Russian Orthodox Church

Official website of the Moscow Patriarchate

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Patriarchate

Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде

Version for print
9 June 2008 year 21:57

Ваше Святейшество, Преосвященнейшие архипастыри!

Вопрос о состоянии и перспективах духовного образования в очередной раз выносится на рассмотрение Архиерейского Собора. Это естественно, потому что духовное образование занимает исключительно важное место в жизни Церкви. Подготовка пастырей и других церковных работников, развитие богословской науки — задачи, решаемые в стенах духовной школы, — в значительной мере определяют качество церковной жизни на далекую перспективу. Внимание Священноначалия к делу богословского образования объясняется также тем, что в истекшие десятилетия церковная жизнь, претерпела радикальные изменения, происходившие на фоне глубоких перемен в жизни общества. Эти изменения, а главное из них — обретение Церковью свободы, отразились и на духовном образовании, поставив перед ним новые задачи, открыв новые возможности и создавая новые трудности и проблемы.

Но говоря о динамичных переменах, мы не должны забывать и о том, что как Церковь при любых исторических переменах и катаклизмах в существе своем остается одной и той же, основанной на краеугольном камне Апостольского Предания, так и главная цель духовной школы остается всегда неизмененной. Церковная школа призвана прежде всего готовить добрых пастырей, призванных вести за собой народ Божий словом назидания, совершением Таинств, примером своей богоугодной жизни, приуготовляя пасомых к вхождению в вечную жизнь со Христом. А для этого сами пастыри, выпускники наших духовных школ, должны быть, по слову Евангелия «солью земли».

Фундаментальная цель духовного образования остается всегда неизменной, но радикально изменились масштабы церковного делания, и соответственно вся система духовного образования Русской Церкви пережила значительный количественный рост и серьезные качественные изменения.

В межсоборный период продолжался начавшийся в 1988 г. рост числа духовных школ и увеличение числа учащихся в них, хотя процесс этот не был уже столь бурным, как в первой половине 90-х годов. Ко времени Архиерейского Собора 1997 г. сеть духовных школ включала 5 Духовных Академий, Богословский Институт, 21 Духовную Семинарию, 23 Духовных училища и 6 пастырских курсов. За прошедшие с тех пор 3 года число Семинарий увеличилось на 6, в настоящее время их 27, количество Духовных училищ выросло с 21 до 27. Число Академий и пастырских курсов осталось неизменным. За этот период появились следующие преобразованные из Духовных училищ Семинарии: Владимирская, Ташкентская, Воронежская, Казанская, Самарская, Николо-Угрешская.

В эти годы были открыты или преобразованы из пастырских курсов следующие Духовные училища: Тульское, Тамбовское, Барнаульское, Саранское, Тюменское, Ивановское, Перервинское, Оренбургское, Нижегородское (в г.Выксе).

Что же касается числа учащихся духовных школ, то в 1997 г., оно составляло 3700 лиц по стационару, включая учащихся регентских и иконописных школ при Духовных академиях и семинариях (без Украинской Православной Церкви, откуда не поступают сведения в Учебный Комитет), а вместе с заочным сектором и экстернатом — 6400 человек. За межсоборный период оно увеличилось, составив в закончившемся, 1999/2000 учебном году, более 6000 тысяч по стационару (без Украинской Православной Церкви). Общее число заочников и обучающихся по системе экстерната составило в истекшем учебном году 7300 студентов. При этом число выпускников духовных школ в 2000 году составило 1700 лиц, в том числе 600 — в священном сане.

В Московских Духовных Школах преподавание осуществляли в истекшем учебном году 101 преподаватель в том числе 9 профессоров, 10 доцентов, 6 докторов и 5 магистров. В 1999/2000 учебном году в Московских Духовных Школах обучалось 520 студентов по стационару, в том числе 155 в Академии, 365 в Семинарии, 113 в Регентской школе и 75 Иконописной школе. По заочному сектору и экстернату 232 в Академии и 539 Семинарии. В 2000 году Московские Духовные Школы закончило в совокупности 285 лиц, в том числе 12 священнослужителей по стационару. Преподавателями Московских Духовных школ подготовлен и опубликован ряд учебных пособий, а также богословских, церковно-исторических, религиозно-философских исследований.

