Russian Orthodox Church

Official website of the Moscow Patriarchate

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Patriarchate

Игумен Арсений (Соколов): От происходящего на Ближнем Востоке зависит судьба всего человечества

Игумен Арсений (Соколов): От происходящего на Ближнем Востоке зависит судьба всего человечества
Version for print
6 June 2016 year 11:06

Ближний Восток — библейский регион, где продолжаются гонения на христиан. Этот факт признают в мире. О том, как живет население Ближнего Востока, какова судьба прихожан Русской Церкви в Дамаске и Бейруте, в каком состоянии там пребывают русские храмы, корреспонденту «Интерфакс-Религия» Наталье Федотовой рассказал представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте игумен Арсений (Соколов).

— Что Вы наблюдаете, постоянно находясь рядом с эпицентром военного конфликта?

— Ближний Восток — колыбель христианства. И не только христианства. Это вообще родина религии и культуры как таковых. И, как Вы верно заметили, это библейская земля. Она свята не только для христиан, но и для представителей всех авраамических религий (к которым, помимо всем известных трех — христианства, иудаизма и ислама, относятся еще несколько менее известных), для которых Ближний Восток — не просто одна из земель, а единственная и уникальная в своем роде земля — земля пророков, земля Писания, земля, где звучало слово Божие. А для нас, христиан, это еще и земля, где это Слово воплотилось, где родился, жил и умер за жизнь мира Спаситель и Господь наш Иисус Христос, где Он воскрес и откуда вознесся.

Ну а в целом, более половины населения планеты считает Ближний Восток своей духовной прародиной и поэтому не может относиться равнодушно к тому, что там происходит. Ведь от того, что происходит в этом регионе, зависит в конечном итоге судьба всего человечества. Все ближневосточные события, какими бы незначительными они порой ни казались, имеют глобальное измерение. Наверное, поэтому Ближний Восток — очень чувствительный регион, очень нервный. Это не Португалия, «спящая красавица Европы», и не Острова Зеленого Мыса, где и вовсе время остановилось и не происходит решительно ничего. Население ближневосточных стран живет в состоянии постоянного стресса. В наше время этот нервный стресс, очевидно, достиг крайнего накала, что на Ближнем Востоке случалось уже не раз — при тотальном и всесокрушающем ассирийском терроре в VIII веке до Р.Х., во времена восстаний против римлян в I-II веках христианской эры, во времена арабского завоевания VII века и так далее.

Гонения на христиан Ближнего Востока и Северной Африки вызвали тревогу во всем мире. В этом немалая заслуга Русской Православной Церкви, которая во весь голос, на весь мир заявляла об этих гонениях еще несколько лет тому назад, когда мир не хотел их замечать. Недавняя встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском ставила основной своей целью объединить усилия православных и католиков в деле защиты гонимых христиан. На Ближнем Востоке эта беспрецедентная встреча нашла самый положительный отклик, и не только со стороны христиан. Все люди доброй воли увидели в этой встрече решимость христианского мира трудиться для установления мира в этом неспокойном, охваченном войнами и глубокими противоречиями регионе. Встреча в Гаване укрепила надежду многих людей на скорое наступление мира в Сирии.

Массовый исход христиан из Ирака и Сирии ставит во всей остроте вопрос о христианском присутствии на Ближнем Востоке. Да, христианские общины ближневосточных стран — лишь островки в мусульманском океане. Исключение в этом отношении составляет разве что Ливан, страна, где ни одна религия и ни одна конфессия не является доминирующей, где христиане играют в жизни страны не меньшую роль, чем мусульмане. Но и в маленьком Ливане христианское население убывает, пусть и не так стремительно, как в Ираке или Сирии. Если эти островки христианства растают в мусульманском океане, это будет трагедией для всего человечества, гуманитарной катастрофой планетарного масштаба. Ведь Ближний Восток, как уже было сказано, — колыбель христианства. Христиане появились здесь на шесть веков раньше мусульман. Когда-то, в V-VI веках почти все население этих земель было христианским (как и все население Северной Африки и нынешней Турции). И сегодня наши ближневосточные братья-христиане говорят: это наш дом, это земля наших предков, мы не хотим уходить из своей страны.

Совершенно очевидно, что, лишившись христиан, и сами ближневосточные страны потеряют существеннейшую часть своей идентичности, станут монотонными, унылыми и неинтересными. Поэтому единой задачей для всех христиан мира сегодня является помощь ближневосточным Церквам в сохранении их присутствия на этой, столь дорогой сердцу каждого верующего, земле.

