Ορθόδοξη Εκκλησία της Ρωσίας

Επίσημη ιστοσελίδα του Πατριαρχείου Μόσχας

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Пατριαρχείο

Помочь помогающим

Помочь помогающим
Εκτύπωση
10 Οκτωβρίου 2017 έτος 17:37

Как помочь православной службе помощи «Милосердие», курирующей 27 социальных проектов, в интервью журналу «Русский репортер» № 18 (435) рассказал духовник службы, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Когда журналист беседует со священником, никогда не ясно, кто кого исповедует, а кто у кого берет интервью. «Я вот раньше очень себя не любил за хамелеонство, — говорю, — в командировку едешь, встречаешь массу незнакомых тебе людей, и под каждого приходится подстраиваться». — «А зачем же хамелеонствовать, разве нельзя просто людей любить, интересуясь их жизнью?» — спрашивая, отвечает владыка Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, епископ Орехово-Зуевский, руководитель и духовник православной службы помощи «Милосердие».

— Вы не представляете, с какими типами иногда сталкиваешься.

— Любить можно всякого человека. И мерзавца, и святого. Одного жалеешь с любовью, другим восхищаешься — тоже с любовью. Главное, не замечать стороны злые, а концентрироваться на добрых. И стараться найти что-то хорошее в человеке: плохое-то искать не надо — само вылезет.

В общем, на этом можно уже и заканчивать интервью. Потому что двумя фразами, такое чувство, сказано все о жизни вообще и человеческой — в частности. Но нам все-таки помимо дел духовных, возвышенных нужно поговорить еще и о приземленных — как увеличить поток пожертвований в адрес службы «Милосердие».

***

— Владыка, чтобы проекты службы «Милосердие» продолжали исправно действовать, ежегодно требуется полмиллиарда рублей. Как вы доросли до таких размеров?

— Пусть вас не смущает количество нолей в этой сумме. В масштабе всей социальной деятельности государства это капля. Для нас же это всегда головная боль — регулярно собирать такие деньги. А доросли мы очень просто и как бы само собой.

— То есть?

— Ну, мы не планировали наши проекты специально, не вырабатывали скрупулезных концепций… Просто появлялись люди, которые хотели делать что-то доброе. Одновременно находились другие люди, которые в этом добром нуждались. Когда те и другие соединялись — получался очередной проект. Все.

— А проект надо обслуживать?

— Некоторые проекты в самом начале работали вообще без денег, но потом они разрастались, и тогда становилось понятно, что их нужно финансировать. Допустим, наши добровольцы в свободное от работы время ходили по домам и помогали тем, кто нуждался в уходе. Но со временем добровольцев стало так много, что возникла необходимость брать на зарплату координаторов. Так и сформировался штат службы добровольцев. Еще мы ходили по детским домам, но затем поняли, что это мало помогает. Поэтому решили открыть собственный детский дом. Вот за четверть века у нас и накопилось около 30 проектов, которые не могут обходиться без денег.

— С чем связаны возникшие у службы «Милосердие» финансовые проблемы?

— Уходят крупные благотворители, которые нам помогали. Кто уехал в Англию, кто просто исчез. В наше такое изменчивое и неустойчивое время найти крупных благотворителей, которые бы жертвовали регулярно, довольно сложно.

— Разве нельзя помогать из Англии?

— Люди разоряются. Потом сообщают: мы больше не в состоянии.

— А гранты, государственные субсидии?

— Есть. Но они не покрывают всех наших нужд. И это тоже разовая помощь.

— Есть выход?

— Не выход — способ. Нами опробованный и проверенный. Называется так: общество Друзей милосердия. Идея пришла к нам в предыдущий кризис — в 2008 году. И она нас спасла, по сути. В то время наше финансирование сократилось на треть из-за ухода крупных жертвователей. Мы стали экономить, ужали некоторые свои проекты. Но все равно денег не хватало. Как выкрутиться? И мы подумали: а почему бы не обратиться адресно к людям не богатым, но среднего достатка? И предложили регулярно жертвовать сотую часть своих доходов.