В Санкт-Петербургских Духовных Школах трудится 83 преподавателя, в том числе 2 заслуженных профессора, 10 профессоров, 6 доцентов. В Санкт-Петербургских Духовных Школах в 1999/2000 учебном году обучалось по стационару 99 студентов в Академии, 230 в Семинарии, 95 в Регентской Школе, а также 29 в Иконописной школе. Кроме того по экстернату обучалось 65 студентов Академии и 67 в Семинарии. В 2000 году Санкт-Петербугские Духовные Школы закончило 131 лицо в том числе 44 священнослужителя. Преподаватели Санкт-Петербугских Духовных Школ помимо педагогического и пастырского служения, занимаются также научно-богословской деятельностью, публикуют книги и статьи, участвуют в научных конференциях.

Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт имеет 6 факультетов, дневное, вечернее, заочное и подготовительное отделения. При Институте действует Центр духовного образования военнослужащих. В Институте трудятся 314 преподавателей, совмещающих с преподаванием в ПСТБИ с педагогической деятельностью в МДА, МГУ и других учебных заведениях. В числе преподавателей 15 докторов. Всего на очном отделении учится более 1000 студентов, на заочном — около 2000. В Институте проводится Ежегодная Международная Богословская конференция, ведется значительная научно-исследовательская и учебно-методическая работа. Издан ряд монографий по новейшей истории Русской Православной Церкви, регулярно издаются институтские учебные пособия. Обучение в институте построено по принципу соединения богословского, гуманитарного и специального образования. Студенты всех факультетов регулярно проходят практику, участвуют в миссионерских поездках. Институт имеет государственную аккредитацию по специальностям История, Филология, Искусствоведение, Религиоведение, а также по образовательным направлениям Теология, Религиоведение, Педагогика. По этим специальностям студенты получают государственные дипломы.

В Киевской Духовной Академии в истекшем учебном году обучалось 160 студентов по стационару, 278 по сектору заочного обучения и 17 по экстернату. В 2000 году Киевскую Духовную Академию закончило 28 выпускников, в том числе 11 лиц в священном сане. В Белорусской (Минской) Духовной Академии в прошедшем учебном году обучалось 32 студента. Из 11 выпускников Академии 2000 года 5 лиц закончили ее в священном сане. В Кишиневской Духовной Академии в 1999/2000 учебном году обучалось 120 студентов по стационару, а также 95 по заочному сектору и экстернату. По стационару Академию закончило 19 выпускников, в том числе 8 священнослужителей.

Среди Духовных Школ Русской Православной Церкви следует особо отметить также Тобольскую, Коломенскую, Самарскую и Смоленскую Духовные семинарии, в которых уровень преподавания учебных дисциплин поставлен на должную высоту, соответствующую в целом требованиям нашего времени. Эти Семинарии, обладая достаточно квалифицированными преподавательскими кадрами, смогли перейти к 5- летнему курсу обучения.

Особое место в системе духовного образования у нас занимает Белгородская Духовная Семинария с миссионерской направленностью. Миссионерское служение является важнейшим делом в нашей церковной жизни. При этом миссионерский опыт, накопленный Церковью в Синодальную эпоху, не может быть повторен буквально ввиду радикально изменившихся условий религиозной, государственно-правовой и общественной жизни. Поэтому преподавание в Белгородской Семинарии по необходимости носит экспериментальный характер.

