Ορθόδοξη Εκκλησία της Ρωσίας

Επίσημη ιστοσελίδα του Πατριαρχείου Μόσχας

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Пατριαρχείο

Евгений Крылов: «К Дню народного единства мы относимся как к жемчужине в череде исторических праздников»

Евгений Крылов: 'К Дню народного единства мы относимся как к жемчужине в череде исторических праздников'
Εκτύπωση
4 Νοεμβρίου 2005 έτος 11:23

Телеканал «Россия» с 1 по 5 ноября показал 5-серийный цикл телепрограмм «Россия: путь к миру и согласию», посвященных Дню народного единства. Телепроект реализован компанией «Глас».

Портал Патриархия.ru публикует интервью с руководителем этого проекта и главным режиссером комании «Глас» Евгением Крыловым. В своем рассказе он не ограничился представлением нового цикла. Надеемся, читателям будут интересны его рассуждения и о давних событиях русской истории, и о новом празднике, и о современном телевидении.

— Евгений, вы руководили созданием цикла программ «Россия: путь к миру и согласию», который на этой неделе показывает телеканал «Россия». Не так давно на этом же канале и на телеканале «Культура» прошла серия передач, посвященных Куликовской битве. Их главным режиссером также были Вы. Что объединяет эти телевизионные проекты?

— Прежде всего то, что они посвящены ключевым событиям российской истории. Передачи о Куликовской битве вышли в эфир в преддверии празднования юбилея этого сражения. Новый цикл программ начал выходить 1 ноября, накануне впервые отмечаемого Дня народного единства. Это 5-серийный цикл историко-просветительских программ, в которых мы хотели рассказать о Смутном времени, о том, как народ смог преодолеть Смуту, и о значении этого события в истории нашей страны.

— Кто участвовал в реализации этого телепроекта?

Программы подготовлены издательством «Глас», которое занимается не только издательской деятельностью. Наша компания создает мультимедийные проекты, цель которых  духовное просвещение общества. Хочу отметить, что эти программы мы создавали по благословлению Святейшего Патриарха Алексия.

Люди, которые готовят эти передачи  это верующие православные люди, они говорят о той вере, которую сами разделяют. Но у нас такое правило: свою веру защищай, а чужую не хули.

Наш творческий коллектив внутри себя это, по сути, православная община, но во внешний мир мы обращены как организация, реализующая культурные и образовательные проекты. Не потому что мы боимся заявлять о своем вероисповедовании  слава Богу, сегодня это можно делать беспрепятственно. Но у нас многоконфессиональное общество, многие люди не воцерковлены. Для них язык церковной проповеди тяжеловат. Поэтому, обращаясь к зрителям, мы используем язык образования и культуры, с учетом того, что в России культура исторически основана на Православии и пронизана церковностью.

— Цикл передач приурочен Дню народного единства. Праздник новый, непривычный. Приходится сталкиваться с непониманием этого праздника, который многие считают заменой и противопоставлением годовщине Октябрьской революции. Что Вы думаете по этому поводу и что этот праздник значит для создателей фильма?

 Я считаю, это не замена годовщине революции, это другой праздник, с другим смыслом. Революция  это всегда слом, уничтожение чего-то, какого-то строя, который до этого существовал, противопоставление одной части общества другой. А в новом празднике важна идея единения народа.

Скорее можно говорить о возвращение этого праздника, а не о замене того. Альтернатива годовщине революции  да, но на уровне свободного выбора, потому что Господь человеку даровал свободную волю.

Кому близка красная идеология, идеология богоборчества, подавления человеческой свободы, пускай празднуют Октябрьскую революцию, если им это дорого, если они одобряют идею построения рая на земле без Бога и по-прежнему хотят ее реализовать. Мы такой цели не ставим и потому праздник у нас иной.

В последние годы праздник 7 ноября назывался Днем примирения и согласия. Новый праздник приобрел более монолитное и понятное название  народного единства. Для церковных людей это еще и единство в Боге, соединение в вере.

Следует сказать еще о том, что празднование событий четырехвековой давности возвращает нас к идее, которая казалась безвозвратно утраченной, идее законной и освященной Богом власти, объединенной через Церковь со своим народом.