— Сотая часть, копейка от рубля…

— Да, и это подействовало. Сейчас у нас собралось более 10 тысяч Друзей милосердия, и они обеспечивают пятую часть финансирования всех наших проектов.

— Как это работает?

— Любой может оформить подписку. Раз в месяц с телефона или банковской карты снимается какая-то сумма.

— И люди откликаются?

— Мы все минувшее лето звали людей. В результате объем пожертвований увеличился вдвое. И если бы у нас таких Друзей милосердия было в три раза больше, то решились бы все наши финансовые проблемы.

А если немного отстраниться от разговора о деньгах, то мне кажется, что это все важно и для них самих, жертвователей. Конечно, они и самостоятельно могут оказывать помощь нуждающимся — бездомным купить еды, дать денег многодетной семье. Но когда мы вместе собираем эти деньги, то гораздо больше можем сделать. Понемногу от многих — наш девиз. И это на самом деле работает — спасает жизни.

— Я правильно понимаю, что вы хотите, чтобы люди, которых вы называете Друзьями милосердия, образовали некое сообщество единомышленников?

— Мне бы очень хотелось, чтобы эти люди стали действительно друзьями. А не просто перечисляли деньги с зарплаты. Чтобы понимали и интересовались, что у нас происходит. Помогали нам своими идеями, участием, молитвами, если это люди верующие. Чтобы они стали друзьями для тех, кому помогают — кстати, мы оказываем регулярную помощь примерно двум тысячам человек. Чтобы они знали их, любили, сострадали им, сочувствовали. И я тоже готов с ними встречаться, дружить — и в соцсетях. Я хочу, например, размещать там понятные для современного человека заметки о Церкви, духовной жизни, заповедях.

— Получается, что в кризис меньше жертвуют богатые, а средний слой — больше?

— Получается так. Мы говорим: вот сейчас кризис, помоги тому, кому хуже, чем тебе! В испытаниях проявляется подлинная сущность человека.

— То есть вы переключились на некрупных жертвователей?

— Не то чтобы переключились — пытаемся достучаться до людей разных социальных групп. А так мы по-прежнему ходим с рукой, протянутой к предпринимателям. Я рассылаю письма куда только можно. Был у меня день рождения. И я всем объявил: подарков не надо, а лучше пожертвуйте на нашу службу.

— Вас не смущает, что в таком виде милосердие становится, как бы это сказать, автоматическим, что ли — все эти ежемесячные электронные переводы?

— Совсем наоборот. Такая помощь сложнее, чем разовая. Люди, бывает, жертвуют, повинуясь мгновенному движению сердца. Вот, увидел несчастного человека, пожалел его, на себя его жизненную ситуацию перенес — и помог. А тут каждый месяц у тебя снимают тысячу рублей. Понимаете? Это тяжелее. Тут надо быть верным выбранному решению. Это особенно важно, потому что сейчас мы живем в мире, в котором очень мало верности… Один выпускник нашего детского дома пошел учиться в светский вуз. И рассказывает, как его сокурсники обсуждали, сколько может быть настоящих любовей в жизни. Мое мнение, что настоящая бывает только одна. А у них, оказывается, и две, и три может быть, если первая надоест, а вторая состарится.

— Иначе говоря, вы за то, чтобы каждый день вставать с постели и делать зарядку, а не броситься разок на амбразуру под влиянием эмоций?

— Точно так! Отсутствие верности, постоянства — бич нашего времени. А здесь человек верен — всегда. Для русского это особенно важно. Немцу, может, и проще.

— Пожалуй, это еще и духовный труд.