Несмотря на заметный рост числа студентов и выпускников духовных школ, имевший место в межсоборный период, дефицит пастырских кадров сохраняется, хотя он, несомненно, уменьшился, и в отдельных епархиях его уже практически нет. В относительно близкой перспективе можно предполагать если не полное решение, то значительное смягчение остроты проблемы недостатка кадров духовенства. Правда, значительная часть священнослужителей, рукоположенных в 90-ые годы, в пору многократного увеличения числа приходов, но также отчасти и ранее, не имеет богословского образования. Задача увеличения числа учебных мест в духовных школах Русской Православной Церкви остается актуальный, но, возможно, решаться она должна главным образом уже не путем открытия новых школ, а расширения приема в тех Духовных семинариях и училищах, где к тому существуют кадровые и финансовые возможности. Во всяком случае на предстоящий период приоритетное значение имеет уже не количественный рост системы духовного образования, а ее качественное совершенствование.

По завершении реформы духовной школы мы, вероятно, придем к такому положению, когда семинариями будут признаваться лишь 5-летние высшие духовные учебные заведения, а 4-летние духовные школы с учебными планами прежних семинарий будут иметь статус духовных училищ. Для священнослужителей Русской Православной Церкви минимально необходимым образовательным цензом будет считаться по меньшей мере 4-х летний училищный курс. В связи с этим отпадет необходимость в дальнейшем существовании пастырских курсов, а также духовных училищ с более кратким курсом обучения, открытых в период острого дефицита пастырских кадров. Священнослужители, не имеющие достаточного богословского образования, должны будут впоследствии восполнять его, обучаясь заочно. Желательно, чтобы правящие архиереи при назначении клириков на разные места пастырского служения учитывали их образовательный ценз.

Проблемы духовного образования, состояния духовных школ в межсоборный период находились под постоянным пристальным и отеческим вниманием Главы Русской Церкви Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ II и Священного Синода, на заседания которого регулярно выносились вопросы, связанные с системой богословского образования, в связи с чем на синодальные Заседания приглашался Председатель Учебного Комитета, который представлял Св. Синоду доклады, сообщения, заключения.

В большинстве случаев при этом решались конкретные организационные вопросы, связанные с открытием или преобразованием духовных школ в различных епархиях, но на некоторых заседаниях Синода обсуждались и принципиальные проблемы, имеющие отношение к постановке духовного образования в целом. Так, 2 октября 1997 года Священный Синод принял постановление об изменениях в порядке назначения и утверждения руководящих должностных лиц духовных школ РПЦ, а также утвердил внутренние Уставы Духовный Академий и Семинарий.

7 марта 2000 года Священный Синод вынес постановление о распределении выпускников духовных учебных заведений. В нем, в частности, подчеркнуто, что Учебный Комитет может направлять выпускников Академии на работу в Синодальные отделы Московского Патриархата или в духовные школы. При этом выпускники Академии, не имеющие священного сана, обязаны в течение 2 лет пройти стажировку в качестве сотрудников Синодальных отделов или преподавателей духовных школ. Согласно постановлению Синода, дипломы об окончании духовных школ выдаются через 2 года после их окончания в том случае, если выпускник положительно зарекомендует себя на церковном послушании. Большинство выпускников Духовных Академий направляются в Синодальные отделы и духовные школы. Так, только Московская духовная Академия после Архиерейского Собора 1997 года направила для служения в ОВЦС 18 своих выпускников.

На заседании Священного Синода, состоявшемся 19 июля 2000 г., было принято решение о проведении Учебным Комитетом в предстоящем 2000/2001 учебном году инспекционной проверки всех духовных учебных заведений, по результатам которой будут решаться вопросы о целесообразности изменения статуса каждой конкретной школы.

В межсоборный период для широкого и ответственного обсуждения проблем, перед которыми стоят духовные школы, и выработки рекомендаций по их решению созывались ректорские совещания, подготовка и организационное обеспечение которых осуществлялись Учебным Комитетом. Так, Ректорское совещание проведено было с 4 по 6 мая 1999 года в МДА. С 21 по 24 июня текущего года Ректорское совещание проведено было в Тобольской Духовной Семинарии. На Совещании в результате дискуссии по тематике, очерченной в докладе Председателя Учебного Комитета и сообщениях других его участников, выработан был ряд решений рекомендательного характера. В частности, была подчеркнута необходимость полного взаимопонимания между епархиальным начальством и руководством духовных школ. В этой связи необходимо также сказать об ответственности архиерея за принятых по его рекомендации студентов иноепархиальных школ.