— Вы являетесь представителем Русской Церкви при Патриархе Антиохии и всего Востока. Какие еще христианские Церкви представлены в регионе? Как складываются Ваши взаимоотношения?

— Ближний Восток — земля древних Патриархатов, Антиохийского и Иерусалимского. А совсем рядом — Египет, Африка, где еще один не менее древний Патриархат, Александрийский. Помимо Православных Церквей, на Востоке много так называемых древневосточных, дохалкидонских Церквей, а также целый букет Церквей, подчиненных Римскому Папе. Так, например, самой многочисленной христианской конфессией в Ливане является Маронитская Церковь. Именно из ее рядов избирается ливанский президент. По традиции, сложившейся с 1943 года, когда Ливан получил от Франции независимость, христиане занимают также целый ряд министерских постов и командуют армией страны. Влияние Маронитской Церкви в Ливане огромно. Вторая по численности христианская Церковь в Ливане — Православная Церковь Антиохийского Патриархата, чья каноническая территория охватывает все ближневосточные страны, за исключением Святой Земли и Иордании, епархии и приходы которых относятся к юрисдикции Иерусалимского Патриарха.

В Сирии ситуация другая. До начала войны в этой стране христианское население составляло около 12% населения. Это довольно значительный процент, хотя и не сопоставимый с ливанским. Основной христианской конфессией в Сирии является Православная Церковь, на втором месте — сиро-яковиты. Кстати, в Дамаске находится и главная резиденция Антиохийского Патриарха. Поэтому и представительство Русской Православной Церкви при Антиохийском Патриархе расположено в Дамаске. Правда, в связи с войной основная часть работы представительства по благословению Святейшего Патриарха Кирилла перенесена в Бейрут. Но это временно, до наступления мира в Сирии.

Вообще для Ближнего Востока характерно братское отношение христиан разных конфессий друг ко другу, общность взглядов на ближневосточные процессы и на будущее ближневосточного христианства. Будучи в меньшинстве, а в некоторых странах в очень незначительном меньшинстве, христиане Ближнего Востока стремятся помогать друг другу, поддерживать друг друга, взаимодействовать в различных научных, социальных, гуманитарных программах. Перед лицом гонений это особенно актуально.

Сегодня все христиане Ближнего Востока призваны дать отчет в своем уповании. Как в начале века во время гонений в Османской империи, как после октябрьского переворота в России, когда власть в нашей стране захватили большевики, как в Китае в середине все того же XX века — в каждом поколении христиан есть мученики, готовые засвидетельствовать истину Христову не только жизнью, но и смертью, и наше поколение не является исключением. Христиане, умерщвляемые сегодня на Ближнем Востоке и в Северной Африке за имя Христово, — это слава Церкви. Сегодня мир имеет множество свидетельств их доброго исповедания, и среди всех этих новостей — ни одной об отречении от Христа. А ведь именно этого добиваются мучители. Что это, как не красноречивое свидетельство современному миру, в том числе дехристианизированной и отрекающейся от Бога Европе, об истинности христианства? Что это, как не торжество Божией любви, которая победила смерть?

— Как Вы оцениваете в целом сложившуюся ситуацию в ближневосточном регионе? В каком состоянии наши храмы в Дамаске и Бейруте?

— Непростая ситуация. А когда она была простой в этих краях? Когда во второй половине VIII века до Р.Х. ассирийские полчища кромсали и терроризировали весь Ближний Восток, разве простой была ситуация? Города стирались с лица земли, каналы засыпались, сады вырубались, население депортировалось. Телевидения в ту пору еще не было, поэтому ассирийская администрация использовала другие средства пропаганды. Например, сооружение гигантских пирамид из отрубленных голов — в назидание непокорным.

Вожди ИГИЛ не изобрели ничего принципиально нового, все это уже бывало не раз на Ближнем Востоке. Да и не только на Ближнем, да и не только на Востоке. Красный террор и массовые репрессии в России в прошлом веке были ничуть не мягче, чем террор и репрессии злодеев, сеющих сегодня смерть в Сирии и Ираке. Но есть одна особенность — ближневосточные террористы думают, что они служат Богу. Как тут не вспомнить слова Евангелия, обращенные к христианам: «Всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2).

В Бейруте и вообще в Ливане у нас нет своих храмов, и по благословению Блаженнейшего Патриарха Иоанна X мы служим в храмах Антиохийской Церкви. А в Дамаске храм у нас есть — это церковь священномученика Игнатия Антиохийского при представительстве Московского Патриархата. Церковь и здание представительства не пострадали. Русские службы там теперь, увы, нечасты, совершаются лишь несколько раз в год, когда мне случается бывать в Сирии.

— Какова судьба прихожан наших приходов в Дамаске и Бейруте?

