Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: Я категорически не согласен с термином «псевдособор»

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: Я категорически не согласен с термином 'псевдособор'
Версия для печати
14 марта 2006 г. 17:57

В марте исполняется 60 лет со времени проведения во Львове собрания духовенства, в ходе которого было объявлено о ликвидации Брестской унии 1596 года и присоединении греко-католиков Западной Украины к Русской Православной Церкви.

Украинская Греко-католическая Церковь, никогда не признававшая законность Львовского собора, широко отмечает эту дату, ознаменовавшую уход этой общины в подполье более чем на сорок лет.

Со своей стороны, Украинская Православная Церковь по-прежнему считает Львовский собор 1946 года важнейшим событием в церковной истории. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич) поделился с корреспондентом «Благовест-инфо» своими мыслями о значении событий 60-летней давности и о современной религиозной ситуации в Галиции.

— Ваше Высокопросвященство, планирует ли Украинская Православная Церковь отмечать 60-летие Львовского собора 1946 года?

— В настоящее время православные не намерены проводить каких-либо публичных мероприятий, а отметят эту памятную дату в молитве. Однако мы не должны забывать о юбилее собора. Я думаю, эту дату необходимо отмечать не только в границах трёх епархий Галиции — Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, но и на общецерковном уровне с участием всей полноты Украинской Православной Церкви, а также представителей других поместных Церквей. Если мы будем замалчивать эту дату, наши опоненты расценят это как молчаливое согласие с их определением Львовского собора как псевдособора, который, как говорят, к тому же привёл к репрессиям той части духовенства и мирян Украинской Греко-Католической Церкви, которая не захотела переходить в православие. Но на самом деле мы считаем, что 60 лет назад на Галичине состоялось вхождение униатов в полноту жизни во Христе, которое есть в Православной Церкви.

Кроме того, мы планируем в рамках юбилейных мероприятий провести церковно-научную конференцию — вероятно, она состоится в начале осени. На этом научном форуме мы постараемся, помимо прочего, ответить на обвинения нашей Церкви в том, что она была причастна к преследованиям советской властью тех униатов, которые обвинялись в сотрудничестве с нацистским режимом, националистическими организациями, а также в антисоветской деятельности. Я думаю, это очень важно, потому что многие считают, что Православная Церковь действительно имела прямое отношение к этим преследованиям.

— Как бы вы могли в целом оценить значение Львовского собора?

— Сегодня, учитывая предыдущий опыт и современное состояние отношений с Католической Церковью, настало время решительно освободиться из плена западных схем, а также переоценить принципы межконфессиональных отношений и открыть миру новое понимание проблемы Унии и её последствий. Это будет содействовать правильному отношению и строительству наших взаимоотношений и сотрудничества. В любом случае то событие, о котором мы говорим — Львовский собор 1946 года, — является для верующего человека полноценным церковным деянием. Отрицать действие в нем промысла Божия — а без воли Божьей ничего не бывает — было бы и безответственно и даже дерзко. Нельзя сомневаться в том, что в 1946 году события произошли под действием животворящего веяния Всесвятого Духа и была восстановлена историческая справедливость в отношении к православию в Западной Украине.

— Как вы относитесь к термину «псевдособор», который употребляется в официальных документах УГКЦ по отношению к событию, имевшему 60 лет назад?

— Я категорически не согласен с этим термином. Если это было насилие, то на каком основании сегодня во Львовской области действует больше 800 приходов трёх ветвей православия? Православные жили здесь и раньше: например, ещё в Первую мировую войну власти Австро-Венгерской империи, в составе которой тогда находилась Галиция, в концлагерь Талергоф ссылали не только греко-католиков, но и здешних православных.

Разве можно греко-католикам, которые называют Автокефальную Церковь (УАПЦ) и Киевский патриархат (УПЦ КП) Церквами-сёстрами, не дискутируя, официально называть Львовский собор «псевдособором» и не думать о том, в какое положение такие высказывания ставят своих братьев? О нас не будем говорить, это другой вопрос. Я уверен, что и в УАПЦ, и в УПЦ КП тоже будут думать над этим.

Если бы сегодня местные власти не вмешивались в церковные дела и одинаково относились к православным и католикам, то уверен, что сейчас во Львовской области всё было бы наоборот: 1000 униатских приходов и 1300-1500 православных. Процент униатов сегодня так высок ещё и потому, что власть поддерживает их и стимулирует.

— В августе прошлого года Синод епископов УГКЦ заявил, что «мероприятия, посвященные 60-летию Львовского псевдособора… следует использовать как возможность к примирению с православными братьями». Могли бы Вы прокомментировать этот тезис?

— Я считаю, что епископы УГКЦ пошли неправильным путём. Если бы они сказали официально: «Приближается дата, мы партнёры, хотим сотрудничать. Что прошло, того уже не вернёшь. Давайте подумаем, в каком формате мы будем это делать», — можно было бы говорить о конструктивности таких заявлений.