Ректорское совещание обозначило делом первостепенной важности организацию сотрудничества духовных школ Русской Православной Церкви с государственными высшими школами, в том числе и с целью открытия в них теологических факультетов или отделений. В этом контексте была отмечена необходимость более широкого участия представителей духовных школ в Координационном совете Министерства образования Российской Федерации и Русской Православной Церкви. В настоящее время с участием Координационного Совета, представителей Учебного Комитета, МДАиС, ПСТБИ был выработан проект государственного стандарта по специальности «теология». Причем он касается не только проектируемых теологических факультетов в государственных высших школах, но также и наших церковных школ в том случае, если они поставят вопрос об их аккредитации, ибо с принятием этого стандарта возможность аккредитации духовной школы будет обусловлена соответствием ее учебных планов и программ данному стандарту, что, разумеется, не обозначает ограничения возможностей духовной школы во введении в учебный план или сохранении в нем иных предметов, не предусмотренных стандартом.

Вопрос о целесообразности аккредитации духовных школ остается до известной степени еще открытым, хотя большинство руководителей духовных школ исходит из перспективы таковой аккредитации в будущем. Но совершенно очевидно, что все духовные школы должны пройти лицензирование в министерстве образования Российской Федерации (это касается Духовных академий и семинарий, расположенных на территории России) или в местных органах образования (Духовные училища и пастырские курсы). В противном случае мы окажемся в положении, противоречащем действующему государственному законодательству. Между тем, в настоящее время лицензии имеют только Московские и Санкт-Петербургские Духовные Академии и Семинарии и ПСТБИ, а также Белгородская, Казанская, Калужская, Коломенская, Костромская, Нижегородская,Самарская, Смоленская, Тобольская Духовные Семинарии. В Томской и Николо-Угрешской семинариях лицензирование проведено, но соответствующий приказ министра образования еще не подписан. Ректорское совещание, состоявшееся в Тобольске, потребовало от духовных школ, которые не получили лицензию, пройти лицензирование безотлагательно.

Главным предметом дискуссии на ректорском совещании в Тобольске были вопросы, связанные с реформой системы духовного образования Русской Православной Церкви, с уточнением отдельных положений этой реформы, с оценкой уже имеющихся результатов на этом пути и возникающих в процессе реформирования проблем. Суть реформы, как известно, заключается в том, что Семинария, продолжая решать ту же задачу, какую она решала и ранее — подготовку пастырей, преобразуется в 5-летнюю высшую школу, в которой преподаются основные богословские и церковно-исторические дисциплины в том объеме, в каком они преподаются ныне в Духовных академиях. А в Духовных академиях, призванных готовить церковных ученых, преподавателей духовных учебных заведений, особый акцент делается на специализации, с этой целью будут введены отделения: богословское, библейское, церковно-историческое и церковно-практическое; с более узкой специализацией по кафедрам.

В настоящее время реформирование системы образования, связанное с переходом к 5-летнему курсу обучения, осуществляется в Московской, Санкт-Петербургской, Тобольской, Самарской, Минской, Смоленской, Коломенской, Калужской и некоторых других Семинариях. В Московской и Санкт-Петербургской Семинариях в 2000/2001 учебном году по новым учебным планам и программам будут заниматься уже студенты 3-х первых курсов. При этом следует отметить особенную важность для осуществления реформы и по существу экспериментальный характер предстоящего обучения студентов 3-го курса, ибо учебный план и программа двух первых курсов незначительно отличаются от прежних. Третий же курс несет с собою большую новизну. На 3-м курсе планируется переход к лекционной форме обучения, а также к проведению семинаров.