 Вы считаете, Православие должно быть государственной религией в России?

 Я не сторонник государственного Православия. Когда-то я делал фильм о Святейшем Патриархе Алексии. Когда мы снимали интервью, Его Святейшество тоже сказал, что сегодня не время для государственного Православия.

Но сейчас есть некая идеология взаимодействия государства и Церкви. Будучи законодательно отделенными друг от друга, они, тем не менее, по каким-то важным аспектам общественной жизни, социального служения взаимодействуют. Такое же взаимодействие происходит и в области государственно-патриотического воспитания. Церковь, которая является носительницей традиций, государству эти традиции передает. Об этом свидетельствует и введение нового праздника.

Очень хорошо, что на государственном уровне праздник, который имеет государственное значение, празднуется, если можно так выразиться, в духовном измерении, в День Казанской иконы Божией Матери. Само это празднование Казанской иконы 4 ноября (22 октября по старому стилю) было установлено Церковью еще в XVII веке в связи с тем, что обращение к иконе Божией Матери помогло ополчению освободить Москву.

— Да, в церковном календаре под этим днем так и записано: празднование Казанской иконе Божией Матери в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 г. Можно ли сказать, что целью создания цикла была популяризация праздника?

 Мы не ставили перед собой цель пропагандировать праздник. Каждую серию предваряет титр, в котором говорится, что мы этот цикл программ этому празднику посвящаем. Потому что относимся к нему, как к некой драгоценной жемчужине в череде исторических праздников.

— В чем, по Вашему мнению, основная проблема Смутного времени?

 Основная проблема Смутного времени  это отсутствие легитимной власти, если говорить современным языком, а на языке людей XVII века  это отсутствие Помазанника Божия. Смута наступает, когда народ уходит от нравственного идеала, или, на языке церковном, нарушает заповеди, преступает клятвы, предает, убивает, лжесвидетельствует.

Мы много думали, в чем же начало Смуты, и начали цикл с программы, которую назвали «Святая Русь». В ней мы попытались сжато, насколько позволяла продолжительность программы, показать, что кризисные моменты истории Отечества связаны с духовными кризисами.

Вспомним, равноапостольный Владимир выводит страну из тьмы язычества к свету христианскому и начинается золотой век русской истории. Но затем начались княжеские усобицы, за которыми последовало как наказание золотоордынское иго. Это, безусловно, мрачная страница нашей истории. Чтобы перевернуть ее окончательно потребовался не один век.

И во всей дальнейшей истории российского государства, в том числе и в Смутное время, мы видим, что всякий раз, когда русский народ и его правители забывали о Христе, о заповедях библейских, о любви к Отечеству и братолюбии, он всегда бывал за это наказан. А возвращение к этим идеалам способствовало преодолению государственных кризисов. Иными словами, духовное очищение русского народа способствовало оздоровлению государства и давало импульс гармоничному политическому развитию страны.

— Одна из серий вашего цикла называется «Народные герои». Кому она посвящена?

 Всем тем, кто не предал свою веру, не стал изменником — Патриарху Гермогену, Скопину-Шуйскому, преподобному Дионисию, Авраамию Палицыну, Михаилу Волконскому, конечно же Минину и Пожарскому, Прокопию Ляпунову и многим другим.

Мы бы хотели вернуть достоинство словосочетанию «народные герои». Сейчас это, к сожалению, затертое клише. Они «народные» в том смысле, что они за весь русский народ, не только за своих современников, но и за своих предков и за тех, кто ныне живет.

Название другой серии  «Пылающие сердца»  возникло у нас после того, как мы написали эпизод гибели князя Михаила Волконского у раки преподобного Пафнутия Боровского. История там была такая. Монастырь был неприступен, но изменники открыли ворота и поляки вошли внутрь. Может быть бессмысленно было сражаться, но до последней капли крови святыню защищает герой, потому что это для него самое дорогое, потому что он защищает святыню, а преподобный уже у престола Божия молится и за него, и за других защитников, и за Отечество. В память об этом на гербе Боровска изображено пламенеющее сердце.

Вот на такое способны пылающие сердца. Человек должен гореть, гореть делом, гореть верой, гореть любовью.

