил Свою драгоценную кровь. И это сокровище Он вверил апостолам и их преемникам ─ епископам.

Как блюсти Церковь в мире и единомыслии, верности преданию, и в тоже время сохранять ее открытой к миссии в современном мире, где тонкий яд секуляризма ищет проникнуть в самую сердцевину нашего общества, подточить самые глубинные основы человечности и нравственности, оторвать наш народ от христианских корней? Думаю, что все также горячо актуальны слова сщмч. Игнатия Богоносца, наставлявшего пастырей II века: «Вникай в обстоятельства времени. Блюди место свое со всяким тщанием ─ плотским и духовным. Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви... Пребывай в непрестанных молитвах. Проси большего разумения, чем то, какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым, как поможет Бог. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда, там больше и приобретения» (Игнатий к Римлянам, гл.1).

Но каким трудом можно образ Христа на себе носить и каким трудом можно превзойти немощь человеческую, если только не сила Божия приложится к нашим усилиям?! Нет выше и ответственнее служения епископского на земле, нет суда строже, чем тот, перед которым надлежит предстать архиерею, когда «истязан будет», когда Самому Богу Живому будет давать отчет о вверенном ему: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е апост. правило). Поэтому у архиерея нет и не должно быть своей личной жизни и своих личных интересов, но вся его жизнь, все его мысли и заботы ─ это заботы о Церкви. В этом Вы, Ваше Святейшество, всегда будете для меня живым примером.

Я благодарю Вас, Ваше Святейшество, Преосвященные владыки, за то высокое доверие и отеческую любовь, которые Вы проявили, призвав меня в круг апостольский. Особо благодарю владыку Филарета и владыку Варсонофия, мудрых отцов и архипастырей. Мое сердце всегда исполнено сыновней благодарностью моему наставнику и учителю, приснопамятному архиепископу Серафиму.

Изъявляю готовность, по примеру Пастыреначальника Христа, вместе с Ним душу свою положить за овцы (см. Ин. 10, 11), но молю Вас, Ваше Святейшество, всечестные владыки, сугубо помолиться обо мне в этот великий для меня день, потому что огонь благодати Всесвятого Духа ─ тот же огонь, что излился на апостолов во Святую Пятидесятницу ─ по неизменному слову Божию снизойдет через возложение ваших святых рук и на мою грешную главу. Да не попалит он меня, но да будет милостью Господней молитв ваших ради. Да обновит и укрепит Он меня на ниве служения Церкви Христовой. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие приветствия и обращения

Слово архимандрита Иннокентия (Ветрова) при наречении во епископа Мариинского и Юргинского

Слово архимандрита Константина (Островского) при наречении во епископа Зарайского, викария Московской епархии

Слово архимандрита Питирима (Творогова) при наречении во епископа Душанбинского и Таджикистанского

Слово архимандрита Вениамина (Кириллова) при наречении во епископа Ардатовского и Атяшевского

Слово архимандрита Климента (Родайкина) при наречении во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии

Слово архимандрита Кирилла (Покровского) при наречении во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии

Слово при наречении архимандрита Лазаря (Гуркина) во епископа Нарвского, викария Таллинской епархии

Слово архимандрита Назария (Лавриненко) при наречении во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии

Слово архимандрита Тихона (Зайцева) при наречении во епископа Подольского, викария Московской епархии

Слово Предстоятеля Грузинской Православной Церкви на совместном Богослужении с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II