Повышение научного уровня образования в семинарии и академии предполагает совершенствование методики преподавании древних и новых языков и увеличение учебного времени отводимого на него. Так, в Московской духовной семинарии новые языки преподаются сейчас начиная с первого курса, латинский — со второго и древнегреческий — с третьего курса до пятого курса включительно. Продолжение изучения языков в духовной академии позволит ее выпускникам свободно пользоваться богословской литературой на иностранных языка, а также читать творения отцов в подлиннике.

Ректорское совещание, состоявшееся в Тобольске, приняло ряд решений, связанных с осуществлением реформы духовного образования. Оно обратило внимание руководства Духовных школ на необходимость максимально приблизить учебные планы каждой конкретной семинарии к тем, которые утверждены были Священным Синодом для реформированной школы. На Совещании подчеркнута была целесообразность постепенного введения в семинарское образование лекционной формы. В связи с введением новых учебных программ было решено продолжить работу над разработкой методических рекомендаций к ним. Ректорское совещание высказалось также за приведение учебных степеней духовных учебных заведений в соответствии с государственно признанными учеными степенями. Принято также решение в дальнейшем проводить ректорские совещания ежегодно.

В 90-е годы существенным прорывом в деле совершенствования учебного процесса явилось типографское издание учебных пособий по ряду предметов академического и семинарского курса. При подготовке к печати эти учебники были отредактированы и переработаны, либо написаны вновь, и качество их при этом улучшилось. Но до сих пор учебные пособия издавались, исходя не только из остроты потребности в том или ином учебнике, сколько из качества наличных пособий. На повестке дня стоит вопрос координации усилий лучших научных и педагогических кадров духовных школ с тем, чтобы организовать планомерную подготовку к печати учебных пособий по всем предметам для семинарий и по основным академическим дисциплинам. Так, в Московских Духовных Школах недавно подготовлено учебное пособие для семинарии по латинскому языку. Ведется работа над семинарским учебником по церковному искусству. Продолжается работа над корректировкой учебных планов и совершенствованием учебных программ. В академиях, помимо основных общеобязательных предметов, будут также читаться спецкурсы.

В последние годы в учебные планы духовных школ вводятся новые предметы, такие как введение в патрологию или патрология, византология, церковное право, пастырское богословие, введение в философию, психология, миссиология, риторика, основы приходского хозяйства, церковное искусство.

В истекшем учебном году в 23 духовных школах Русской Православной Церкви начал преподаваться новый предмет «Педагогика». Можно выделить три основных причины введения этого предмета: церковная необходимость, государственная востребованность, необходимость приблизить учебный процесс к реальным запросам подготовки современного пастыря. Церковная необходимость обусловлена быстрым развитием системы церковно-приходского образования. В церковной ограде идет возрождение воскресных школ самой разнообразной направленности православных гимназий, молодежных катехизических клубов. Все это требует пастырского окормления, квалифицированных преподавателей и понимания сути педагогических новшеств. Как известно, в августе 1999 года между РПЦ и министерством образования подписан договор о совместной деятельности, создан организационный механизм реализации договора — координационный совет при министерстве образования России. В результате чего инструктивным письмом министра образования В.Филиппова разрешено религиозное обучение детей в государственных школах, готовятся решения о введении в светских образовательных учреждениях нового предмета — «Основы православной культуры», идет работа над совместной программой духовно-нравственного воспитания детей. Все это создает новые возможности для Церкви духовно окормлять современное подрастающее поколение. По сути дела, мы сегодня имеем государственный заказ на более активное влияние церковной интеллигенции, мирян под руководством священников на государственную систему образования: на педагогов, детей, содержание образования и воспитания.

Для решения таких исторически важных задач нужно новое поколение священства, высокообразованное, знающее, как работать с подрастающим поколением в церковной ограде и государственных учебных заведениях, священство, которое может духовно объединить и направить педагогическую интеллигенцию для использования открывшихся для Церкви возможностей. Многолетнее обучение в закрытом учебном заведении помимо достоинств часто приводит к потере адекватного представления о реалиях современного мира, что затрудняет общение с детьми. Кроме того, постановка студента в позицию преподавателя мобилизует все его познания, весь жизненный опыт и позволяет более осознанно и глубоко изучать богословские дисциплины в семинарии. Урок в школе — это комплексный экзамен на духовную зрелость и силу студента.