— Как бы Вы сформулировали основной урок, который могут извлечь наши современники из событий Смутного времени?

 Пожалуй главное, что следовало бы нам всем хорошо усвоить, это то, что народ, не живущий духовным устремлением, не имеет исторической перспективы. Причина Смуты  это забвение Бога. Смута преодолевается покаянием и духовным подвигом, который может и на ратном поле проявиться. Ведь Минин не просто так становится организатором и вдохновителем ополчения. Почему именно Минин? Да потому что он слышит глас Божий, ему трижды является преподобный Сергий. Он и все кто пошел за ним были ведомы духовной силой.

Если современное общество будет жить более высокими устремлениями, чем удовлетворение материальных потребностей, тогда есть надежда, что оно оздоровится, несмотря на весь этот секуляризм, на всю эту демонию и культ потребительства. Все-таки в обществе сохраняется какой-то вектор духовный. Во многом это происходит благодаря Церкви. Если люди будут возвращаться в храмы, этот вектор будет только укрепляться.

— Расскажите, пожалуйста, вкратце о стилистике ваших телепрограмм?

 Если говорить о технической стилистике видеоряда, то наши программы на 80% анимационные. Даже те изображения, которые реалистичны, это фотографии, главным образом фотографии хорошего очень качества, которые разрезаны на слои и анимированы.

Что касается содержательной стилистики, то здесь, по нашему мнению, уместен был определенный консерватизм как в подаче материалов, так и в формулировках. Мы постарались представить не просто новости прошлого и мозаику исторических и житийных сюжетов; всему этому необходимо было дать духовное измерение и серьезное содержание. Нужно давать людям пользу, а не отнимать у них время.

— У вас присутствует в кадре рассказчик?

 Нет, но у нас есть лирический герой, который реализован, прежде всего, в голосе. Это замечательный голос Ивана Верховых, который работает режиссером в театре Фоменко. Он сам блистательный в прошлом актер. Мне бы хотелось, чтобы мы продолжали работать с ним и дальше, чтобы этот голос появлялся в наших передачах, а наши передачи появлялись бы на тех каналах, которые люди смотрят.

— Для вас важно, чтобы ваши передачи посмотрело как можно больше людей?

 Да. Мы стремимся делать программы, которые понятны самой широкой аудитории, поэтому мы обратились в первую очередь к федеральному каналу, который смотрит вся страна.

Если посмотреть на эфир общедоступных телеканалов, мы не увидим там передач, подобных нашим. Мы восполняем некий дефицит историко-патриотического телевещания.

По-моему, если есть государственные каналы, они должны выступать с государственных позиций и предлагать обществу какую-то патриотическую идею, а не бесконечно кормить людей «Аншлагами» и другими подобными передачами. Об этом уже говорилось тысячу раз, кто их только не ругает, но ситуация ничуть не изменилась.

Компания «Глас» производит программы для телевидения образования и культуры. Это незанятая ниша, даже канал «Культура» ее не в полной мере заполняет. Из всего, что есть на светском поле, для нас это самое близкое пространство, но аудитория этого канала, увы, невелика.

Мы делаем программы в каком-то смысле миссионерские, обращенные к людям. Мы хотим принести людям слово истины и рассказать о самом значимом в нашей истории. Поэтому для нас важно, то что наши проекты выходят на государственном канале.

— Безусловно, это хороший знак.

 Да, хотелось, чтобы он был понят, чтобы было продолжение. Будем это мы или кто-то другой, не так важно. Важно, чтобы это было.

— Какие еще проекты вы планируете реализовать в ближайшее время?

 Творческая программа у нас широкая. Она включает в себя большое количество культурных, образовательных и исторических по тематике проектов. Многие из них уже находятся в работе. Пока, может быть, преждевременно говорить о каких-то деталях новых программ, но можно сказать, что наше устремление при их создании остается прежним: способствовать, по мере сил, возвращению России ее истории. Мы хотим напомнить нашим соотечественникам, что они потомки великого народа, живущие в великой державе, тысячелетняя история которой неразрывно связана с Православием.

Беседу вел В.Радзиевский

Патриархия.ru