— Приход при нашем представительстве в Дамаске почти весь эвакуирован. На Литургию приходит четыре-пять местных женщин. Некоторые просто боятся перемещаться по городу, опасаются приходить на службу.

В Бейруте ситуация иная: там у нас и сейчас действует полноценный приход. Богослужения совершаются в храме святого Предтечи и Крестителя Иоанна.

Приход был образован ровно 70 лет тому назад, в мае 1946 года. Состоит в основном из жен ливанцев и их детей. Но есть в нем также и потомки первой волны русской эмиграции, наша почтенная «белая гвардия». Приход небольшой, но очень дружный, и в этом заслуга моих предшественников. Мы вместе не только молимся, но и справляем праздники, паломничаем по ливанским православным монастырям.

— Как обстоит ситуация с беженцами в Ливане? Помогают ли международные организации?

— При населении в четыре миллиона человек в Ливане проживают почти полтора миллиона сирийских беженцев! Но ливанцы не горюют по этому поводу. Хороший пример Европе, чье полумиллиардное население стонет от одного миллиона беженцев так, будто к ним прибыли по меньшей мере сто миллионов.

Да, международные организации немало помогают. В частности, католическая благотворительная организация Caritas. В апреле ливанские лагеря сирийских беженцев посетили представители другой европейской церковной благотворительной организации — Kirche in Not, кстати, вместе с представителем Русской Православной Церкви иеромонахом Стефаном (Игумновым) и с представителем Римско-Католической Церкви архиепископом Паоло Пецци. Это правильно, над решением проблем беженцев надо работать всем вместе — православным, католикам и всем людям доброй воли.

Из российских организаций, помогающим сирийцам, нельзя не упомянуть организацию воинов-афганцев «Боевое братство», которая опекает сиротскую школу для детей погибших сирийских солдат и офицеров. Особенно хотелось бы отметить в этой связи усердный труд Нелли Александровны Кусковой и ее верных друзей — Дмитрия Саблина и Алены Аверковой. Нельзя не упомянуть и о другой организации, об Императорском православном палестинском обществе.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла и совместно с Русской Православной Церковью эта старейшая в России неправительственная организация занимается регулярной доставкой в Сирию гуманитарных грузов, распределяемых равномерно между нуждающимися христианами и мусульманами. Кроме того, по поручению председателя ИППО Сергея Степашина и на средства, собираемые этой организацией, в Сирии будут строиться госпиталь и школа. Как член совета ИППО я надеюсь, что у руководства этой организации найдут поддержку и другие гуманитарные проекты, в частности представленный мной в 2014 году проект перевода на русский язык древних сирийских и арамейских памятников мирового значения, в частности, Пешитты и Таргума Йонатана.

«Интерфакс-Религия»/Патриархия.ru

Version: Russian

Materials on the theme

Church for Russian Orthodox community consecrated in Lebanon

Metropolitan Hilarion of Budapest and Hungary: Vatican concedes to liberals on the issue of same-sex couples [Interview]

Thanksgiving celebrated at St. Nicholas Cathedral in Tehran

DECR chairman concelebrates Liturgy with Patriarch of Antioch at Russian Church’s Metochion in Damascus

DECR chairman concludes his visit to Lebanon

DECR chairman visits Archdiocese of Mount Lebanon

Metropolitan Anthony of Volokolamsk makes pilgrimage to Hamatoura Monastery in Lebanon

Archbishop Theodosius of Sebastia: the oppression to which the Ukrainian Orthodox Church is subjected is unjust and cannot be justified or accepted in any form

Ukrainian authorities try to withhold information from world community regarding facts of violation of believers’ rights

Hierarchs of the Malankara Church have called for the speedy release of Metropolitan Jonathan of Tulchin and Bratslav

Patriarch Porfirije of Serbia: Father Superior of the Kiev-Pechersk Lavra given custodial sentence for his religious affiliation

Archbishop Theodosios of Sebastia: The Orthodox Church is subjected to unprecedented persecution and violence in Ukraine

Bishop Konstantin of Zaraisk confirmed in office as Patriarchal Exarch of Africa

Russian Church Synod expresses strong disagreement with decision to establish “Romanian Orthodox Church in Ukraine”

DECR chairman concludes his visit to Lebanon

Delegation of Malankara Church arrives in Russia

Metropolitan Hilarion of Budapest and Hungary: Vatican concedes to liberals on the issue of same-sex couples [Interview]

Metropolitan Anthony holds talks with Primate of Malankara Church

Metropolitan Anthony participates in events in India to mark the 1950th anniversary of the martyr’s death of the holy apostle Thomas