Таким образом, можно выделить основные цели и задачи семинарского курса «Педагогики»: 1) подготовить будущих священнослужителей к работе в Воскресной школе и других церковно-приходских детских образовательных учреждениях; 2) подготовить студентов к работе с нецерковными детьми в условиях современной образовательной системы; 3) дать представление об основных педагогических теориях, закономерностях и принципах. Данные задачи были реализованы в учебной программе, разработанной 70-ю ведущими в России специалистами в области церковной педагогики на совещании, состоявшемся 16-18 марта 1999 года. Студенты Московской Духовной Семинарии теоретическое изучение педагогики совмещали с педагогической практикой. Всего в истекшем учебном году проходило практику 83 студента МДС. За период педагогической практики было проведено более 120 зачетных занятий, в которых участвовало около 2 500 школьников. В подготовке и проведении детских Пасхальных и Рождественских праздников приняли участие все студенты и около 3000 детей из Сергиева Посада, Москвы, Московской и других областей России.

Есть еще в жизни духовных школ проблема, которая одновременно является серьезной проблемой общецерковного значения. Речь идет об уменьшении числа рукоположений среди учащихся. 10 лет назад этой проблемы практически не существовало. Одной из причин уменьшения числа хиротоний является снижение среднего возраста учащихся, сейчас некоторые из воспитанников заканчивают семинарию в 20 лет — 22 года. Понятно, что в таком возрасте не всегда легко выбрать образ жизни, тем более трудно сделать практические шаги, соответствующие этому выбору. Предполагаемое и по местам уже вводимое продление до 5 лет обучения в семинарии может оказать хотя бы частичное положительное влияние на ситуацию с рукоположениями выпускников семинарии. Решению данной проблемы могло бы способствовать введение в правила приема положения о том, что из числа военнообязанных и годных к действительной воинской службе в духовные школы приниматься могут лишь лица, отслужившие в армии установленный срок. Таким образом для большинства абитуриентов возрастная планка была бы поднята до 20 лет — 21 года. Соответственно повысился бы и возраст выпускников — кандидатов священства Впрочем, у такого решения есть и негативная сторона, связанная, во-первых, с уменьшением числа абитуриентов, а значит, с сужением возможности выбора лучших из них, а во-вторых, с тем обстоятельством, что двухлетний перерыв в обучении часто негативно сказывается на учебных успехах студентов — теряются навыки к обучению. Поэтому вопрос этот нуждается в дальнейшем изучении.

Но проблема рукоположений все-таки в основном связана с состоянием религиозного воспитания студентов духовных школ. Вопросам воспитания учащихся посвящено было организованное Учебным Комитетом совещание проректоров духовных школ по воспитательной работе, состоявшееся в декабре 1999 года. На этом совещании состоялся обмен опытом, который накопили духовные школы, каждая имеющая в этом свою специфику. Участники совещания исходили при этом из того, что дело религиозного воспитания является самым главным в духовной школе, которая призвана воспитывать благочестивых, беззаветно преданных Православной Церкви пастырей, бережных хранителей Предания и церковных традиций.

Насущные потребности развития церковной науки ставят на повестку дня вопрос о создании научно-богословского центра Русской Православной Церкви, который занялся бы фундаментальной разработкой наиболее актуальных богословских, церковно-исторических и церковно-правовых проблем. Помимо квалифицированных преподавательских кадров к работе в нем можно привлечь и светских специалистов, обладающих серьезным научно-богословским потенциалом. Участие лучших студентов академии в деятельности Богословского центра на основе научной специализации поможет с большим, чем прежде, успехом готовить высококвалифицированных преподавателей духовных школ. Есть оправданная надежда, что роль такого объединенного института сможет сыграть Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».