— Работа. Обыкновенная работа над собой, со своей душой. Мало кто сейчас хочет это делать. Люди стремятся жить впечатлениями, переживаниями, экстримом. Всполохами какими-то. Это хорошо в меру, наверное, дает вкус жизни. Но надо ведь и работать, прилагать усилия. Господь говорит: «Царство Небесное силой берется».

— Может, время такое. Или все-таки это: «Времена не выбирают, в них живут и умирают»?

— Я думаю, надо жить по старому девизу: «Делай что должно, и будь что будет». Будь верен делу, к которому тебя призвал Господь. Не суди других. И будь осторожен, потому что справа красные, слева — белые. А на Страшном Суде ведь не спросят, в какое время ты жил! Спросят, как ты жил. Какая вокруг тебя складывалась атмосфера, жизнь людей вокруг тебя, делился ли ты с ними своими любовью, сочувствием, добротой. Там нам все о нас расскажут, не сомневайтесь.

— Сейчас развелось столько разных фондов, которые на словах помогают, а начнешь выяснять — только зарплаты себе начисляют, а помощи — с гулькин нос. Как понять, что служба «Милосердие» — именно то, чем себя называет?

— Мы открыты и прозрачны. Наши сотрудники из отдела фандрайзинга не получают проценты от привлеченных денег. У них фиксированная зарплата. Они не для этого работают. Отчеты мы публикуем регулярно. Человек жертвует деньги и может увидеть, на что они израсходованы. Может прийти в любой наш проект, договорившись о дне посещения. И я уверен: люди увидят своими глазами, что дают деньги не на «Мерседес» толстому попу.

К слову, расскажу вам одну историю. Дело было, когда мы собирали пожертвования для погорельцев — помните пожары в 2010 году? У нас тут рядом с храмом замечательный такой штаб был. Добровольцев уйма. Кто мотопомпы закупает, кто одежду сортирует, кто еду возит спасателям, которых забыли накормить… И вот приходит корреспондентка одной крупной московской газеты и спрашивает, кому мы помощь отсылаем. Ну, мы и говорим: вот отчет на сайте, выбирайте кого хотите. Она выбрала десять пунктов отчета, связалась со всеми, кто получил помощь. Проверила их — все получили помощь. Мы спрашивали, будет ли она об этом писать. Она говорит: попозже напишу. С тех пор уже семь лет прошло, а материала все нет.

— Обидно было?

— Приятно. Значит, мы все правильно делаем, подумал я тогда.

— Владыка, а как вы сами оказались на этом поприще благотворительности?

— Думаю, это был призыв Божий. Я вернулся из армии. Был некрещеным атеистом. И переживал личностный кризис. Во всем разочаровался, разуверился. В искусстве, в политике. Мне хотелось какой-то отдушины. Но что делать, не знал. Как жить, чем заниматься? И вот я помню это мгновение в мельчайших подробностях. Я иду по Бакунинской улице, рядом со зданием телеграфа, — там еще трамвайные пути. И вдруг мне приходит мысль: а ведь есть же на свете больные дети, что если им помогать, это же, наверное, хорошо в любом случае и имеет какой-то смысл? И все! Пошел я работать в больницу санитаром. В детскую устроиться не смог, но взяли в туберкулезную. Там я и пришел к вере. Это был решающий такой шаг к Богу, выраженный в ясной, короткой мысли.

— И откуда взялась она — непонятно.

— Ну, я думаю, Бог-то есть все-таки, — добродушно усмехается владыка Пантелеимон. И мне нравится, как лишь одним словом он снижает жанр без ущерба сказанному.

***

Православная служба помощи «Милосердие» входит в топ-5 благотворительных организаций России, согласно рейтингу Русфонда. «Милосердие» — это 27 социальных проектов, в том числе детская выездная паллиативная служба, Свято-Спиридоньевская богадельня, кризисный центр «Дом для мамы», «Ангар спасения» для бездомных, служба помощи ВИЧ-инфицированным, патронажная служба, одна из крупнейших в России служб добровольцев (более 1200 человек), детский сад для детей-инвалидов. Стать Другом милосердия можно, оформив регулярное пожертвование на сайте службы «Милосердие» miloserdie.help.