Но, простите, нас только укоряют, выставляют в качестве соучастников, говорят, что мы несём ответственность, а все остальные «белые и пушистые»… «Помним, но прощаем», — говорят нам. Но почему не добавляют при этом: «каемся?» Хотя бы за девяностый год (В 1990 году вышедшие из подполья греко-католики насильственно захватили многие приходы, принадлежавшие в то время православным — «Благовест-инфо»). Если бы формат стал объектом обсуждения, то, может быть, путём переговоров мы бы и согласовали, как поступать, чтобы не возбуждать общество и не создавать ажиотаж. Ведь если ведется дискуссия, то надо сначала договориться о терминах, аспектах и формате.

— 2 марта глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар сообщил на пресс-конференции, что он направил послание «Высокопреосвященным и Преосвященным архиереям Украинских Православных Церквей Киевской традиции». Я спрашивал кардинала о содержании этого письма, но он ответил, что сначала надо подождать реакции православных, которым автор письма хотел бы предоставить «полную свободу воспринять то, что им говорим». Получали ли Вы это послание?

— Да, я тоже получил это письмо. И сразу же у меня возникает вопрос: что имеется ввиду под «киевской традицией»? Если только УАПЦ и УПЦ КП, то почему мне письмо пришло? Если все три ветви, тогда какая ещё, «некиевская» традиция есть в Украине? Я владыку кардинала уважаю как человека, но, как говорится, "дружба дружбой, а служба службой». В этом послании поднимаются вопросы, которые, как мне кажется, осложняют положение греко-католиков в этом контексте. Вопросы, поднятые в этом письме, как будто направлены на конструктив, но, по сути дела, затрагивают темы, болезненные для всех: тема мученичества, примирения…

«Давайте соединяться», — говорится в послании. — Но ведь мы были соединены до 1989 года. И до 1596 года были вместе. А после заключения Брестской унии был нарушен мир не только в западных областях Белоруссии и Украины — ради единства с Римом была разорвана связь с Киевом, с восточными областями Белоруссии и со всем православным миром! Ладно, не будем вспоминать старое — что было, того не вернёшь.

Потом был 1946 год... Надо говорить о последствиях. Ещё раз повторяю, то, что произошло, без воли Божьей не бывает. Случилось. Но ведь сегодня даже не 1990-й, а 2006 год. Мы должны исходить из того, что есть. Велись же четырёхсторонние переговоры с участием римо-католиков, Московского патриархата, УПЦ, греко-католиков. И именно греко-католики сорвали эти переговоры в 1990 году! Так неужели сегодня в этом послании нельзя было обратиться к православным братьям, независимо от их юрисдикции, с такими словами: «Дорогие православные братья, простите, что мы вас в 1990 году повыбрасывали на улицу…»

Ведь эти православные никакие не оккупанты и даже не переселенцы, а свои же братья и сёстры, кумы и сваты, которые молились раньше вместе. И вдруг утром часть православных просыпается уже греко-католиками и кричит другим: «Вы не патриоты!» И это можно считать нормальным? В 1990 году было нарушено то единство, которое было раньше. А нам говорят: «Обнимемся». У нас и сегодня есть проблемы во Львовской области, когда греко-католики искусственно организуют греко-католический приход паралельно с православным. Находят 10 человек, три-пять семей, и вот эти несколько семей организовываются в приход, и им помогают добиваться поочередного служения в православном храме. И это мир?..

Беседовал Константин Чавага

Материалы по теме

Приход Выборгской епархии закупил пасхальные сладкие подарки для детей Донбасса. Информационная сводка о помощи беженцам (от 23 апреля 2024 года) [Статья]

Заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи с задержанием наместника Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения [Документы]

Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения

57 000 обращений поступило в церковный штаб помощи беженцам в Москве с марта 2022 года. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-22 апреля 2024 года) [Статья]

В Минской духовной семинарии прошли XVI Чтения памяти митрополита Иосифа (Семашко)

Святейший Патриарх Кирилл: Греко-католики принимают деятельное участие в разжигании и поддержании гонений на православных людей Украины

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль Русской Православной Церкви на международной арене

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

Интервью Предстоятеля Ассирийской Церкви Востока РИА «Новости»

Глава Маланкарской Церкви Индии: Во всем выражаем поддержку Русской Церкви

Митрополит Абрахам Мар Стефанос: «Мы во многом единодушны»

Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид: В храмах Москвы уже служат на африканских языках

Патриарший экзарх Африки: Русская Православная Церковь рассмотрит присутствие в каждой из 54 стран континента

Митрополит Клинский Леонид: Запад может «отменить» только себя, но не Русскую Церковь и культуру

Митрополит Волоколамский Иларион: Во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период