В докладе о жизни духовных школ Русской Православной Церкви представляется уместным затронуть вопрос об их участии в деятельности Синдесмоса. В настоящее время Всемирное Братство Православной молодежи Синдесмос, созданное в 1953 году в Париже видными русскими богословами и объединяющее более 200 православных организаций и богословских школ из более чем 60 стран, является крупнейшей и единственной международной православной молодежной организацией в мире, действующей по благословению и при содействии Предстоятелей всех Поместных Православный Церквей.

В соответствии с решением последней Генеральной Ассамблеи Синдесмоса, проходившей в 1999 году в Финляндии, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с 1 декабря 1999 года начало свою деятельность Восточно-европейское Отделение Синдесмоса, штаб-квартира которого находится в Московской Духовной Академии.

Принимая во внимание необходимость расширения влияния Русской Православной Церкви в этой международной организации, Восточно-европейское отделение Синдесмоса предполагает создать региональные представительства в епархиях на базе богословских учебных заведений. Это позволит вовлечь в деятельность Синдесмоса епархиальные духовные школы и молодежные движения. Вступление духовных учебных заведений в Синдесмос и активное участие в его деятельности позволит широко использовать возможности этой международной организации, имеющей более почти полувековой опыт работы с молодежью в секуляризованном западном обществе, идеалы которого активно внедряются в сознание молодых людей в современной России.

Синдесмос — это единственная православная молодежная организация, которая проводит международные лагеря (в т.ч. на Св. горе Афон), семинары, консультации и конференции на такие животрепещущие темы, как биоэтика, экология, современное состояние экуменического движения, православное богослужение, богословское образование, подготовка руководителей молодежных организаций. Открытое обсуждение наиболее острых проблем современности позволяет молодым людям сформировать свое церковное мировоззрение, научившись давать ответы на вызовы секулярного сознания с позиций православной церковности.

Подготавливая и поддерживая православных руководителей, работающих с молодежью, что особенно актуально для нашей Церкви, Синдесмос вносит свой вклад в миссионерскую деятельность Православной Церкви. Эта работа включает развитие катехизаторских навыков с помощью педагогических курсов, руководство программами молодежных лагерей, инициативы, способствующие повышению ответственности за сохранение окружающей среды, и социальное служение. Синдесмос представляет уникальную платформу для сотрудничества православных образовательных центров. Особое место в его деятельности отводится поддержке богословских учебных заведений через проведение совместных мероприятий, направленных на расширение связей и взаимодействие. Синдесмос ведет активную издательскую деятельность, выпуская литературу, предназначенную для православной молодежи на русском, греческом, английском и арабском языках. Среди недавно опубликованных монографий — «Молодежное служение», «Православие и экология», «Межцерковный диалог», «Православная молодежь, и экуменизм», «Война, мир и национализм», материалы консультаций православных богословских школ, молитвословы с параллельными текстами на нескольких языках. Будучи организацией, в которой местное и общеправославное взаимно питают друг друга, Синдесмос позволяет православным молодым людям познакомиться с традициями и современным положением других Поместных Церквей, установить дружеские отношения на личном уровне, что в дальнейшем будет служить большему взаимопониманию между отдельными Поместными Православными Церквями. Такого рода деятельность выявляет вселенский характер Православия, подчеркивая, что православные христиане не только члены Поместных Церквей, но, в первую очередь, члены единого тела Христова.

Со 2 по 10 сентября сего года в Московской Духовной Академии будет проходить «Международный обмен молодежи» в рамках Синдесмоса. Активизация деятельности Синдесмоса в России очень важна именно сейчас, когда в определенной части церковной общественности, по причинам объективного характера, усиливается недоверие к Западу и появляется стремление к изоляции от внешнего, в том числе, к сожалению, и православного мира. Нам представляется, что преосвященным архиереям следовало бы позаботиться о том, чтобы подведомственные им духовные школы вступили в Синдесмос как его коллективные члены.