Диакония.ru/Патриархия.ru

Εκδοχή: Ρωσική

Τα υλικά κατά θέματα

Ο πρόεδρος του ΤΕΕΣ συλλειτούργησε με τον πατριάρχη Αντιοχείας κατά τη Θεία Λειτουργία στο Μετόχι της Ρωσικής Εκκλησίας στη Δαμασκό

Εορτάσθηκε η πανήγυρη του ναού του Μετοχίου της Ρωσικής Ορθοδόξου Εκκλησίας στη Δαμασκό

Ο πρόεδρος του ΤΕΕΣ επισκέφθηκε το υπουργείο Βακουφίων της Συρίας

Σε κοινότητες της Πατριαρχικής Εξαρχίας Αφρικής παραδόθηκε ανθρωπιστική βοήθεια

Εκατοντάδες άπορες οικογένειες στο Ανατολικό Τιμόρ έλαβαν βοήθεια σε τρόφιμα από τη Ρωσική Ορθόδοξη Εκκλησία

Πραγματοποιήθηκαν στη Λαύρα της Αγίας Τριάδος και του Αγίου Σεργίου του Ραντονέζ οι πανηγυρικοί εορτασμοί στη μνήμη του Αγίου Σεργίου

Το Συνοδικό Τμήμα Ευποιΐας βοηθά πληγέντες από τον τυφώνα στις Φιλιππίνες

Διανομή εκατοντάδων δεμάτων με τρόφιμα σε πλέον φτωχότερες οικογένειες στο Νταβάο από την εκκλησιαστική επαρχία Φιλιππίνων και Βιετνάμ την περίοδο της πανδημίαςм

Άλλα συνεντεύξεις

Ο μητροπολίτης Βουδαπέστης και Ουγγαρίας Ιλαρίωνας: Tο Βατικανό ενέδωσε στους φιλελεύθερους στο ζήτημα των ομοφυλόφιλων ζευγαριών

Μητροπολίτης Βουδαπέστης και Ουγγαρίας Ιλαρίων: Αυξάνονται οι αξιώσεις της Κωνσταντινουπόλεως

Β. Λεγκόιντα: Οι πιστοί της Ουκρανίας υποβάλλονται σε ένα τερατώδες πείραμα

Μητροπολίτης Βολοκολάμσκ Ιλαρίωνας: Η Ρωσική Ορθόδοξη Εκκλησία έλαβε το αυτοκέφαλό της με νόμιμο τρόπο

Μητροπολίτης Βολοκολάμσκ Ιλαρίωνας: Ο πόλεμος δεν είναι μέθοδος επίλυσης συσσωρευμένων πολιτικών προβλημάτων

Μητροπολίτης Βολοκολάμσκ Ιλαρίωνας: Οι Εκκλησίες θα χρειασθεί να λάβουν ασυνήθιστες αποφάσεις

Μητροπολίτης Βολοκολάμσκ Ιλαρίωνας: Είναι απαραίτητο να πράξουμε το παν, προκειμένου να μην υπάρξει πόλεμος, ούτε παγκόσμιος, ούτε και τοπικός

Μητροπολίτης Βολοκολάμσκ Ιλαρίωνας: Πιστεύουμε ότι η Εκκλησία μπορεί να θεραπεύσει το σχίσμα με τον «συνοδικό νου»

Μητροπολίτης Βολοκολάμσκ Ιλαρίωνας: Ο Πατριάρχης και ο Πάπας θα συζητήσουν την επιβίωση των χριστιανών

Μητροπολίτης Βολοκολάμσκ Ιλαρίωνας: Η απειλή για την παρουσία των χριστιανών στους Αγίους Τόπους δεν μπορεί παρά να προκαλεί ανησυχία στη Ρωσική Εκκλησία