Для нормальной жизни духовно-учебных заведений далеко не второстепенное значение имеет их материальное обеспечение. В наши дни, когда духовные школы, как и все вообще церковные учреждения, не сталкиваются с трудностями, которые ранее искусственно создавались инстанциями, контролирующими религиозную жизнь в стране, самой серьезной проблемой стала нехватка средств. Тяжелое финансовое положение государства, многократное удорожание коммунальных услуг, падение доходов населения, с одной стороны, а с другой — восстановление значительного числа храмов, передаваемых Церкви в разрушенном состоянии, являются причиной финансовых трудностей для Церкви. А для духовных школ, как правило, не имеющих существенных самостоятельных источников доходов, трудности эти особенно велики. Именно поэтому большинство преподавателей духовных семинарий и училищ педагогическую деятельность совмещают либо с приходским служением, либо, если они не имеют сана, с иными видами деятельности. Конечно, само по себе совмещение преподавания в духовной школе с пастырством — явление нормальное, но масштабы такого совмещения в настоящее время безусловно чрезмерны. В любом случае, в духовной школе должно быть хотя бы одно должностное лицо с административными полномочиями, которое несет послушание только в данном духовном учебном заведении, без совмещения. Духовные школы не менее других церковных учреждений нуждаются в отеческой заботе священноначалия Русской Православной Церкви. Затраты на образование кандидатов священства — это обеспечение завтрашнего дня Церкви. Туне они не пропадут.

В связи с финансовыми трудностями в этом году сокращен набор в Московскую Духовную Семинарию (вместо 90 человек принято 60 человек). Сократится также набор в Регентскую школу.

Основную ответственность за состояние духовного образования в Русской Церкви перед ее Священноначалием несет Учебный Комитет при Священном Синоде. Характеризуя жизнь духовных школ в межсоборный период, мы одновременно говорили по существу дела и о деятельности Учебного Комитета, который имеет непосредственное отношение ко всему, что было сделано на учебном поприще. Представляется только необходимым дополнительно доложить о том, что в связи с принятием в 1997 году нового Закона о свободе совести и религиозных объединениях понадобилось выработать тексты новых типовых гражданских уставов духовных школ разных ступеней. На основании этих уставов проведена была в органах юстиции перерегистрация духовных учебных заведений. А еще ранее, 2 октября 1999 года на заседании Священного Синода были приняты внутренние уставы духовных академий и семинарий. При Учебном Комитете существует библиотечный коллектор, задачей которого является обеспечение духовных школ прежде всего учебной литературой, а также другими изданиями с богословской, церковно-исторической и иной религиозной тематикой.

В настоящий момент, когда происходит решительная битва за спасение России от лжедуховного иноземного ее порабощения, от Духовных школ зависит многое. Они, в первую очередь Семинарии, Академии, Богословские институты, могут и должны дать двуедино (духовно и богословски) подготовленные кадры, без которых Церковь будет неуклонно терять свой авторитет, и русский народ окажется во власти подготовленных проповедников инославия, иноверия и безверия. Иноверные идеологи прекрасно понимают, какое важное значение имеет хорошо подготовленный проповедник, миссионер. Они буквально ловят момент. И если православные школы не получат поддержки, то мы окажемся неподготовленными перед серьезнейшим вызовом, брошенным Русской Православной Церкви.

Поэтому только целеустремленная, благожелательная и неустанная работа, координируемая высшей церковной властью, способна дать всем нашим образовательным центрам ту силу, которая духовно обогатит и укрепит и саму Церковь, и Отечество. Как сказал Святейший Патриарх Алексий на 2-ом съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, «XXI век мы должны сделать Православным веком, ибо альтернатива этому — подлинная бездуховность, размывание традиционных устоев нравственности, и, как следствие, гибель России, потерявшей свою историческую память и духовную самобытность». Немалая часть в исполнении этой задачи — дело духовных школ.

***